Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.11.2024 / 14:01:01
На сцене ГАБТа им. А. Навои показан спектакль, который по своему особому качеству исполнения и великолепной постановке, вызвал истинный восторг музыкальной общественности столицы и надолго запомнится ташкентцам
Это была знаменитая «Богема» Джакомо Пуччини, которая по праву пользуется горячим и искренним признанием у публики, и которая в этот вечер была исполнена на небывало высоком уровне. Новая постановочная версия этого спектакля была осуществлена Заслуженный деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом весной этого года – и уже тогда ценители оперы нашей столицы отметили особый драматизм, конфликтность, динамику и особую правду жизни героев этого замечательного спектакля. Как и все постановки Андрея Евсеевича – эта «Богема» отличается особыми свойствами осмысления драматургии, тонкостью нюансов и штрихов. И конечно же – глубиной демонстрации этого конфликта в этой прекрасной опере, уже более 125 лет радующей зрителей на сценах театров мира, и раскрывающей всю глубину серьезных противоречий, в которых оказываются ее герои. Это — юные и талантливые, но очень бедные представители парижской богемы. Несмотря на трудности, они полны надежд, строят планы, создают произведения, которые сами считают «гениальными». Четверо друзей, которых в квартале многие знают и называют «мушкетёрами», - каждый по-своему одарены и полны оптимизма. Но им еще предстоит добраться до высот творчества и признания. Это – художник Марсель, поэт Рудольф, философ Коллен и музыкант Шонар. Неважно, что сами творцы живут в голоде и бедности. Они всегда веселы и стараются помочь друг другу. На пути их встречается любовь. Но беспечность юности не всегда позволяет оценить во всей полноте глубину и смысл событий, в которые их ввергает судьба. Юная возлюбленная поэта Рудольфа – вышивальщица Мими оказывается во власти смертельного недуга. И она мужественно борется со своей сболезнью. А любящий ее поэт Рудольф оказывается недостаточно сильным в своих устремлениях, и не желая видеть страдания любимой, да и не зная, как ей помочь в постоянном отсутствии средств к существованию – расстается с нею в один из самых тягостных моментов ее жизни. И в самом конце своих земных дней почти умирающая Мими придет к нему, чтобы уйти из жизни вблизи возлюбленного, в последний момент ощутив и его чувство, и стараясь силой своей любви защитить его от многих грядущих испытаний. Она тихо уйдет из жизни в окружении самых близких ей людей – и ее уход разительно изменит состояния душ героев оперы, в чем-то изменив их в столкновении с самой смертью, вторгнувшейся в их светлую беззаботность. И постановщик смело и в полном согласии с замыслом композитора предельно заостряет конфликты, динамику спектакля. Детально проработав с солистами характеры их героев в развитии и взаимодействии – он выстраивает непрерывное действие, которое и в крупных свойствах, и в мельчайших деталях рождает такую правду жизни героев, которая ни на миг не расплывается в сознании зрителей, вызывая их активное сопереживание. А прекрасное осмысленное пение неразрывно сплетается с искренним и глубоким проживанием на сцене, с органичным излучением душ. Органика действия в деталях воспринимается почти с «кинематографической» достоверностью и искренностью проживаний. А целостная драматургия спектакля полна динамики и развитий. И ташкентский зритель с особой любовью ценит этот прекрасный спектакль. А в этот вечер он предстал в удивительном обновлении. За дирижерским пультом был известный итальянский маэстро Микеланджело Мацца, работающий на разных сценах мира с самыми известными и выдающимися исполнителями. За несколько дней репетиционной работы с солистами, оркестром и хором он добился прекрасных результатов – и провел спектакль поистине на международном уровне, полноценно, страстно и со всей полнотой излучения