Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.07.2024 / 14:31:59
В восьмой раз творческая группа ведущих солистов ГАБТа им. А. Навои во главе с ведущим режиссером-постановщиком Андреем Слонимом была приглашена на XXIII Международный фестиваль "ЦАРСКИЕ ДНИ" в ЕкатеринбургеКак известно, в ночь с 16-го на 17-е июня в Екатеринбурге в подвале печально известного Ипатьевского дома была расстреляна семья последнего российского императора Николая II. Вопиющее злодеяние, совершённое в ту зловещую ночь – очевидно и вот уже второй век взывает к сознанию всех здравомыслящих людей. Сквозь плотную череду прошедших десятилетий всё четче и более определённо просматривается истинно дьявольский, зловещий смысл этого варварского акта. Сейчас к общему сознанию взывает даже не столько факт убийства царской семьи – вне всякого сомнения – жестокий, бессмысленный,беспощадный. Гораздо болезненнее и ужаснее воспринимается в этом событии акт варварского убийства ЛЮДЕЙ, невиновных и беспомощных в средствах защитить себя от неправого зловещего самосуда. Волею исторических неурядиц с лица земли в столице Урала снесен зловещий Ипатьевский дом, в мрачном подвале которого было совершено то беспредельно зловещее убийство. А на месте его воздвигнут величественный Храм на Крови – воплощенный символ устремленности человеческих душ в раскаянии за вопиющее злодеяние, не имеющее ни срока давности, ни смягчающих в течении десятилетий сущности демонического озлобления человеческих душ. А рядом с этим Храмом воздвигнут прекрасный культурно-просветительский Центр «Царский», которому суждено в истории сыграть истинно выдающуюся роль в возвышении человеческих душ и приобщению их в высшим устоям и истинам . Именно отсюда начинается из года в год великий Крестный ход из центра Екатеринбурга к месту захоронения останков царской семьи – и тысячи людей в своей устремленности свершают пешком этот путь длиной в 21 километр, неся в себе покаяние и устремление к Добру. Именно здесь уже в двадцать третий раз совершился Международный фестиваль «ЦАРСКИЕ ДНИ», призванный высокой силой искусства очищать и облагораживать человеческие души в стремлении их к истинному Добру… И многочисленные паломники съезжаются в стремлении посетить эти святые места в сострадании и вочищениях души. И многие творческие гости приносят в эти дни свое искусство и мастерство, чтобы с особенной силой наполнить души людей истинным Светом и Добром… Творческую группу нашего ГАБТ имени А. Навои на уральской земле уже хорошо знают и любят. Радостно подметить, что на концерты её выступлений стекается множество зрителей, уже не раз посетивших предыдущие выступления гостей из Узбекистана. В этом году по приглашению организаторов фестиваля Андрей Евсеевич Слоним и музыкальный руководитель проекта Людмила Васильевна Слоним сформировали расширенную группу из четырёх ярких ведущих солистов театра, Лауреатов международных конкурсов Марины Поляковой (сопрано), Анжилики Мухаметзяновой (сопрано), Анастасии Юдиной (меццо-сопрано) и Бегзота Садыкова (тенор). Этот состав в очередной раз благословили к участию в «Царских Днях» и Митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий, и Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений, горячо поддержали приезд этой творческой группы и организаторы фестиваля. Здесь стоит сказать и о том, что, согласно традициям фестиваля, в творческие задачи группы ГАБТ имени А. Навои входили не только запланированные концертные выступления. Уже стало доброй традицией, что в самые первые дни приезда творческая группа ГАБТ имени А. Навои была приглашена на телепередачи канала «СОЮЗ», организованные ведущим тележурналистом Светланой Ладиной. И уже с этой передачи чётко и объёмно определились и творческие, и общественно-гуманистические задачи, с которыми истинный волонтёры от высокого искусства – наши солисты и их руководители прибыли на фестиваль. Очень примечательно, что в уже самом начале телесюжета ведущая Светлана Львовна Ладина подметила тот факт, что характер самого названия концертной композиции творческой группы ГАБТ имени А. Навои отличается от названий всех предыдущих выступлений. Если раньше эти названия звучали как «Растворил я окно…» или «Сквозь сирени широкую даль…» - то нынешнее название «Взметнись, душа, оковы разорвав!..» несёт совершенной иной смысл. На