Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.06.2024 / 10:51:09
В ГАБТе им.А.Навои состоялся творческий вечер, посвященный 75-летнему юбилею ведущего режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея СлонимаБОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz, По мнению специалистов, Андрей Евсеевич является представителем семьи, которая вот уже три поколения , можно сказать, возвышает наш город. И это говорит о многом. …После звучания яркого «Полонеза» из «Евгения Онегина» П.И.Чайковского и торжественного выхода на сцену парадно одетых артистов хора и части солистов официальную часть вечера открыла известный музыковед Инесса Гульзарова, которая сказала о большом вкладе А.Е.Слонима в развитие оперного искусства в Узбекистане, о разносторонности его талантов. С поздравлениями в честь юбиляра выступили художественный руководитель ГАБТа им. А.Навои Абдулла Алимов, председатель Союза композиторов и бастакоров Узбекистана Рустам Абдуллаев . Они высоко оценили результаты многолетней работы Андрея Евсеевича в Большом театре Узбекистана и пожелали ему новых творческих свершений. Андрей Евсеевич получил в подарок традиционный узбекский чапан с золотой вышивкой. Долгих творческих лет мастеру пожелали представители Россотрудничества , Русского и Немецкого культурных центров Узбекистана. Вопреки привычным принципам свой творческий вечер "Наедине со всеми…" Андрей Евсеевич вёл сам. В каждом представлении очередного номера из поставленных им оперы юбиляр в кратких преамбулах свободно размышлял о событиях в нем происходящих и переживаемых эмоциях героев. Зрители на едином дыхании наслаждались непревзойденными номерами классического искусства. На творческом вечере прозвучали сцены из опер "Сельская честь", "Пиковая дама", " Тоска", "Богема", "Царская невеста", «Алеко» и других. По мнению одного из зрителей Елены Макаровой, великолепные голоса ведущих солистов ГАБТа им.А.Навои, высокая энергетика спетых и сыгранных по постановочному замыслу сцен, великолепные костюмы артистов и декорации создали атмосферу настоящего торжественного юбилейного вечера. Это был истинный Театр Оперы. Театр в первую очередь воспринимается зрителями. Интересно привести высказывания присутствующих в зале известных творческих и общественных деятелей Ташкента. Как нам сказала известный педагог и музыковед Елена Кари — Якубова, Андрей Евсеевич Слоним, человек, чью творческую деятельность невозможно охарактеризовать одним словом – режиссёр-постановщик, артист, сценограф, педагог, но это и прекрасный , тонко чувствующий поэт, умеющий уловить тончайшие движения души. Творческий вечер «Наедине со всеми», посвящённый 75-летию Андрея Слонима, погрузил зрителей в волшебный мир оперы, ретроспективой показавший работу мастера с ведущими солистами оперы, дирижёрами, сценографами. Этот прекрасный вечер можно назвать лишь промежуточным итогом, так как Андрей Евсеевич полон новых планов и креативных идей. Праздничный концерт чередовался многочисленными поздравлениями наполненными тёплыми, искренними словами в адрес юбиляра. Присоединяясь к многочисленным поздравлениям, я хочу пожелать Андрею Евсеевичу крепкого здоровья, большого творческого вдохновения и успешной реализации новых проектов на радость зрителям.
На этот вечер А.Е. Слонимом была приглашена группа представителей ташкентского творческого клуба «Интеллектуал». Была среди них и Нелли Ким, которую мы попросили поделиться своими впечатлениями об этом юбилейном вечере. И вот, что она нам сказала: А. Е. Слоним практически всю свою творческую жизнь несет свет оперного искусства и вообще классической музыки в народ. Подвижник и просветитель, поэт и общественный деятель, он осуществляет проекты, пропагандирующие и отечественную, и мировую культуру. Даже на своем творческом вечере юбиляр проявил свой большой режиссерский талант. Пролог был просто великолепен: полонез из оперы «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского, настроил зрителей на то, что действо будет самой высокой художественной пробы. Обычно на юбилейных вечерах все идет по определенному плану: поздравления коллег, заздравные речи руководства. На юбилее А.Е. Слонима все было по -другому. Каждый выступающий так мило, с юмором, с такой любовью поздравлял юбиляра, что всем было легко и весело. А подаренные златотканые халаты необычайно пошли Слониму. А театрализованные сцены из спектаклей были разными по настроениям, событиям, жанрам. Композиция вечера была замечательной: в ней нашли отражение основные спектакли, поставленные А.Е.Слонимом не только на сцене родного театра, но и на других сценах. В первом отделении прозвучали отрывки из опер Пьетро Масканьи «Сельская честь» (Туридду -Бегзот Садыков, Сантуцца - Анастасия Юдина, Лола – Эмине Джевдетова); С.