В Большом театре Узбекистана им.А Навои ценителям оперного искусства был снова представлен спектакль. «Царская невеста». Эта великая опера Н.А. Римского-Корсакова радует зрителей своими высокими исполнительскими и постановочными качествами, разнообразием исполнительских манер. Вспомним и о том, что в нынешнем году отмечается 180-летие со дня рождения выдающегося русского композитора.
Давно оценив и полюбив этот спектакль, зрители, заполнившие прекрасный зал любимого театра, с первых мгновений были вовлечены в оперное действо, которое не только завладело вниманием, но и заставило включиться в непростой процесс сопереживания, осмысления. В трагических ситуациях истории в суровую эпоху правления Ивана Грозного, постановщик спектакля — известный режиссер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним увидел в богатейшей партитуре Н.А. Римского-Корсакова такие начала, которые не теряют своего значения даже сквозь череду прошедших веков, а предстают в современности проблем и жизни героев. В жестком и обвальном разгуле опричнины бушует океан страстей, устремлений, ломки всех пределов человеческих отношений, вседозволенности и поистине дьявольского снятия всех возможных ограничений в достижении целей героев. И в этой беспредельной вседозволенности происходит самое страшное – опустошение душ героев… Об этой трагедии опустошения душ поведал снова динамичный и полный энергии жизни спектакль Андрея Слонима.
В этот бушующий «океан страстей» вовлечена вся «пирамида власти» — от самых низов до личности царя Ивана Грозного. Успешно идущий на ташкентской сцене уже более пятнадцати лет, этот своеобразный спектакль в каждом новом исполнении обновляется в ярких и свежих чертах, представая в каждом новом исполнении полным истиной страстей. Сложнейшая партитура композитора раскрывается и в прекрасном выразительном пении, и в неразрывно слитым с ним напряженным сценическим действии, детальном органичном проживании каждого момента действия. И четкое предостережение автора грядущим поколениям — опасности духовного опустошения в стремлении к неуправляемым темным страстям духа – с необычайным заострением звучит в спектакле именно сейчас, когда мире полон смятений, противоречий, горьких искривлений всех исконных устоев и начал.
С первых звуков замечательной экспрессивной симфонической увертюры по замыслу постановщика начинается напряженное действо. В него активнейшим образом включены все основные герои — от юной Марфы с ее возлюбленным Иваном Лыковым до самого царя Ивана Грозного. Детальное построение жизни героев и событий спектакля – четкое и энергетически точное, неразрывно сплетенное с пением и звучанием оркестра, в спектакле Андрея Слонима берет свои истоки с драматургической напряженности и изменчивости звучания увертюры. И начинается действо, которое как полноводная река, увлекает героев в омут страстей.
Опытный мастер, заслуженный артист Узбекистана, Руслан Гафаров раскрыл образ опричника Григория Грязного весьма убедительно. Его глубокая тоска по поразившей его воображение Марфе постепенно и вполне «зримо» перерастает в навязчивую манию стремления «приворожить» ее, пробудив в ней любовь к нему. Но Грязной у Руслана Гафарова – отнюдь не грубый насильник, а человек, жаждущий истинной любви во мраке беспредела. Он мог бы, как это принято в те времена – ворваться с толпой опричников в дом Марфы и похитить ее. Но ему опостылел этот удел – и он жаждет, как ему кажется – истинной любви! Он и растерян, и беззащитен, и груб со своей возлюбленной Любашей, которая страстно, самозабвенно его любит. И его противоречивое естество, осознавая свою неправоту, не может устоять перед зовом страстей. Прекрасное, осмысленное пение Руслана Гафарова неотрывно от экспрессивного и выразительного проживания его героем всех перипетий судьбы. И среди принципиальных исполнительских удач спектакля Грязной Руслана Гафарова – один из первых и главных.
