Гала-концерт "Осенняя Симфония Оперетты" в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана первого сентября 2024 года был посвящён двум знаменательным событиям: 33-ей годовщине независимости Республики Узбекистан и открытию 52-го театрального сезона. Гостями праздничного концерта были не только жители Ташкента и Ташобласти, но и гости из Казахстана.
Это были артисты Казахского национального драматического театра имени Мухтара Ауэзова. Они приехали в Узбекистан дать гастрольные спектакли в Ташкенте и Нукусе. Красочные афиши и плакаты в фойе нашего театра оперетты приглашали посмотреть со 2 по 4 сентября 2024 года в Государственном театре музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана следующие спектакли: двухактную историю любви Г. Мусрепова «Козы Көрпеш – Баян сұлу»; легенду «Заклятие Коркута» (автор Иран-Гайып) и комедию Т. Нурмаганбетова «Свадьба Кырманбая».
Спектакли, успешно проходившие на основании подписанного Меморандума между Государственным театром музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана и Казахским национальным драматическим театром имени Мухтара Ауэзова о взаимном творческом сотрудничестве в области культуры и искусства и дальнейшей перспективе развития деятельности театров двух сторон, были особенно высоко оценены представителями казахской диаспоры в Ташкенте.
Гала-концерт открыла «Увертюра» к «Кандиду» Леонарда Бернстайна в исполнении Симфонического оркестра театра под руководством дирижёра Бобомурода Худойкулова. Жанровая принадлежность «Кандида», созданного американским композитором по мотивам философской повести Вольтера в начале 50-х годов прошлого века, трояка: специалисты его относят как к мюзиклу, так и к опере и даже бродвейскому шоу. Само имя «Кандид», буквально, означает «чистосердечный», «искренний» - такова и музыка Бернстайна. Сочинение полно сарказма и противоречий, в котором композитор путает оптимизм с сатирой и одновременно откровенно критикует утопические представления людей, будто мы живём в лучшем из миров. Поначалу не принятый американской общественностью, спектакль позднее возобновили в Нью-Йорке, и он успешно идет уже много десятилетий в России и в Америке. А увертюра к оперетте вскоре обрела самостоятельную жизнь и превратилась в настоящий симфонический шедевр, торжественно прозвучавший в ГТМК (оперетты) Узбекистана в этот день. Тонкий музыкант и требовательный дирижёр Бобомурод Худойкулов передал в «Увертюре» всю безграничную фантазию автора, когда композитор непринуждённо подаёт «высокий стиль» в лёгкой манере и его отличная оркестровка сквозит налицо..
В программе Гала-концерта прозвучали знаменитые произведения европейской классики. Бекзот Садыков исполнил «Тост Орловского» из самой популярной и «праздничной» оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь» в сопровождении артистов хора, балета и Симфонического оркестра под управлением главного дирижёра театра - Сухроба Раджабова. Спектакль присутствует в репертуаре театра со дня его основания, пользуясь большим успехом у зрителей.
Регина Зарипова и Валерий Климов исполнили сверхпопулярный Дуэт обаятельного повесы Дон Жуана и кокетливой Церлины из оперы «Дон Жуан» В.А. Моцарта (дир. Сухроб Раджабов), полный страстей и острых столкновений характеров.
Олеся Зварцева вновь блистала в Арии Чио-Чио-Сан на итальянском языке из оперы «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини и заставила на время проникнуться трогательной и трагичной историей о наивной японке-гейше, полюбившей на свою беду циничного американского морского офицера Пинкертона. На концерте солистка театра спела свою знаменитую экстатичную арию «Un bel di vedremo» («В ясный день желанный»), в которой подробно описывает, как в один прекрасный день её избранник приплывёт в бухту, поднимется на холм и снова встретит свою любимую жену. Ей помогал в блистательном эмоциональном исполнении сложной арии дирижёр Бобомурод Худойкулов.