В. Рахманинова «Алеко» (Земфира – Заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова, Алеко- Камоллитдин Мухаммадиев), Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур (Лючия - Анжелика Мухаметзянова, Генри – Заслуженный артист Узбекистана Шукур Гафуров). Перед каждым отрывком А. Е. Слоним представлял своих молодых коллег. Они восхитили, и взорвали зал своим вокалом и органикой жизни на сцене. Крики «бис» и «браво» звучали после каждого выступления, аплодисменты были щедрыми и заслуженными. В числе многих прекрасных номеров особо хочется отметить речитатив и романс Графини из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского в исполнении Заслуженной артистки Узбекистана Ольги Александровой, сподвижницы мэтра. Это и яркий след московской постановки «Пиковой дамы» А.Е. Слонима, воплощенный отечественным мастером оперы. Это – и истинная творческая и человеческая дружба, продолжающаяся полвека. В других выразительных сценах в своих партиях и образах были превосходны Надежда Банделет – Голендер, М. Полякова, Э. Мамедова. Хор звучал великолепно. Во втором отделении градус восхищения только поднялся. Кирилл Борчанинов, Ленара Закирова, Валерия Шароватова, Дильбар Салихджанова, М.Рузиев также были с любовью приняты зрителями. Нам также очень понравилась юная Екатерина Свиридова в роли куклы Олимпии из «Сказок Гофмана» Жака Оффенбаха, потому что сочетание виртуозного пения с актерской гротескной игрой не часто встречается в опере. Опера – чаще всего трагедия. В «Царской невесте» роль Любаши прекрасно исполнила певица Азиза Мухамедова в ярком ансамбле со своим отцом – ведущим солистом Нурмахматом Мухамедовым, представшим в образе сластолюбивого и коварного лекаря Бомелия. Лично я испытала катарсис, чувства героини трогают, заставляют сопереживать. Горячо была принята и «Заключительная сцена» из «Евгения Онегина», эмоционально и искренне спетая и прожитая Надеждой Банделет-Голендер и Рахимом Мирзакамаловым. Концерт завершился светлой «Сценой Помолвки» из оперы Римского-Корсакова «Царская невеста». Эпилог был также прекрасен , как и пролог. Такого представления, где каждый участник внес свой вклад в чествование мастера и Учителя великой силой Театра Оперы – не было давно. И дирижеры: новый главный дирижёр театра В.Чернухо-Волич, его коллеги А. Абдуллаева, Б.Худойкулов, и хормейстеры: С.Шадманов, Н.Куприянова, и педагог по хореографии Р.Чарыев, и дизайнер проекционной сценографии Ян Миленин, а главное – автор композиции, Заслуженный деятель искусств А.Е. Слоним создали настоящий спектакль - прославление классической Оперы и ее служителей.
Профессор Адель Чилякова, «Гражданин мира» (ЮНЕСКО) Андрей Слоним – «Рыцарь красоты, добра и любви» - этой метафорой я четыре года назад охарактеризовала уникальную личность Андрея Евсеевича Слонима в статье, посвящённой 30-летнему юбилею творческого служения ведущего режиссёра в Государственном Академическом Большом театре Узбекистана. Метафора оказалась настолько созвучной творческой и общественной деятельности нашего уважаемого и дорогого юбиляра, что она дважды прозвучала в этот прекрасный вечер «Наедине со всеми…» заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, посвящённый его 75-летию. Прозвучала в приветственном выступлении, открывающем этот незабываемый Творческий вечер, и в Пресс-релизе с программой мероприятия. Не удивительно! Имя ведущего мастера оперной режиссуры, сценографа, поэта, публициста и общественного деятеля Андрея Евсеевича Слонима уже записано в скрижалях нашей культуры как редкая гармония человеческой сущности, способной к индивидуальному диалогу с каждым, кто посетил храм искусства, и со всеми, чей ум и сердце открыты красоте музыки, слова и сценического воплощения. Вместе с умением воспитывать зрителя в способности воспринимать высокое оперное искусство Андрей Евсеевич ценит и поддерживает смелый эксперимент, полёт мысли и стремление изменить мир и человека в нём к лучшему. Как иначе? Искренний поэт и гражданин, он осознаёт, как необходимо в наше тревожное время будить в человеке ЧЕЛОВЕКА, чтобы сохранить цивилизацию. Моё сотрудничество с А. Е. Слонимом, с его супругой Л. В. Слоним, талантливым пианистом, концертмейстером и композитором, а также с их творческим коллективом ведущих и талантливых солистов, проходит не только на сцене театра, но также в поисках и воплощении новаторских путей решения тех самых проблем, которые являются сегодня источником тревоги за будущее человечества и за гармонию мира. Поэтому хочу выразить им признательность за поддержку моего проекта «Планета – наша общая Родина» и недавно вышедшей книги «Ключи к гармонии мира», которые признаны сегодня международной общественностью как уникальный вклад в дело глобального мироустройства и сохранения мира.