записи телесюжета вопрос о том, почему это так – был впрямую задан руководителю проекта, ведущему режиссёру ГАБТ имени А. Навои, заслуженному деятелю искусств Узбекистана Андрею Слониму. Он ответил, что смятенность нынешнего мира, драматизм опустошения и озлобления человеческих душ, размывания всех исконных принципов и основ сущности человеческого существования – заставили предельно заострить и содержание программы выступлений. Солисты группы и музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Васильевна Слоним говорили и об особенностях нынешней программы, и о своих устремлениях в раскрытии этой новой образности и драматургических противоречий характеров, ими раскрываемых. Кроме уже представляющих на предыдущих «Царских Днях» солистов театра, впервые в фестивале участвовала ведущая солистка – сопрано Марина Полякова, которая искренне поделилась с телезрителями и особенностями своей творческой биографии, и кругом исполняемых произведений. Отдельно был записан и особый телесюжет, посвященный поэтическому творчеству Андрея Слонима и его взглядам на различные проблемы современного оперного и вокально-исполнительского искусства. Следующим днем был главный день «Царских Дней» - канун трагической ночи гибели Царской семьи и величественного Крестного хода во имя Добра и очищения душ от Зла и Скверны в память о невинно умерщвленных царственных великомучениках. Согласно уже сложившейся традиции накануне Крестного хода перед обширным собранием представителей основных телеканалов и СМИ России был осуществлен пресс-подход встреч гостей фестиваля с представителями прессы. И уже вы третий раз по приглашению оргкомитета фестиваля в пресс-подходе участвовал Андрей Евсеевич Слоним. Он сказал, что главный смысл и сила и Фестиваля, и великого Крестного хода – в неодолимой силе Добра, которая должна сегодня преградить путь мировому Зду, оскудению душ, ожесточенности, отказу от высших устоев и принципов, завещанных человеку Всевышним. «Терроризм начинается не с момента, когда человек берет автомат и стреляет в собратьев – сказал Андрей Евсеевич, - терроризм начинается с мгновения, когда мальчик, увидев во дворе котенка, не замечает того, что перед ним ранимое творение Божье со своим внутренним миром – а нечто, что можно безнаказанно ударить, пнуть, да и попросту лишить жизни. Позднее этот «мальчик». Повзрослев, скажет: «Бабушка уже достаточно пожила. Ее надо отдать в дом для престарелых, а мы хорошо поживем в ее квартире. Позднее начинается дележ «добычи», теснение и устранение «соперников», накопления «богатств» - и забывают люди о том, что они отнюдь не центр Вселенной, а точка, крупица мироздания в мире, живущем по высшим законам… Вот почему любая попытка изменить мир должна начинаться с изменений в душе собственной, пробуждения в ней сочувствия, совести, устремлений помочь собратьям в облегчении жизненных обстоятельств. И тогда есть надежда, что и весь мир, окружающий нас, сможет стать чуть лучше…». Интересно, что это выступление Андрея Слонима, опубликованное и в сетях, выпускающие журналисты предварили вот такой преамбулой: «Режиссер-постановщик Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои из Узбекистана, заслуженный деятель искусств Андрей Евсеевич Слоним — человек-легенда. Вот уже восемь лет его команда посещает Царские дни. Зачем? Об этом он очень точно рассказал журналистам перед ночной Божественной литургией. Получился Манифест Царских дней. Манифест добра и милосердия, чести и достоинства, любви к Отчизне и к ближнему своему. Итак, Андрей Евсеевич — о главной ценности Царских дней. Послушайте это всей семьей! На фотоснимках — артисты Большого театра Узбекистана в дни своих концертов «Царских дней» в Екатеринбурге и Алапаевске. Концерты прошли с аншлагом и в удивительной атмосфере Царских встреч — встреч единомышленников с настоящим искусством — Рады, что и творчество наше служит возвышению и очищению душ и сближению людей во имя Добра, — говорит Андрей Евсеевич. Сегодня он вернулся в Узбекистан и шлет всем поклон и слова благодарности.». А затем творческая группа ГАБТ имени А. Навои в течение двух дней – 17-го и 18-го июля – дала два замечательных концерта-композиции. Первый из них уже в четвертый раз был дан в Алапаевске, в прекрасном Доме-музее П.И.