На зрителей сильное впечатление произвели Диана Шерезданова, Игорь Бухаидзе и Валерий Климов в Сцене и терцете Мариетты, Филиппа и Наполеона из оперетты «Баядера» Имре Кальмана (дир. Сухроб Раджабов) своей лёгкостью, вдохновением и сарказмом. Зрители посмеялись от всей души над этим органичным терцетом..
Программа Гала-концерта длилась три часа с небольшим антрактом. У зрителей была ещё неоднократная возможность насладиться вокальной музыкой И. Кальмана, Ф. Легара, Дж. Пуччини, В. Моцарта, А. Дворжака,
Л. Ардити, Ш. Гуно, Ж. Оффенбаха, Дж. Россини, А. Бабаджаняна,
У. Гаджибекова, а также лучшими сценами и дуэтами из спектаклей текущего репертуара. По традиции, концерт обогатили популярные национальные мелодии, зарубежные хиты (Песня из к/ф «Крестный отец» «Parla Piu Piano в исполнении Фирдавса Садиллоева и хора театра), а также традиционные танцы, совмещённые с вокалом («Узбекистон гулзор» в исполнении Ифоды Алижановой и детской хореографической студии).
Интернациональное наполнение концертной программы
подтвердило слова из поздравительной речи президента Узбекистана в парке "Янги Узбекистон" по случаю 33-й годовщины независимости нашей страны. Глава Республики Шавкат Мирзиёев в своей речи отметил, что главная наша ценность – мир и стабильность, а сила нашей страны – в единстве народа.
Эту тенденцию единства народа и укрепления творческих международных контактов с соседними странами коллектив театра планирует проводить на практике в ближайшей перспективе. Об этом рассказал в интервью с обозревателем сайта «Культура.Уз» главный режиссёр ГТМК (оперетты) Узбекистана Руслан Шерезданов:
- В новом 52-ом театральном сезоне театр примет участие в Пятом юбилейном Всероссийском театральном фестивале новых музыкальных проектов «Другие берега», который пройдёт в Новосибирске осенью 2024 года. С 11 по 13 ноября 2024 года театр примет участие в Девятом фестивале музыкальных театров «Видеть музыку», который состоится в Москве (Россия) с мюзиклом "Ревизор".
Мы планируем поставить мюзикл "Ревизор-инкогнито" по мотивам знаменитой комедии русского классика Н.В. Гоголя. Это будет совершенно новая версия, отличная от постановок драматических театров, более лёгкая, взрывная комедия в сопровождении оркестра и струнного квинтета, насыщенная яркими музыкальными номерами, народными песнями. Мы пригласили балетмейстера-постановщика Марию Левицкую из ГАБТ им. Алишера Навои для работы над этим спектаклем. Я думаю, зрителям наш музыкальный спектакль должен очень понравиться. Этот новый мюзикл будет показан российским зрителям в Москве на сцене Театра юного актёра в рамках ежегодного фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку».
Нам предстоит колоссальная работа над созданием знаменитого мюзикла "Целуй меня, Кэт" (Коул Портер) по мотивам комедии Уильяма Шекспира "Укрощение строптивой", который мы хотим воплотить в жизнь в декабре-январе. Очень яркий спектакль на два с половиной часа, с историческими красочными декорациями, остроумными диалогами, зажигательными танцами и популярными мотивами бродвейских песен должен покорить сердца любителей оперетты.
На Новый год и зимние каникулы для взрослых и детей мы поставим «Красную шапочку» по мотивам одноимённого советского фильма. В преддверии Нового 2025 года планируем традиционные праздничные концерты, как симфонические, так и под фонограмму.
Помимо этого, хотим в новом молодом составе возобновить оперетту «Весёлая вдова» австро-венгерского композитора Франца Легара, без которой трудно представить афишу нашего театра. Ещё есть много новых проектов на 2025 год: это музыкальная комедия Александра Журбина «Ваш ход, Королева!» по пьесе Эжена Скриба «Стакан воды, или Причины и следствия», который мы хотим сделать вместе с советским и российским композитором к его 80-летнему юбилею в августе 2025 г.; «Темир-хотим» на узбекском языке в постановке Гульрух Нажидовой; детский спектакль «Бременские музыканты» под симфонический оркестр, как и «Золушка» в нашем текущем репертуаре, и другие премьеры, о которых мы подробно поговорим позднее.
