Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.10.2024 / 12:13:43
"Молодые певцы в стране оперы" на Малой сцене ГАБТ покорили молодёжную публику
Десятого октября 2024 г. в камерной атмосфере Малой сцены в Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои развернулось удивительное музыкальное действие. На одной сцене собрались молодые и перспективные исполнители, которые только начинают свой путь в мире классической музыки. Программа концерта продолжалась два часа и охватила 15 номеров – это были лучшие и малоизвестные произведения русской и европейской оперы. С некоторыми из них публика была знакома по репертуару ГАБТ им. А. Навои, но услышала нечто совершенно новое в искреннем исполнении молодых артистов, привнёсших свою частицу души и своё мировоззрение в понимание и интерпретацию мировой классики. Так, совершенно по-новому прозвучала Ария Марфы во дворце из оперы «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова в исполнении Катерины Свиридовой в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Опера была создана в 1899 г. по мотивам драмы русского поэта, переводчика и драматурга Л.А. Мея (1822—1862). Премьера оперы состоялась 22 октября (3 ноября) 1899 года в московском театре частной оперы С.И. Мамонтова, ныне музее, где приходилось мне неоднократно бывать во время учёбы на журфаке в МГУ им. М.В. Ломоносова. В такой же камерной обстановке на концерте звонко и трепетно звучал голос (сопрано) Катерины, воссоздавшей на Малой сцене светлый, чистый и хрупкий образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. Эта любимая всеми русская опера давно не сходит с афиши ГАБТ, расширяя круг своих поклонников . Внешне обаятельная и с большим душевным потенциалом, Катерина Свиридова профессионально исполнила сложную Каватину Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» Михаила Глинки в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Вокальная партия героини продемонстрировала сочетание черт традиции бельканто и особенностей русского национального мелоса. Для её исполнения требуется владение высокой техникой пения. Образ Людмилы, созданный Глинкой в опере, требует от артиста особой эмоциональной яркости, внутренних сил, быстрого переключения чувств. Молодой певице пришлось задействовать широкий арсенал средств актёрского мастерства и перевоплощения на Малой сцене ГАБТ, чтобы вызвать в Музыкальной гостиной возгласы «Брава!».
Ленара Закирова (сопрано) –проникновенно и обаятельно исполнила Каватину Лейлы из оперы Жоржа Бизе «Искатели Жемчуга». Ей удалось передать трепетность ожидания встречи с любимым, неясное предчувствие грядущих перипетий. Она же убедительно раскрыла всю непростую правду чувств в двух романсах П.И. Чайковского – «Нам звёзды кроткие сияли…» и «Скажи, о чём в тени ветвей…». Навруза Мамарджабова в ансамбле с Зариной Шаметовойдонесли до зрителейво всей нежной лирической красоте Вальс Мюзетты из оперы «Богема» Дж. Пуччини, написанной по мотивам романа Анри Мюрже. Премьера оперы состоялась в 1896 г. в Турине. Продолжатель традиций великого Верди и последний представитель итальянской оперной классики, Пуччини дал импульс к развитию оперы ХХ века. Опера в стиле «веризм» принесла Пуччини мировую славу. Язык оперы лиричен и одновременно драматичен. Так, стремительный вальс вырисовывает образ Мюзетты. Свежая, утренняя музыка открывает третий акт, сменяется страданиями Мими, а затем постепенно приобретает драматический характер. Если говорить о «Богеме», то без известных арий Мими и Рудольфа и без вальса Мюзетты трудно представить себе историю оперного искусства. Филипп Эль-Танани артистично исполнил Арию Атиллы, «короля гуннов» из одноимённой героико-патриотической оперы Джузеппе Верди в ансамбле с Людмилой Слоним. Патриотическая опера о борьбе жителей Адриатики против захватчиков вызвала общественный резонанс. Она была впервые представлена 17 марта 1846 года в театре Ла Фениче, в Венеции. В Арии слышны предчувствия гибели - отзвуки трагической судьбы завоевателя. Во время свадебной церемонии лагерь гуннов окружают римляне, и, когда они бросаются в наступление, Одабелла-невеста закалывает Аттилу. Мадине Мухаммадиевой (сопрано) пришлось испытать свой многообещающий талант в двух разных по характеру партиях - Арии Лауретты из одноактной оперы «Джанни Скикки» итальянского композитора Джакомо