Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
29.10.2024 / 23:39:12
История ГАБТ имени А. Навои в лицах и документах
В эти дни ГАБТ им. А. Навои начинается не с вешалки (гардероб закрыт из-за относительно тёплой погоды «бабьего лета» в Ташкенте), а с фотовыставки «История театра» в центральном фойе, где столпились любознательные посетители. Экспозицию подготовила заведующая музеем ГАБТ им. А. Навои Юлия Серякова: она посвящена 95-летию главного театра страны. Это один из ведущих театров оперы и балета в Узбекистане, он имеет богатую историю, полную знаменательных событий. Начало истории театра заложено народным артистом Узбекистана Мухиддином Кари-Якубовым, когда в 1929 году под его руководством любители концертно-этнографического ансамбля создали профессиональный театр, танцевальную группу которой возглавляла знаменитая Тамара Ханум. Премьера первой народной оперы «Буран», поставленной в 1939 году, снискала успех у зрителей и критиков, после чего были поставлены оперы – «Евгений Онегин», «Гюльсара», балеты – «Коппелия», «Красный мак», «Дон Кихот», «Балерина» и т.д. Всесоюзный конкурс на строительство здания был проведен в 1934 году. Для участия в нём было представлено четыре крупных проекта, но выбрали идею Алексея Щусева. В 1940 году был заложен фундамент, но из-за тягот войны строительство возобновилось лишь в 1943 году. Завершение основных работ совпало с юбилейными торжествами в честь 500-летия со дня рождения основоположника узбекской литературы Алишера Навои (1441–1501). Неслучайно интерьеры театра напоминают сказочные дворцы, созданные удивительной фантазией Навои в его поэмах "Фархад и Ширин", "Лейли и Меджнун", "Семь планет" и "Стена Искандера". Цикл сюжетных панно на эти темы в формате монументальной живописи создан выдающимся мастером изобразительного искусства Узбекистана Чингизом Ахмаровым.
На выставке представлены исторические документы, старые чёрно-белые фотографии главного архитектора советской страны – Алексея Щусева (873 – 1949), народного художника Узбекистана Чингиза Ахмарова (1912—1995), местных мастеров-оформителей, народных ремесленников, и строителей храма искусства, среди которых было не менее 400 военнопленных Квантунской армии Японии. Это они в центре узбекской столицы в суровые военные сороковые годы прошлого века героически создали рукотворное сердце культурной жизни Ташкента и всей страны – Государственный академический Большой театр имени Алишера Навои (ГАБТ) – храм Мельпомены. Здесь выступали многие знаменитые на весь мир писатели, поэты, актёры, композиторы, дирижёры: Людмила Касаткина, Роберт Рождественский, Василий Соловьев-Седой, Борис Андреев, Мухтар Ашрафи, Арам Хачатурян и др. Эти стены и потолки хранят в себе прикосновение удивительных рук «усто», которые своим высочайшим мастерством воспроизвели во внутренней отделке помещений подлинные шедевры древней национальной резьбы по ганчу. И в эти дни было много желающих среди жителей Ташкента и иностранных гостей прийти сюда в обычные дни, чтобы ещё и ещё раз восхититься красотой, созданной на века.
Гуарик Багдасароваа, обозреватель сайта «Культура.Уз Фото автора и Татьяны Грушиной
|
|