Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.06.2019 / 14:34:16
В Москве состоялась российская премьера узбекского фильма "Берлин-Аккурган"Представлял картину известный сценарист Одельша Агишев. На сцене стояли актриса Кристина Коробко, сыгравшая роль Зинаиды Райх и актер, похожий на якута или монгола Сейдулла Молдаханов. Скромные люди из далекого теперь Ташкента очень скромно представили фильм. Режиссера на показе не было. А может это и к лучшему, потому что зал был заполнен лишь на половину … Тут много причин- и почти начало лета, и отсутствие всякой рекламы, и ,скажем прямо, давно иссякший интерес избалованной московской публики к фильмам вчерашних «братьев по Союзу» . Но хотелось бы порадовать сценариста и режиссера фильма Зульфикара Мусакова хотя бы одним, но весьма ценным фактом- НИКТО из пришедших не ушел с фильма, смотрели заворожено, смеялись и плакали, досидели до финальных титров. Я специально наблюдал за зрителями. Они вошли одними, а выходили из зала другими! Одухотворенными, наполненными чувствами, многие, даже мужчины, вытирали слезы. От себя скажу одно - я увидел узбекский фильм мирового класса. Режиссер, давний выпускник Высших курсов и сценаристов, одной из лучших киношкол мира, куда когда-то пытался поступить автор этих строк, сделал пронзительное кинематографическое, не пафосное, а высоко эпичное полотно. Глубокое по мысли, совершенное по сценарию и режиссуре, изощренное по стилю и виртуозное по профессионализму (Художник!) выдающееся произведение, которое очень скоро войдет в список самых ярких кинофильмов 21 века. И это не дифирамбы и не панегирики, это правда. Не верите? Посмотрите… Я поздравил очень красивую актрису Кристину и актера Сейдуллу, сыгравших главные роли и спросил у актера, не произнесшего ни одного слова с экрана, почему не приехал режиссер? Ответ был прост: он не любит всякие тусовки, особливо московские, он работает над новым фильмом. Сложнейшая по структуре лента, в которую с трудом въезжаешь первые десять минут, а потом неотрывно следишь за развитием судеб главных героев. Режиссер смешал три временных пласта, в которых развиваются, казалось бы, вовсе не связанных между собой, сюжетных линий. Первая - вымышленная история узбекских Ромео и Джульетты и влюбленных из Берлина, живших на одной лестничной площадке. Вторая - трагическая, реальная, ужасающая история последних десяти лет гения сцены Всеволода Мейерхольда и Зинаиды Райх. Третья - сделанная строго по документам, а не в угоду ни тем, кто огульно охаивает, и ни тем, кто возводит в великое благодеяние Пакт Молотова - Риббентропа. И первые и вторые обсуждающие Пакт страдают одним недостатком: незнанием подлинной истории и тенденциозности в свою пользу. Мастерство режиссера позволило ему мягко, ненавязчиво, в один момент связать все эти разрозненные хрупкие нити связать в мощный пучок, почти плеть, которая хлестко бьет по нашим эмоциям и разуму. В этой картине, как сказал С.Молдаханов, снялось более ста актеров, но каждая роль сделана мастерски, подлинно, абсолютно достоверно. Помимо просто фотографического сходства Мейерхольда ( замечательный российский актер Григорий Гольдман), поражает внутренняя вера, психологически тонко выстроенная линия подробности существования и процесса мышления исторических персонажей. А ведь гения играть ох, как сложно! Видел фильм про Иосифа Бродского- фото, как копия, а характера и мыслей гения –нет, плоско, однокрасочно... Где и как Мусаков нашел таких убедительных актеров – его удача. Поверил и Литвинову-наркому иностранных дел , и Молотову, и Геббельсу, и Гиммлеру, а роли Сталина и Гитлера просто поразительно точны именно по выстраиванию смертельной схватки прежде всего процесса Мышления двух очень умных, хитрых, жестоких властителей, которые перевернули весь ход истории…
Режиссер смоделировал, как на трехмерном принтере, мощную, многослойную конструкцию, крепкую, как каменная пирамида, но в то ж время прозрачную, в ней просматриваются сквозь друг друга все перепитии, и в то же время легкую. Легкость восприятия – в немногословности диалогов, иронии, все эпизоды, кроме исторических, пронизаны мягким юмором и лиризмом. География фильма огромна: Германия, Россия, Узбекистан. И каждая эпоха и локации сняты с предельной точностью и достоверностью, при этом каждому временному плату придан неповторимый, но знакомый нам по сотням лентам и фотографиям стиль, будь это резиденция Гитлера в Берхоффе или кабинет Сталина в Кремле, или подъезд в Берлине. Но всё же с какой щедростью и любовью режиссер снял далекий узбекский аул Аккурган! Работу оператора А.Арзикулова и художника С.Чуфарнова в этих шедевральных кадрах можно сравнить с «Последним императором» Б.Бертоллуччи. Аккурган-это и есть Родина нашего нелепого героя Кузи, вырастающего в огромную фигуру Человека. Родина –это сумма из простых человеческих понятий: Дом, в котором ты родился и вырос, твои Отец и Мать, Жена, тихие улочки, река… У этой картины, скорее всего, будет трудная прокатная судьба на фоне всеобщего разгула пошлости и глупости… И всё-таки очень хорошо, что далеко от России есть еще порядочные и талантливые художники… Ярослав Колобов
|
|