Образ Любаши – трагический, противоречивый! – необычайно сложен. В воплощении его есть соблазн и опасность превратить его в некий образ «злодейки». Между тем в талантливом воплощении Анастасии Юдиной явственно прочерчено стремление объяснить эти разящие противоречия ее героини. В её Любаше живут и страстность, и ранимость, и надежды, и страх потери. Похищенная для утех Грязного шайкой опричников во главе с Малютой, она видит в любви к Григорию основную цель своей жизни и мучительно боится его потерять. И постепенно, поистине устрашающе её душа, теряя главные вехи, устремляется к истинно дьявольской мании погубить «соперницу», это начало становится мощным, пугающим и разрушающим ее душу. И Любаша Юдиной также становится одержимой манией «мести» ни в чем не повинной Марфе, которая вначале даже не знает о существовании ни ее самой, ни Григория Грязного. Она равно убедительна и в своей трагической песни одиночества и обречённости, которую по приказу Малюты она поет своре гостей-опричников – и в труднейшей сцене объяснения с Грязным, отвергающим ее любовь и преданность. А во встрече с немецким лекарем Бомелием, умоляя его изготовить губительное зелье, она в смене эмоций проходит сложнейший путь в темноту и безысходность. И ценой позора – согласия на утоление страсти сластолюбивого Бомелия - она «выкупает» желанное зелье-отраву,чтобы погубить ни в чем не повинную Марфу…
Особый интерес зрителей был вызван и тем, что в образе юной Марфы впервые выступила молодая солистка Екатерина Свиридова. Сам образ Марфы необычайно сложен тем, что эта героиня, пытаясь отрешиться от бедствий и тягот жизни, живет в неком особом мире гармонии и красоты, ее душа глубока и не схожа ни с кем другим. И к общей радости, Марфа в прекрасном воплощении Екатерины Свиридовой предстала нежным и хрупким цветком, безжалостно сорванным на «лугу жизни» только потому, что этот цветок слишком прекрасен, необычен. Ее красота особая – она органичная, живая, сияющая разнообразием, а не «нарисованная». И вызывает у всех, кто привык к обычности – некий страх. Екатерина Свиридова, пропустив все детальные пожелания и установки постановщика через особенности своего духа и энергетики – и полна озаренности, добра, любви, и наделена странным светлым отстранением от мира реального. Да, в ее душе – только образ ее возлюбленного – Ивана Лыкова. И чудесный сказочный Сад, где, еще будучи детьми, они наслаждались красотой, покоем и упоительной сенью деревьев. А когда ее жизнь и судьба ломаются, когда от козней и злодеяний гибнет ее любимый Ваня, – то даже уже в качестве царской избранницы, уже почти сгубленная смертельным зельем, она грезит о соединении со своим суженым уже где-то в ином, неведомом мире. И все о том же прекрасном Саде, которого в тревожной и недоброй земной жизни нет и быть не может, - волшебном Саде грёз, высших радостей и гармонии души грёзы, в котором так безмятежно и прекрасно живется. И вот этот образ, впервые воплощенный молодой солисткой Екатериной Свиридовой в сочетании прекрасного пения и детального проживания каждого момента ее существования в смене чувств вызывает и сострадание, и истинный «катарсис» просветления душ зрителей…Вне сомнения, это еще одна удача прекрасного спектакля.
Образ купца Собакина убедительно , можно сказать, великолепно воплощён Заслуженным артистом Узбекистана Кириллом Борчаниновым. В нём – и отеческая доброта к дочери и ее жениху Ване, и предприимчивость, и тайная надежда на царский выбор и «тронную» судьбу дочери. И бедствие утраты ее в трагическом финале. Прекрасную работу певца и артиста Кирилла Борчанинова воплощает и проникновенно спетая ария Собакина. А вся многогранная и изменчивая линия его жизни в спектакле добавляется в ряд принципиальных удач спектакля.
Да, воистину воплощать позитивное начало на сцене труднее всего. Однако, Бекзот Садыков, органичный и в раскрытии постановочного замысла, и в органике действия, своим прекрасным тенором и всем существом раскрывает образ Ивана Лыкова как личность романтическую, светлую, осуждающую звериные законы опричнины, горячо влюбленного в свою избранницу Марфу. Он почти единственный, кто осознает весь ужас режима опричнины, кто тщетно пытается вразумить зловещих носителей вседозволенности и опустошения духа. И становится первой неизбежной жертвой во всем этом клубке горьких противоречий.
Своенравный и всесильный повелитель опричников, самодур и палач Малюта в своеобразном исполнении молодого Султанбека Абдурахимова безраздельно властвует над душой каждого и упивается своим мнимым «всевластием» Но к Любаше этот жестокий палач испытывает редкостное по теплоте чувство – видимо, потому, что ищет в ней некий «алтарь покаяний» от цепи тягчайших смертных грехов своей дьявольской души. Но и его ужас в финале от ощущения полного обвала жизненных устоев – значителен и ощутим.