Чайковского. А второй был на столь же высоком уровне исполнен в концертном зале Центра «ЦАРСКИЙ». Очень важно отметить, что и в Алапаевске, и в Екатеринбурге специально на эти концерты пришло большое количество заинтересованных зрителей. Программа была контрастной, весьма непростой для восприятия. И тем радостнее отметить, что каждый исполняемый номер с первых секунд до последних мгновений звучания принимался исключительно горячо, а затаенное внимание зрителей ловило каждый момент пения и действия. Зал в музее П.И.Чайковского был более камерным, и контакт исполнителей со зрителями был совершенно непосредственным в «ближней дистанции». Тем не менее обширная и разнообразная программа, рассчитанная почти на 2 часа – воспринялась многочисленными и умными зрителями весьма эмоционально и с большой энергетической отдачей. А сами артисты работали на самом высоком уровне излучения эмоций и энергетики. Программу открыл утонченно-духовный строй романса Митрополита Серафима (Чичагова) «Хочу молиться», вдохновенно исполненный органичным и гибким дуэтом Анжилики Мухаметзяновой и Анастасии Юдиной. Сама Анжилика Мухаметзянова динамично и ярко преображалась в утонченных «правилах игры» редко исполняемого романса М.П. Мусоргского на стихи В Курочкина «Но если бы с тобою я встретиться могла…». А позднее порадовала юмором, юным задором, обаянием и техническим совершенством исполнения знаменитой Каватины Людмилы из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Чуть позже в непростом по состояниям души дуэте П. И. Чайковского на стихи Ф. Тютчева «Слёзы» как бы в очередной раз отдалась трогательная дань памяти Царской семьи – в прекрасном дуэте-ансамбле с Анастасией Юдиной. А далее певица с необычайной эмоциональной силой исполнила знаменитый «Вокализ» С. В. Рахманинова, где без единого слова увдалось раскрыть всю трагедию мятежного и бурного ХХ века, несущего смятения и ломки судеб и жизней. Анастасия Юдина, блеснув мастерством и вкусом в дуэтах с А. Мухаметзяновой – многообразно и многокрасочно раскрыла совершенно различную драматургию исполненных ею произведений. Трагично и с болью прозвучал пронзительный авторский романс Людмилы Слоним на стихи А. Блока «Когда в листве, сырой и ржавой…» - и в обреченности героя увиделись явственные параллели с мученическим уходом семьи последнего российского императора. Этой же памяти послужил и стилизованный романес современного композитора Вадима Бибергана «Сирень» на стихи А. Блока, написанный для фильма «Романовы – венценосная семья». И верилось, что эти вдохновенные, полные скрытого драматизма строки вполне могли быть исполнены юными дочерьми императора… А затем ташкентская группа в виде смелого эксперимента показала драматичную сцену из оперы П. Масканьи «Сельская честь». В этой опере в светлый день Пресвятой Пасхи герои забывают о Господе и погружаются в омут слепых и бессмысленных страстей. Полную драматизма сцену, где героиня оперы Сантуцца, уличив в измене своего возлюбленного Туридду, пытается вернуть его любовь и нежностью, и жестким напором, и гневом, а он безвольно то невнятно отвечает, то обрушивается на нее с гневными упреками – А.Юдина и Бекзот Садыков спели и сыграли на предельном накале эмоций. И заслужили весьма горячий прием публики. А затем Анастасия Юдина задорно и светло исполнила редко звучащую песню Леля из музыки П.И.Чайковского к «Снегурочке» А.Н.Островского. Молодой тенор Бегзот Садыков уже второй раз покорял уральцев и красивым тембром, и эмоциональностью. Начав с драматичного и полного тоскливых предчувствий романса С. В. Рахманинова на стихи Г. Галиной «Как мне больно», он раскрыл и редкостный свет любви Германа к Лизе в знаменитой арии Германа из «Пиковой Дамы « П.И Чайковского. А затем предстал в образе любящего художника Каварадосси в дуэте со своей возлюбленной Флорией Тоской. Обеспокоенный судьбой скрытого им к часовне политического узника Анджелотти, он вяло реагировал на любовные призывы Тоски. И вызывал у нее приступы сомнения и ревности. И гасил их правдой чувства и страсти… В полной гармонии с замыслом композиции раскрыл он и яркий романс Г.