Тепло и своеобразно высказался о личности и творчестве А.Е. Слонима Вячеслав Чернухо- Волич , главный дирижер ГАБТа им. А.Навои Среди ценителей оперного искусства в Ташкенте вряд ли найдётся человек, не знающий имени Андрея Слонима. Более четырех десятилетий Андрей Евсеевич преданно служит театру имени Навои, щедро делясь своим талантом и опытом с несколькими поколениями оперных артистов. Как-то Марк Захаров сказал об А.Ширвиндте, что он не актер, не режиссер, он - Ширвиндт. В равной степени это можно отнести к Андрею Евсеевичу. Он - не просто оперный режиссер, поэт, писатель, талантливый рассказчик, он - Слоним ! Крепкого здоровья , уважаемый юбиляр ! Многая лета !!!
А теперь слово герою этого вечера, нашему юбиляру Андрею Слониму: Этот свой творческий вечер я назвал так: "НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ...". Почему? Да потому, что режиссёр всегда наедине со своими замыслами, он - наедине с каждым артистом, с которым индивидуально работает над драматургией образа, а в опере - над поиском действия по законам музыкальной драматургии. Режиссер наедине с дирижером, в союзе с которым работает над воплощением своего спектакля, он в союзе с художником-сценографом, хормейстером, концертмейстером. Режиссер наедине и с душой каждого зрителя, который воспринимает его спектакль и в благодатных случаях отвечает должным порывом души. И наконец - он наедине с собственной душой. И тут получается почти по великому А. С. Пушкину: " Наедине с моей душой я недоволен... сам собой"! Опять же - почему? Во-первых, потому, что задуманное всегда объективно и субъективно отличается от того, что получается в результате. Лучше или хуже - это вопрос, но - отличается. И не отступает мысль это усовершенствовать. И второе, что, наверное, и является самым главным. Лично для меня с юности абсолютно верен закон великого Гёте - стремление важнее, чем обладание. Результат важен. он может быть оценён и осмыслен. но он - "точка". А процесс стремления к результату - это движение. Движение общими усилиями, энергиями, волей к тому, чтобы в определённый момент всё сложилось и получилось именно ТАК. И, оценив результат в данное мгновение, сразу же и сознательно, и на уровне подсознания начинаешь осмысливать – как сделать это достигнутое ещё совершеннее. Здесь начинается новый отрезок процесса, отрезок движения к обновлённой цели. Принято осознавать. что сложно поставить спектакль, но гораздо сложнее его сохранять на различных этапах его жизни. И находить в поисках с артистами усовершенствования, уточнения, изменения уже найденного, чтобы вдохнуть и в спектакль, и в жизнь героев новые черты и детали, новое дыхание их жизни. А вот ещё одно, важное положение, мимо которого сегодня, к сожалению, легкомысленно проходят многие, кто стремится заниматься творчеством. Есть два слова и понятия, похожие по звучанию, но противоположные по смыслу : "СОМНЕНИЕ" и "САМОМНЕНИЕ". Первое из них ведёт к открытию, второе - в тупик. Вот почему упиваться тем, что воплощено по несомненному внушению некими высшими силами - неразумно и гибельно. Да, есть миг удовлетворения конкретным ЭТАПОМ, но есть и новый путь, по которому предстоит пройти. Это - путь поисков, находок и потерь, это аналог филигранности работы сапёра на минном поле. Необходимо найти своё решение (а их - множество!), которое и опирается на авторскую драматургию, и, вместе с тем, раскрывает современные законы психологии и мышления. И которое именно на данном этапе, в данный момент представляется наиболее органичным и верным. Оно не взламывает «ларчик» с органичным решением, а терпеливо подбирает «ключ» к его секретному замку. Если этот заветный «ключик» подойдет – ларчик откроется, и произойдет раскрытие нового в привычном. Опера – театр высоких состояний духа, она не терпит приземлённости, устремлений «приблизить» её к бытовому «правдоподобию». И в плодотворных случаях свежее органичное решение порадует истинной новизной. Однако, пройдет некоторое время - и найденное ранее покажется недостаточным, недозавершенным, требующим дальнейших уточнений. Остановить "прекрасное мгновение" по Гёте - это нелепо и губительно. То же самое - в прекрасном, непрерывном процессе поиска в Творчестве... Я от души благодарю руководство театра , моих дорогих коллег - артистов, дирижёров, хормейстеров, коллективы хора и оркестра нашего родного театра, группу миманса за все, что сделано , чтобы наш вечер прошел на таком высоком творческом уровне. В единстве и объединении нашей воли и энергии мы шли к рождению этого вечера как праздника Театра Оперы. И, к счастью, все воплотилось на достойном уровне, с горячим приемом нашими дорогими ценителями оперного искусства. Спасибо вам, дорогие коллеги и друзья! Спасибо вам, наши прекрасные зрители – истинные ценители оперного искусства! И в заключение. Праздник оперного искусства в нашем ГАБТе состоялся, очень порадовал многих зрителей, показал еще раз большой талант А.Е. Слонима. Думается, что в перспективе такие спектакли в которых так много звезд ташкентской оперы, можно было бы представлять и в соседних странах. БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz, председатель клуба «Интеллектуал» Фото Юрия ПОЛЯНСКОГО
|
|