Острохарактерный образ немецкого лекаря Бомелия — сластолюбивого интригана и загадочной личности! – раскрывается Александром Полонским в заостренной характерности. Колкость и обрывистость интонаций, своеобразный акцент в произношении русских фраз, странная колдовская угловатость пластики раскрывают и его страсть к Любаше. Она также обращается в некую маниакальную навязчивость психики. Однако обстоятельства роковым образом оказываются на его стороне – и Любаша становится еще одной жертвой этих трагических событий. Постановщие смело вносит в драматургию спектакля и не предусмотренную автором расплату лекаря-авантюриста, разоблаченного, арестованного царской стражей и осужденного на казнь за свое злодеяние.
Образ купчихи Домны Сабуровой, жаждущей «царского замужества» своей дочери Дуняши, раскрывать и как будто несложно – и достаточно затруднительно. Однако заслуженная артистка Узбекистана Гульшан Азизова смело создает в пении и жизни своей героини образ раскованно-эмоциональный, хитроватый, одержимый также своеобразной «манией» выдать дочь Дуняшу за государя! Но под давлением горя и скорби и она раскрывается в доброте и сострадании. Мадина Базарова в роли подруги Марфы — Дуняши, симпатичной, обаятельной, но, в отличие от Марфы тяготеющей к земному, привычному началу – и оттеняет необычность и свет ее духа, и по-доброму иронизирует над «странностью» Марфы. . Органичная и живая ключница Петровна — Эльмира Мамедова — образ истинно народный, полный добра к юным подругам – Марфе и Дуняше, энергично и заостренно реагирующей на трагические события финала.
А сам постановщик спектакля Андрей Слоним, погруженный в обилие проблем раскрытия образных задач столь монументального спектакля, решил выступить в нем в роли самого Царя Ивана. И этот по замыслу автора «немой» образ в неизменном воплощении самого постановщика спектакля Андрея Слонима – становится в спектакле одним из весомых, внятных и запоминающихся. Воистину, в созданном им мире законов вседозволенности он предстает и истинной вершиной «пирамиды власти», и разрываемых страстями человеком, и одновременно — еще одной трагической жертвой разгула страстей и нарушений законов добра, человечности и опустошений духа…
Мощно и слаженно звучащий, органично живущий в пении и действии хор театра под руководством главного хормейстера, народного артиста Узбекистана Сулеймана Шадманова, и его верной соратницы Натальи Куприяновой достоин истинной похвалы. Как в разгульных сценах опричнины, так и в народных сценах, в жанрово-обрядной сцене помолвки Марфы с Лыковым, и в сложно-трагичной ситуации безумия Марфы в царском дворце – в полном согласии с замыслом постановщика хор предстает живым и действующим многоликим и многоголосым образом народа в разных социальных слоях.
Под своеобразным и убедительным руководством дирижера, народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой органично и экспрессивно выстроилось в этот вечер все музыкальное «здание» спектакля. Истинно порадовали и органика темпов и штрихов, и динамика оркестра, и вся вокально-музыкальная образность спектакля, великолепно сплетенная с мастерством певцов-артистов и хора. В динамичном звучании, полном единении с пением и жизнью на сцене оркестр театра в этот вечер также явился одним из полноценных «действующих лиц» этого прекрасного спектакля. Нельзя не вспомнить и о трагически ушедшем из жизни в пик пандемии замечательном сценографе Зубайдулло Батырове. Весь выразительный символический образ декорации спектакля властно вводил в эпоху – нёс, не снижаясь до «бытового уровня», а раскрываясь в плане высокой символики — вплоть до колоколов, в которые бьют герои спектакля в минуты радости и в период отчаяния, вплоть до меняющегося пространства, в котором вместились и простор неба, и замкнутость пространства теремов. Разумеется, стоит сказать ещё раз, что за всем этим праздником творчества угадывается огромный объем детальной постановочной и музыкальной работы — и под руководством режиссера и дирижера, и под проницательным и опытным взглядом концертмейстера Людмилы Слоним, ведущей основную музыкальную работу с солистами по этому спектаклю от разучивания партий до спевок, репетиций и прогонов.
С первой и до последней минуты действа многочисленные зрители горячо и осмысленно воспринимали все происходящее, эмоционально встречая и оценивая каждый момент жизни героев на сцене. . И в финале долго не отпускали исполнителей со сцены, аплодируя им и создателям спектакля.