раскрыв и его музыкальную драматургию, и неподдельность раскрепощенной энергетики душ героев. Поистине в этот вечер наша «Богема» зазвучала с особой вокальной выразительностью, прекрасно раскрыв исполнительские возможности певцов-актеров. Образ Мими в этот вечер воплотила известная молодая европейская певица Дарья Рыбак, уже в третий раз приезжающая для участия в спектаклях нашего театра. Ее красивый горячий голос и искренность сценического проживания хорошо знакомы ташкентцам. Стоит сказать и о том, чтьо в этот вечер в очередной раз воплотилась уже сложившаяся в нашем театре традиция – подготовка сценического дебюта гостя-0гастролера в оперной партии, которую ему ранее не приходилось исполнять. И Дарья Рыбак снова встретилась с постановщиком Андреем Слонимом, который, несмотря на предельно сжатые сроки подготовки, успел провести с нею необходимую тщательную работу по раскрытию образа Мими. И образ получился во всей своей полноте, ясности и озаренности! Эта Мими стала, пожалуй, одной из самых прозорливых и мудрых героинь спектакля. Она знала цену жизненных тягот и испытаний, и несмотря на тяжелую болезнь, не только старалась ареодолевать ее влияние, но и стремилась защитить душу свого возлюбленного – поэта Рудольфа – от многих грядущих жизненных испытаний. Она переживала и душевные взлеты -= и упадки энергии души, она верила и надеялась – и терялда опору. Но находила какие-то новые неслыханные запасы сил,воли и энергии до самого неотвратимого своего ухода из жизни. И ее прекрасное исполнение поистине одарило зал красотой, правдой – и не могло не вызвать истинного и глубокого сопереживания зрителей. В образе Рудольфа должен был выступить известный международный оперный мастер Юсиф Эйвазов. Но незадолго до приезда он ввиду болезни был вынужден отказаться от гастрольной поездки. И в образе Рудольфа красиво и достойно выступил наш талантливый молодой певец Хужаназар Жумаев. В мировой практике такие непроизвольные замены встречаются довольно часто. Но, скажем прямо, публика, которая с нетерпением ждем встречи с признанным мастером – порой достаточно непросто воспринимает сам факт замены исполнителя. К великой радости всех постановщиков и участников спектакля Хужаназар Жумаев выступил на весьма достойном уровне. Он красиво, выразительно и экспрессивно спел вокальную партию. Он, проработав в свое время роль Рудольфа с постановщиком, но не успевший войти в два весенних премьерных спектакля этой новой версии «Богемы» - сохранил и пропустил через свое сознание все задуманное. И вынес обравз искренний, выразительный и трогательный в своей сути, полностью и блестяще справившись и с вокальными трудностями партии, и со сценическими перипетиями судьбы своего героя. И , как и гостья-гастролерша – получил заслуженный горячий априем переполненного публикой зала. Художник Марсель в исполнении молодого и одаренного Хислата Камилова предстал человеком, склонным и к иронии, и вполне серьезно переживающим свои перипетии взаимоотношений со своей вощ/злюбленной – певицей Мюзеттой. Своим выразительным пением и органичной жизнью на сцене буквально в каждый момент, молодой артист и выполнял замысел постановщика, и пропускал его через свыое личное восприятие. И создал характер динамичный и интересный, за жизнью которого хотелось внимательно следить и отмечать то, как меняется его характер при встрече с разными обстоятельствами его жизненных дней. Философ Коллен был представлен молодым и весьма одаренным Султанбеком Абдурахимовым. В этом молодом человеке, привыкшем погружаться в научные трактаты – была жива и любовь к жизни. Его своеобразный юмор оттенял искренность устремления помочь друзьям в тягостных испытаниях. Его красивый голос помогал ему с искренностью раскрывать самые разные состояния души. Он по сравнению с другими друзьями был более задумчивым, но не менее добрым и отзывчивым. С особым чувством прозвучал в последней