Государственный Академический Большой театр имени Алишера Навои продолжает радовать и удивлять музыкальную общественность новыми оригинальными проектами, в которых в полной мере раскрывается высокое мастерство исполнителей, дирижеров, постановщиков.
Эта талантливая певица получила заслуженное признание ташкентских почитателей оперы. За свою яркую трагически оборвавшуюся жизнь она сумела воплотить на сцене театра все партии амплуа «меццо-сопрано» идущих на сцене театра опер – от солнечной, свободолюбивой Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе, трагической Любаши в «ЦАРСКОЙ НЕВЕСТЕ» Н.А.Римского-Корсакова, царственной, но не сумевшей обрести свою гармонию и любовь Амнерис в «АИДЕ» Дж.Верди – до десятков больших и небольших партий, сумевших обрести в ее исполнении и свои индивидуальные черты, масштабность и мастерское воплощение.
Исполняя множество романсов, концертных арий композиторов мира, многократно участвуя и в воплощениях «Реквиема» Верди, и во многих других произведений великого смысла и масштабности, активно исполняя произведения современных композиторов Узбекистана, Яника Багрянская по праву сформировала ту категорию, что принято именовать творческим именем. Высоко неся уровень яркого воплощения мировой классики, Яника Багрянская с удовольствием и максимальной отдачей участвовала и в спектаклях для самых юных зрителей. Она сотрудничала с национальными культурными центрами, мастерски исполняя произведения композиторов России, Германии, Польши, Чехии. Одним словом – всё, что успела сделать эта талантливая оперная артистка – достойно самой высокой оценки и благодарной памяти. И в сфере человеческих качеств Яника Багрянская неизменно оказывалась на высоте, демонстрируя беззаветную устремленность к людям, помогая многим в непростых жизненных ситуациях. И всё это массивное, разнообразное и цельное ее творческое наследие во всей полноте раскрывает масштаб и уровень всего, что привнесла она своим творчеством в многокрасочную палитру оперного исполнительства нашей страны.


По формированию октябрьского репертуара театра, к сожалению, не было предусмотрено спектаклей самого большого масштаба, связанных с ее талантом и индивидуальностью. Но почтить ее память хотелось безотлагательно. И вот в качестве памятного спектакля была выбрана опера Пьетро Масканьи «Сельская честь». В этом спектакле молодая Яника Багрянская с успехом воплощала два образа – неукротимою в своей страсти Лолу и мудрую мать главного героя, которую в сицилийской деревне вежливо и учтиво прозвали «Мама Лючия». И приношение светлой памяти певицы артистами разных поколений – от опытных до самых молодых! – оказалось зримым и наполненным большим творческим и человеческим смыслом.
И этот спектакль, регулярно идущий в репертуаре театра и неизменно радующий зрителя высокой правдой и искренностью исполнения, действенной и динамичной режиссурой Заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима и неизменно высоким «градусом» эмоционального излучения артистов в прекрасном пении и органичной действенности – обрел в этот вечер всю желанную полноту своего воплощения с первой и до последней своей ноты. И все это действие неизменно опирается на изобилующую контрастами музыкальную драматургию этой замечательной оперы.
Стоит вкратце вспомнить о том, что смысл этой замечательной оперы Пьетро Масканьи и необычайно актуален, и полон многими драматичными моментами, раскрывающими пагубность опустошения душ. В светлый день пасхального праздника его герои забывают об устремлении душ к возвышенному и предаются бездумному разгулу страстей, эгоцентрической гордыне и пагубной потере истинных целей и смыслов существования.
В небольшой сицилийской деревне молодой Туридду никак не может разобраться в двух любовных контактах – со своей возлюбленной Сантуццей и с Лолой - женой богатого возчика Альфио. И вся эта бурлящая стихия страсти, ревности, мести, ожесточений и неизбежного трагического конца развивается на сцене в течение полутора часов, но интенсивность их поистине не имеет пределов. Андрей Слоним предельно заостряет конфликтность этой оперы, доводя вспышки страстей до самых кульминационных пределов на волнах контрастов и богатства исполнительских нюансов. И спектакль в этот вечер с первого и до последнего момента вызывал активное сопереживание зрителя от начала до самого финала.