Пуччини, написанной в 1918 г., и Арии Мими из оперы «Богема» того же композитора (1896 г. ). Партия фортепиано – Зарина Шаметова, «O mio babbino caro» — это ария сопранового репертуара. Лауретта поёт своему отцу о своей любви к Ринуччо, с которым они не могут пожениться из-за отсутствия приданого (семья Ринуччо не даёт ему позволения жениться на бесприданнице). Лауретта умоляет своего отца помочь, после чего он и придумывает авантюру. Ария молодой бедной швеи и цветочницы Мими из одной из самых исполняемых опер в мире «Богемы», постоянной и в репертуаре ГАБТ, - полна очарования простой девушки, поведавшей о своей тяжёлой жизни и пробудившейся влюблённости в поэта Рудольфа. В этой арии пробивается и одиночество, и бедность, и естественное желание любить – этот букет чувств смогла передать молодая певица приятным тембром и природным артистизмом. В сценах из оперы «Алеко», написанной 19-летним композитором Сергеем Рахманиновым в 1892 г. всего за 17 дней, состязались три молодых солиста ГАБТ: это лучший из лучших певцов на сегодняшний день в Узбекистане - Бекзот Садыков в роли Молодого Цыгана; Мария Сотникова (Земфира); Камолиддин Мухаммадиев (Алеко) в «Сцене Земфиры и Алеко и каватина Алеко». Они заставили зрителей окунуться в театральное действо. Перед их глазами разыгралась трагедия трёх сердец. Все три солиста справились со своими задачами превосходно в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Бекзот Садыков также страстно, с полной отдачей чувств, исполнил сложную Арию и стретта Альфреда из оперы «Травиата» (1853 г.) реформатора Джузеппе Верди по роману и пьесе А. Дюма-сына «Дама с камелиями» в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано). Верди выступает убеждённым сторонником полифонической драматургии, раскрывающей жизнь во всем её многообразии и сложности. У Дж. Верди, начиная с его оперы «Риголетто», место броской внешней театральности занимают яркая контрастность, драматизм, правда психологических характеристик. Бекзот Садыков превосходно выполнил социальный замысел композитора – его Альфред идёт по «праведному» пути. Шохида Нурматова напомнила всем присутствующим романс «Бахор» («Весна») советского композитора и дирижёра, народного артиста Узбекистана Толибжона Содикова в ансамбле с Зариной Шаметовой (фортепиано), полный жизнеутверждающей силы и мечтательности лирической героини. Феруза Юсупова блестяще исполнила Арию Турандот из оперы «Турандот» Джакомо Пуччини. Партию фортепиано созвучно вела Зарина Шаметова. Они смогли сходу ввести зрителей в сказочный волшебный мир Карла Гоцци. Программу концерта завершила Мария Сотникова, зажигательно исполнив в ансамбле с Людмилой Слоним (партия фортепиано)под звуки кастаньетовроманс «Испанское болеро» французского композитора Лео Делиба, создателя балетов, опер, оперетт, на стихи Альфреда де Мюссе ("Красавицы Кадикса замуж не хотят"). Это было сделано весело, в танцевальной манере, с чувством гордости, и девической чести, и достоинства.
В целом, в концерте были задействованы около 15 солистов ГАБТ им. А. Навои. Они смогли погрузить зрителей в мир волшебных мелодий и событий жизни героев: молодые голоса и искренность излучения душ молодых артистов в ансамбле с талантливыми концертмейстерами поведали свои истории и подарили публике, в большинстве своём такой же молодой, как участники концерта, - живые незабываемые впечатления. Зрители смогли насладиться яркими ариями и дуэтами из знаменитых опер, а также современными произведениями, которые раскрыли индивидуальность каждого участника. Каждый певец представил свой индивидуальный стиль и интерпретацию, создавая неповторимую атмосферу творчества и вдохновения. По мнению автора композиции, режиссёра и ведущего – заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, многие выступления станут первыми заявками молодых артистов на воплощение своих героев в будущих спектаклях. Концерт стал не только праздником музыки, театра, Оперы, но и прекрасной возможностью поддержать молодых артистов. Публика горячо реагировала на выступления певцов, тем самым она подарила им шанс продемонстрировать свои таланты широкой аудитории. Вечер был наполнен эмоциями, страстью и искренностью, что сделало его незабываемым событием для всех любителей оперного искусства. Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана Фото автора и Людмилы Ким
|
|