драматической картине спектакля его монолог-прощание со своим плащом, который он решился продать, чтобы выручить хоть немного денег для приглашения врача к смертельно больной Мими… Мухаммадали Жураев раскрывает своего музыканта Шонара горячо и искренне, со всей полнотой его расположенности к людям. В четверке друзей он – тоже ярок и отличается присущей ему веселостью и эмоциональной открытостью. Обаятельный, красивый и добрый Шонар подвижен и полон энергии, он одна из движущих сил всей дружеской «четверки». Еще одной принципиальной удачей спектакля стал образ Мюзетты в вечсьма интересном ракрытитии его любимой ташкентским зрителем Лятифе Абиевой. Ее Мюзетта и заострена в своих эксцентричных оценках и поступках, она привыкла быть «певицей-звездой» в Латинском квартале, где толпа ее обожает. Да, она, несомненно, любит своего Марселя. Но. Как бы испытывая его чувство. Постоянно «подкладывает» в его «костер, некие не совсем правильные дрова, которые трещат, гасят пламя. Но когда приходит беда – эта Мюзетта полна добра, устремленности помочь Мими. И – страха, что и ее судьба может закончиться вот так же непредсказуемо трагично. Абиева ярка и в пении, и в выпуклых чертах своей противоречивой героини. В спектакле практически нет «малых» ролепй и образов. Каждый из разнохарактерного окружения наших главных героев – в этой постановке и ярок и заметен. Это и хитрый домохозяин Бенуа (в талантливом исполнении Камолиддина Мухаммадиева), который приходит, чтобы, наконец, заполучить от четырех друзей давно недополученную им квартплату. И не возражающий побыть в приятной компании и выпить винца, разглагольствующий о своих «победах» над женскими сердцами, он хитроумием друзей терпит полное поражение, увенчивающееся увесистой пощечиной от собственной сварливой супруги! Это – и знатный советник Альциндор ( в ярком воплощении заслуженного артиста Узбекистана Хасана Юлдашева), незадачливо и безрезультатно ухаживающий за Мюзеттой. И.конечно же – кукольный мастер Парпиньоль (Сайфидахрор Йигиталиев), в предрождественский вечер щедро одаривающий детишек своими игрушками. Значительную и важную творческую миссию несет в спектакле хор театра (главный хормейстер – Народный артист Узбекистана Сулейман Шадманов, хормейстер Наталья Куприянова)), Ему предстояло в течение одной стремительной в динамике народной сцены раскрыть характеры совершенно разных жителей Латинского квартала, пришедших отметить канун Рождества. Звучание его в сложных ансамблях с солистами было четким и динамичным, сценическая жизнь отличалась разнообразием и стремительными переменами, оценки их были выразительными и яркими. С удовольствием и полнотой отдачи исполняли артистки хора и персональные артистические звдачи – что в едином ансамбле воссоздало живую и динамичную картину самого оптимистичного настроения в спектакле и достойно оттенило перипетии главных нероев. Ярко помогла дейстьвию и детская студия «Солныщко» (под руководством Ольги Булгаковой) и миманса театра. Зрительный зал, почти до предела заполненный внимательной и чуткой публикой, живо и горячо реагировал на каждый номер, каждый эпизод в спектакле, а в финале устроил настоящую овацию дирижеру, постановщику и всем участникам спектакля. И еще раз подумалось об удивительном свойстве театра Оперы, который исконно и во множестве стран собирает воедино исполнителей из разных точек земного шара. И общими усилиями этих исключительно действенных «творческих дипломатов» способствует единению стран и народов во имя высоких основ и устоев земной жизни, возвышенных чувств и устремленности к Добру. Этот яркий спектакль «Богема» на сцене всеми любимого нашего театра стал еще одним ярким и убедительным доказательством этой замечательной, важной и необычайно нужной сегодня жизненной и творческой позицией солидарности, дружбы и талантливого сотворчества…
Пулат Ахмедов, искусствовед Фото Юрия Полянского
|
|