Уже очень скоро с 19 по 22 сентября 2024 года солисты Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана - Бекзот Садыков и Рузанна Акубжанова в третий раз примут участие в XIII Открытом фестивале оперетты и мюзикла «DosStar», который пройдёт в Караганде (Республика Казахстан).Также театр планирует международные гастроли в Белоруссию и Азербайджан. В целом, жизнь в театре всё время обновляется, но при этом сохраняет творческий и современный креативный подход к своей деятельности.
В эксклюзивном интервью Руслан Шерезданов удовлетворил моё любопытство и откровенно ответил на вопрос, как ему удаётся совмещать художественную натуру с административной деятельностью главного режиссёра ГТМК (оперетты) Узбекистана в наше трудное время, когда несколько театров находятся на капитальном ремонте и не все художественные коллективы смогли, к сожалению, достойно в нормальных условиях открыть новый театральный сезон в этом году:
- Мне приходилось находиться в разных амплуа – актёра, режиссёра-постановщика и вот уже больше года совмещать обязанности реж-постановщика с ответственностью главного режиссёра театра, который отвечает за весь коллектив и репертуар театра. Иногда приходится свои личные творческие проекты откладывать на потом, т.к. необходимо поддерживать постановки других режиссёров, соблюдать определённый репертуар, требования и запросы зрителей. Мы постепенно готовим публику к нашим творческим экспериментам, радуем зрителей не только фонограммными, но и симфоническими концертами, приучаем нашего зрителя к классике на все времена.
Мне приходится следить за внутренней дисциплиной, штатным и гастрольным расписанием, за погодой в нашем втором доме-театре. Конечно, я безмерно люблю свою работу, несмотря на её сложности. Я рад тому, что у меня есть возможность вместе с директором Абдусаидом Абдужалиловичем Ганиевым продвигать театр вперёд к новым достижениям и творческим рубежам. Мы стремимся всегда быть в тренде - всегда нужно держать руку на пульсе своего театра и времени в целом, которое нам диктует новые вызовы: что сейчас актуально и может быть интересно зрителям? Я стараюсь прислушиваться к мнениям своего творческого коллектива и зрителей, для которых мы работаем. Мы стараемся привлечь своим репертуаром взрослых и молодых людей, так что приходится иногда что-то заново возобновлять, а что-то исключать навсегда из старого репертуара.
Я всегда работаю над собой и стараюсь исправлять свои ошибки, чтобы в будущем их уже больше не допускать. Как говорил Аристотель, «есть только один способ избежать критики – ничего не делать, ничего не говорить и быть никем» - принимая критику как неотъемлемую часть стремления к успеху, мы учимся быть сильнее и мудрее в наших начинаниях. Это я считаю самое главное в жизни, профессии и характере главного режиссёра.
…Уже под занавес в финале концерта заслуженный артист Узбекистана Фируз Максудов, заслуженный артист Узбекистана Суръат Артыков, Игорь Бухаидзе, Валерий Юлдашев, Тимур Айсин, Жавлон Хатамов, Атабек Тажибаев и все участники концерта исполнили Септет из оперетты «Веселая вдова» Ф. Легара, заслужив долгие горячие аплодисменты и букеты осенних цветов. Зрители отдельно рукоплескали двум дирижёрам Симфонического оркестра театра - Бобомуроду Худойкулову и Сухробу Раджабову и музыкантам, поднявшим градус восторга у зрителей в этот праздничный день. В заключение концерта ведущие Диана Шерезданова и Валерий Юлдашев ещё раз поздравили пришедших любителей оперы и оперетты с Днём независимости и открытием 52-го театрального сезона. Они пожелали крепкого здоровья, мира, согласия и благополучия нашим семьям! Пусть каждый день будет наполнен радостью и новыми достижениями - в этом нам, несомненно, поможет образцовый Государственный театр музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана.
Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана
Фото предоставил ГТМК (Оперетты) Узбекистана