Свиридова на стихи А. Прокофьева «Ой, снова я сердцем широким бедую…», связав незримой нитью духовную жизнь современников царской семьи с нашими днями, с неизменностью чувств человеческих… А впервые приехавшая на фестиваль Марина Полякова поразила зрителей энергией и объемом своего драматического сопрано, излучением чувств высокой энергетики. Она прекрасно воплотила знаменитое ариозо Лизы на набережной, раскрыв в нем трагичность своей безысходности, она с большим мастерством прожила сложную арию Натальи из оперы Т. Хренникова «В бурю», она блеснула удалью, задором и иронией в блестящем воплощении сатирического моноспектакля «Гопак» М.П.Мусоргского. Стоит сказать о том, что в этом году отмечаются юбилейные даты и М.И.Глинки, и М.П.Мусоргского, и вплетание их творений в ткань вечера было органичным и желанным. С традиционной значимостью сплетался в эту композицию и ряд авторских стихов А.Е.Слонима. Они посвящались «Царским Дням», и оба по –разному и едино воплощали суть нашего сегодняшнего отношнения к мировым искажениям исконных понятий, и к необходимости обновления душ великой силой Добра и Сострадания. Органично предваряя каждое выступление краткой выразительной преамбулой , Андрей Слоним в ансамбле с Людмилой Слоним органично и убедительно предъявил и два произведения в почти забытом сегодня жанре мелодекламации – «Как хороши, как свежи были розы» И.Тургенева на музыку А. Аренского и «Чеховский домик» На стихи Ю.Левитанского с музыкой второй части второго фортепианного квартета Д. Шостаковича. И то, и другое произведение органично вплелось в ткань замысла и было горячо принято зрителями. Между концертами в Алапаевске и в Екатеринбурге была естественная разность в органичных сиюминутных нюансах исполнения, в живом мастерстве неповторимости каждого из мгновений проживания артистами своих номеров и жизни их героев и героинь. Филигранная отделка произведения и с музыкальным руководителем-концертмейстером Людмилой Слоним, и с режиссером проекта Андреем Слонимом – сказалась в нерушимом единстве высокопрофессионального пения с драматургическим проживанием произведения на сцене как своеобразного мини-спектакля. Думается, стоит привести здесь и отклик на концерт директора Дома-музея П. И. Чайковского в Алапаевске Ольги Петровны Чечулиной: «Спасибо за замечательную композицию, которая была представлена в музее, за высокий профессионализм исполнительского мастерства, за яркие и незабываемые впечатления от выступлений. Я надеюсь на дальнейшее творческое сотрудничество. И будем очень рады видеть Вас и Ваших коллег в нашем музее». Горячо откликались и зрители, как в Алапаевске, так и в Екатеринбурге, искренне благодарившие за высокий уровень мастерства, за глубину проникновения в основы и устои русской и мировой исполнительской культуры, за внимание к спетому и произнесенному Слову. Они оценили и ТЕАТРАЛЬНОСТЬ показанной композиции, где каждый номер предстал своеобразным мини-спектаклем, представив величие Театра Оперы и истинно высокий уровень творчества. И в Алапаевске, и в Центре «ЦАРСКИЙ» восторженные зрители эмоционально благодарили замечательную творческую группу за прекрасную композицию и высокое мастерство. Нельзя не сказать о теплой заботе организаторов фестиваля не только о творчестве, но и о быте творческой группы ГАБТ имени А. Навои . Все дальние переезды были обеспечены с привлечением транспорта, организованного оргкомитетом Фестиваля. Жила творческая группа в одном из лучших отелей бизнес-класса. Истинной благодарности за заботу и содружество достойны и руководитель просветительских проектов и программ Центра Царский, неутомимая Елена Владимировна Редкошеева, и руководитель пресс-центра Екатеринбургской Епархии Анжела Тамбова, и настоятель Храма На Крови Протоиерей Максим, и высокопрофессиональные тележурналисты телеканала «СОЮЗ», и многие, многие другие… Да, ГАБТ имени А. Навои волею судеб органично и активно участвовал и в этом году в значительных российских проектах. И почти одновременно с тем, как директор ГАБТ, народный артист Рамиз Усманов успешно и плодотворно работает в составе жюри конкурса Елены Образцовой в Санкт-Петербурге – творческая группа театра и в этом году успешно и ярко вплела свое самобытное творчество и мастерство в ткань прекрасного XXIII Международного фестиваля «ЦАРСКИЕ ДНИ» на Урале. И еще раз показал высокий уровень мастерства и творческих возможностей солистов нашего любимого ГАБТ имени А. Навои. И еще, и еще раз органично сплел в единый творческий узел традиции оперного искусства Узбекистана и России – вечные, истинные, незыблемые, живые…
Б.Бабаев, Kultura.uz
|
|