Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.04.2019 / 23:01:53
Али Хамраев: любые мои попытки наладить общение с "Узбеккино" кончаются плачевноИзвестный узбекский кинорежиссер Али Хамраев последние годы живет в Италии, работает большей частью в России, а в родном Ташкенте бывает наездами по несколько раз в год. Узнав об его очередном приезде в нашу столицу, корреспондент Podrobno.uz созвонился с кинорежиссером и договорился о встрече, пообещав, что она продлится не более 15-20 минут. Однако, разговор с мэтром кинематографии Узбекистана продолжался почти два часа… – Али Эргашевич, а почему Италия? Неужели вам там лучше, чем в Узбекистане? – Я оказался в этой стране по семейным обстоятельствам – там живут мои дети и внуки. Лучше, чем в Узбекистане, безусловно, не может быть нигде, это моя Родина. И я жил здесь, пока была работа. А когда ее лишился, пришлось покинуть родное Отечество. – И как вы его воспринимаете в свой очередной приезд? Как вам Ташкент? – Наша столица вызывает у меня сентиментальные чувства. Здесь есть улочки, ставшие родными, памятные места, связанные с теми или иными событиями моей жизни. Здесь передо мной проносятся, словно кадры в кино, эпизоды жизни и работы, лица и слова тех, кого давно уж нет в живых. Что-то вызывает грусть, что-то ностальгию, а что-то порою – недоумение. Например, боковые улицы и большая часть тротуаров столицы в ямах и рытвинах, дожди и равнодушие дорожников сделали свое дело. – А с чем конкретно связано ваше очередное появление в родном городе? – Я здесь должен создать документальный фильм "Закировы – артисты от Бога". Сроки довольно жесткие – до июля я должен закончить производство проекта. Это будут 4 серии – по две серии можно показать вечером по ТВ в субботу и воскресенье. Сценарий к картине написан замечательным тележурналистом Шахнозой Ганиевой. Закировы – творческая династия, стоявшая у истоков оперного и эстрадного искусства Узбекистана. Ее родоначальником был Карим Закиров, а вообще это была семья талантливых людей, многие из которых стали достоянием республики, а их голоса известны далеко за ее пределами. Дети Карима Закирова и Шоисты Саидовой – это пятеро певцов и один драматический актер!.. Хоть сейчас заноси в книгу рекордов Гиннеса!.. Кариму Закирову было присвоено звание народного артиста Узбекистана в 1939 году. Он стоял у истоков оперного искусства нашей республики. Всю жизнь проработал в Государственном академическом Большом театре имени Навои, где исполнил свыше 30 партий. Его редкий от природы и c необыкновенно огромными возможностями баритон очаровывал слушателей. Самая известная его роль – Мулла-доста в "Проделках Майсары". Эта опера была невероятно популярна. Чтобы ее прослушать, люди приезжали издалека на телегах и в ожидании спектакля ночевали прямо перед театром. – Вы хорошо были знакомы с этой семьей? – Конечно. Мы с Батыром Закировым, скажу вам по секрету, вместе выпили… море водки. Но если серьезно, то до сих пор не могу смириться с мыслью, что он так рано ушел из жизни. Основатель узбекской эстрады, которого с любовью называли "узбекским соловьем" за его льющийся голос, умер в 49 лет. Сколько он еще мог сделать! Жемчужиной творчества певца, безусловно, является композиция "Арабское танго". В неповторимом исполнении артиста песня входит в золотой фонд советской и узбекской эстрады. В 1972 году он стал художественным руководителем организованного им Ташкентского мюзик-холла (одновременно – режиссером и ведущим солистом). Самым известным плодом творчества этого коллектива стал мюзикл "Путешествие Синдбада-морехода", сценарий которого был написан Марком Захаровым и Александром Ширвиндтом. Художником спектакля был Георгий Юнгвальд-Хилькевич. Мюзикл имел большой успех, но, к сожалению, так и не был заснят на кинопленку. Певец был талантлив и во многих других областях творчества. Узбекские литературные журналы охотно печатали стихи, рассказы и очерки Батыра Закирова. Он хорошо рисовал. – А вы не хотели бы снять художественный фильм здесь, в Узбекистане на местном материале? – Конечно, хотел бы. Но любые мои попытки наладить общение с "Узбеккино" кончаются, мягко говоря, плачевно. Например, в декабре 2017 года мне предложили сделать картину о джадидах. Несмотря на свою обиду – мне здесь раньше просто не давали работать – я дал согласие, подготовил заявку и до сих пор… жду ответа. А жаль – историческая тема репрессированных борцов за свободу и независимость мне очень близка, я ее отразил в своем картине "Чрезвычайный комиссар" и с удовольствием продолжил бы в новом фильме. Но… не получается. Кстати, здесь в Ташкенте в эти дни показываю зрителям во время творческих встреч свой новый документальный фильм российского производства "Я тебя не забыл" – это о моем отце, о маме, о моем поколении. Кстати, я раньше предлагал этот проект нашему "Узбеккино" – они до сих пор думают… Судьба моего отца Эргаша Хамраева просто удивительна. Сын батрака, он сумел получить высшее образование в Ленинграде. Стал одним из первых киноактеров и кинодраматургов узбекского кино, но по клеветническому навету был арестован и провел в тюрьме два года. Когда началась война, ушел на фронт и… не вернулся. В 1985 году я снял о нем художественный фильм "Я тебя помню". Ценой больших усилий он преодолевал цензуру, в течение многих лет кинолента была запрещена к демонстрации в Узбекистане, хотя я объездил с ней полмира, показывая на различных кинофестивалях. – Значит, в кино вы пришли, следуя по стопам отца? – Гены отца, безусловно, сыграли свою роль. Но еще мальчишкой я посмотрел "Огни большого города" Чарли Чаплина, и этот фильм меня потряс. Пожалуй, именно он сыграл главную роль в выборе профессии. В творческом становлении огромную роль сыграли великие режиссеры – Ганиев, Ярматов, Куросава, Параджанов, Тарковский, Феллини, Антониони, Бергман, Хичкок, Форд, с некоторыми я был знаком лично. – Вы создали более 20 художественных и более 50 документальных фильмов. Какой из них – лучший в вашем творчестве? – Непростой вопрос, я даже затрудняюсь на него ответить. Мои картины – это как мои дети, все они мне дороги. Но среди них есть такие, которые давались очень тяжело, принесли немало творческих страданий и переживаний, и поэтому запомнились ярче. Среди них – "Белые, белые аисты", "Без страха", "Человек идет за птицами", "Триптих", "Я тебя помню", "Сад желаний". – Вы по жизни оптимист? Вы верите, что лучший ваш фильм еще впереди или столкнулись с тем, что делать кино в возрасте проблематично? – Какие мои годы – мне ведь будет скоро "всего" 82!.. А если серьезно – будь внимателен к своей душе и телу, тогда найдутся время и силы, чтобы создать самый лучший фильм. К сожалению, это зависит не только от меня… Я – режиссер неудобный…
www.podrobno.uz
|
|