Стоит сказать и о том, что перед началом спектакля постановщик Андрей Слоним обратился к залу с доверительным памятным словом о Янике Багрянской – певице, актрисе, человеке. Знакомый с нею с первых ее творческих, еще консерваторских шагов, наставник и руководитель певицы на протяжении ее творческого пути – он воссоздал ее образ во всей полноте. А на большом экране авансцены был спроецирован видео коллаж из фотопортретов Яники Багрянской в разных ее образах. Такой своеобразный пролог задал своеобразную атмосферу всего спектакля, который развернулся вслед за этим.
Стоит особо сказать и о каждом исполнителе, которые в этот вечер воплощали образы спектакля. Умид Исраилов в образе Туридду раскрыл образ в глубине его противоречий, в искренности его страсти и в непреодолимом клубке проблем , вынужденных малодушных неправд, несправедливой агрессивности к любимой им Сантуцце. Ярким звучанием и выразительным интонированием, полной органикой действия он жил на сцене и был оценен по достоинству. Обладательница яркого драматического сопрано Марина Полякова лепила образ Сантуццы крупными штрихами, раскрывая то ее минутные гармонии духа, то пафос борьбы за свое право быть любимой, то – мстительную одержимость в стремлении разоблачить предавшего её Туридду, который отверг ее чувства… Рахим Мирзакамалов ярко, выпукло и интересно – как в выразительной яркости голосового звучания, так и в сценической жизни – раскрыл образ возчика Альфио. Он активно провёл своего героя по линии сменны состояний – от самовлюбленного упоения своим богатством и счастьем с Лолой – до ярости в жажде мести Туридду, без сомнений вступившему в связь с его женой Лолой. Он и обаятелен в своей «доступности», и поистине страшен в озлобленной жажде умертвить Туридду – чего и добивается в драматичном финале спектакля. А сама Лола, своеобразно спетая и сыгранная молодой Викторией Шароватовой – предстала также в своем комплексе противоречий. Энергично и страстно увлекая Туридду ночью в свой дом в отсутствии мужа, она убеждена, что «тайный» грех – это вовсе не грех. А потому, упиваясь своей победой над Туридду, она открыто издевается над «истинно грешной» в понимании жителей деревни Сантуццей, которая, будучи не венчанной с Туридду, открыто живёт в связи с ним.
Особенно хочется сказать и о другой героине спектакля – матери Туридду Лючии в исполнении в этот вечер совсем юной солисткой Робиёй Абдурахимовой. Обладательница звучного меццо-сопрано, она, как и ее коллеги по спектаклю, в планомерной работе с режиссером и дирижером вынесла достаточно убедительный образ, почти во всем отойдя от своей природной «молодой» сути и подойдя к воплощению выразительных возрастных и психологических свойств своей героини. Она и житейски мудра – и до конца не понимает тягостность сложившейся ситуации. Это был дебют молодой певицы, но в нем легко увидеть и уже достигнутые свойства образа, и уловить, как еще более ярко и интересно он разовьется в будущем.
Очень порадовал и хор театра под замечательным руководством народного артиста Узбекистана Сулеймана Шадманова и Натальи Куприяновой. Звуча и массивно, и музыкально , они порадовали и в знаменитой хоровой мессе в честь святого праздника, и в динамичных народных сценах. Органично действовали и юные участники детской студии «Солнышко» (руководитель – Ольга Булгакова), и артисты мимического ансамбля театра.
И, конечно, очень порадовал маэстро Бобомурод Худайкулов, который, к радости зрителей, после достаточного перерыва вновь встал за пульт этого спектакля. Прочертив четкую динамику нюансов и контрастов в ансамбле с оркестром, Б.Худайкулов достойно провел всю музыкально и вокально звучащую сферу этого спектакля, активно помогая полному и цельному воплощению вокально-сценического действия.

И было очень приятно осознавать, что спектакль живет, что в нем активно и своеобравзно проявляют себя новые и новые исполнители, раскрывая и свои индивидуальные свойсва, и новые черты своих героев. Разумеется, было понятно, что незабвенная Яника Багрянская исполняла роли Лолы и Мамы Лючии в расках постановочной концепции по-сврему, а нынешний состав привнес в этот спектакль вои черты. И в этой преемственности и изменчивости воплотилось великое чудо Театра вообще – и в верности светлой памяти ушедшей талантливой певицы, и в высоком уровне нашего любимого ГАБТ имени А. Навои в его новых шагах по ступеням своей сегодняшней жизни.Театра, неизменно радующего нас новизной и желанной значимостью своих новых и новых шагов в будущее…
Б.Бабаев