Интересно и высказывание-размышление о спектакле одной из многочисленных зрительниц – известной художницы Назиры Кузиевой: «Сюжет спектакля разворачивается во времена правления Ивана Васильевича Грозного. Зависть , ревность , ненависть , все страсти и интриги не исчезли и в наши дни , стало быть абсолютно современная ситуация и в нашем обществе. Как и во времена правления Ивана Васильевича, который то казнил направо и налево , то молился и каялся. И жизнь человеческая ничего не стоила даже и при царском дворе , хотя все знали что ,"Мне отмщение и Аз воздам", смысл этих слов означает - не думайте о возмездии , не мстите своему обидчику , так как воздастся каждому по справедливости. К чему и приходят герои замечательного спектакля поставленного Андреем Евсеевичем Слонимом . Светлые и любящие , молодые и прекрасные Марфа и Иван погибают от рук коварных и недальновидных Любаши и Григория , и позднее раскаяние не спасает самих жестоких погубителей , ибо суд правды Божией грозен.»
И еще об одном, весьма важном, стоит сказать в заключение. Несомненно и высоко значение того, что в многонациональном Узбекистане сам по себе отрадный факт исполнения на столь высоком уровне одной из великих опер Н. А. Римского-Корсакова, 180-летие которого мы отмечаем в этом году, - имеет истинно высокое значение. Символ одной из вершин русской оперной культуры замечательно воплощен на главной оперной сцене многонационального Узбекистана. И этот достойный спектакль рожден поистине интернациональной командой талантливых постановщиков и исполнителей. А столь важный и весомый результат поистине дорогого стоит…
Интервью для сайта Культура Узбекистана
ТАМАРА САНАЕВА, руководитель интернет-проекта «Ташкентское время»
Не раз слушала оперу в постановке заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея Слонима, начиная с премьерного показа данной версии. В ней развернуты поистине шекспировские страсти. Режиссер стремился показать, по его признанию, "круговорот страстей и человеческих судеб, живые картины времен Ивана Грозного, любовь и жестокое соперничество, воплощённые в восхитительной музыке Римского-Корсакова". Андрею Евсеевичу и творческому коллективу, участвующему в постановке, это удалось. Трагичная история мрачной эпохи не оставила зрителей равнодушными. Восхитительная музыка Римского-Корсакова в исполнении оркестра под управлением музыкального руководителя, народной артистки Каракалпакстана
Аиды АБДУЛЛАЕВОЙ захватила, начиная с увертюры. И под звуки оркестра сразу же началось динамичное сценическое действие.
Солисты в этот вечер раскрыли все свои вокальные и артистические таланты, эмоционально проживая судьбу героев оперы.
Особую праздничную атмосферу спектаклю придал дебют молодой солистки оперы Екатерины Свиридовой в партии юной героини Марфы, царской невесты. И дебют явился успешным! Поздравляем весь творческий коллектив!
В образе Царя Ивана Васильевича Грозного не сразу можно было узнать режиссёра спектакля – заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан
Андрея СЛОНИМА. Браво, Андрей Евсеевич!
Постановка впечатляет масштабностью и прекрасным художественным оформлением, над которым творчески поработал в год премьеры художник-постановщик, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан
Зубайдуло БАТЫРОВ. Светлая ему память. Динамичность действию придали опричники, стрельцы, певчие, народ, люди царского двора, монашки в исполнении артистов хора и миманса.
Немного из истории создания оперы.
«Царская невеста» — девятая опера Н. А. Римского-Корсакова. Сюжет волновал композитора не один год. Он почерпнут из драмы Мея, основанной историческом эпизоде третьей женитьбы царя Ивана Грозного.
Этот эпизод описан Карамзиным в «Истории Государства Российского»:
«Скучая вдовством, хотя и не целомудренным, он (Иван Грозный. — А.М.) уже давно искал себе третьей супруги… Из всех городов свезли невест в Слободу, и знатных и незнатных, числом более двух тысяч: каждую представляли ему особенно. Сперва он выбрал 24, а после 12… долго сравнивал их в красоте, в приятностях, в уме; наконец предпочел всем Марфу Васильеву Собакину, дочь купца новгородского, в то же время избрав невесту и для своего старшего царевича, Евдокию Богданову Сабурову. Отцы счастливых красавиц из ничего сделались боярами (…) Возвысив саном, их наделили и богатством, добычею опал, имением, отнятым у древних родов княжеских и боярских. Но царская невеста занемогла, начала худеть, сохнуть: сказали, что она испорчена злодеями, ненавистниками Иоаннова семейного благополучия, и подозрение обратилось на ближних родственников цариц умерших..."
Так что опера "Царская невеста" впечатляет не только великолепной музыкой и вокалом, сценическим действием, но и реальностью представленных в ней событий и героев.
Б.РАХИМОВ
фото Ю. Полянского