Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.12.2020 / 22:44:35
Киноискусство - уникальный инструмент отражения богатого культурного наследия стран ШОС«Кино — это один из немногих видов искусства, которое может заглянуть в будущее. И ШОС - организация нового типа, созидательная повестка дня которой также направлена в будущее, которое мы способны вместе сделать прекрасным». Бывший Генеральный секретарь ШОС Рашид Алимов Ежегодно 28 декабря в мире отмечается Международный день кино праздник кинематографистов и любителей кино. Роль и популярность киноискусства в нашей повседневной действительности огромна и немаловажна, чему свидетельствует внимание к самым известным международным кинофестивалям, среди которых можно назвать Каннский, Берлинский, Венецианский, Московский и др. Такие награды как Оскар и Золотой Глобус знакомы всем кинолюбителям мира. Как известно в основе кинематографии легли литература, театр и живопись. Киноискусство, не дублируя и не заменяя их, перерабатывает их опыт в соответствии с особенностями экранного творчества, отображает интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы. Мастера кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях. Появление новых технических средств аудиовизуальной коммуникации, в том числе цифровизации, не привело к вытеснению и гибели киноискусства, а значительно расширило эту сферу. Сегодня появились новые возможности для восприятия киноискусства, которое стало мощной эстетической и образовательной силой в современном обществе. На пространстве Шанхайского региона искусство кино предоставляет уникальный шанс для доступа к богатой культуре, истории, традициям и философскому наследию государств участниц ШОС. Несмотря на ощутимые различия в уровне развития киноиндустрии на пространстве ШОС, у ее стран есть большое преимущество: свои характерные национальные черты и культурные особенности, которые вместе составляют богатую и многообразную кинематографическую палитру. И в этом проявляется постоянный диалог культур государств Организации. Кинофестиваль в Циндао (13 июня 2018 г.) стал первым в истории ШОС масштабным событием, объединившем деятелей киноискусства восьми государств-членов и четырёх государств-наблюдателей при ШОС. В рамках фестиваля были продемонстрированы 55 фильмов, которые наполнили мозаику киноиндустрии стран ШОС новыми тенденциями и идеями. Фестиваль придал новый импульс развитию культурно-гуманитарного сотрудничества и вывел его на качественно новый уровень. Ранее подобные кинофестивали с участием стран ШОС проводились в Кыргызстане (Иссык-кульский кинофорум) и в Таджикистане (международный кинофестиваль «Душанбе»). В целом данные мероприятия призваны содействовать целям укрепления, развития взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между кинематографиями стран-участниц ШОС, поощрять и развивать разнообразные формы творческого взаимодействия в области кинематографии. В Московской декларации принятой по итогам ноябрьского саммита этого года главами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества подчеркнута необходимость продолжения интенсивного развития межцивилизационного, в том числе межкультурного диалога в интересах народов на пространстве ШОС, содействия преумножению культурного многообразия, изучения и сохранения культурного и природного наследия региона. И страны члены ШОС вносят свой практический вклад в этом направлении, широко развивая фестивальное движение, которое выступает как эффективная форма развития профессиональных контактов в сфере кинематографии, сохранения взаимопонимания и дружбы между народами. Кинокартины большинства стран ШОС регулярно представляются на международных престижных кинофорумах, в том числе в Каннах, Берлине, Москве, Локарно, Роттердаме, Карловых Варах и др. 12 декабря этого года в Пекине состоялось торжественное открытие серии кинопоказов для стран семьи ШОС «CinemaSCOpe», организованный посольством Индии в Пекине. Популярные индийские фильмы представлены в рамках инициативы, которая стала первым киномероприятием в предстоящий Год культуры ШОС в 2021 году в преддверии празднования 20-летия Организации. Стоит напомнить, что Узбекистан имеет давние дружеские связи с Индией. В нашей стране индийская музыка, киноискусство и история популярны среди узбекского народа, что вызывает интерес к изучению красивого и мелодичного индийского языка. В крупных индийских городах Дели, Калькутте и Мумбаи регулярно проводятся фестивали и кинопоказы узбекского кино. Памятуя интерес узбекских зрителей к индийскому искусству в рамках прошедшей в январе с.г. «Кинонедели стран ШОС», организованной Центром народной дипломатии ШОС в Узбекистане, среди других фильмов был показан известный в Индии фильм «Дорога к счастью» который стал истинным подарком жителям Узбекистана. Налаживаемое сотрудничество в сфере киноискусства двух стран намечено продолжить в рамках программы «Индийского технического и экономического сотрудничества» по повышению квалификации в сфере кинематографии молодых представителей киноиндустрии Узбекистана. В свою очередь индийские кинодеятели проявляют интерес к развитию сотрудничества с нашей страной в области киноиндустрии. Известная мумбайская кинокомпания Dimaz Agastyaa Productions Private Limited проявила намерение снять в Ташкенте ряд эпизодов нового фильма, посвященного жизни и деятельности выдающегося лидера Индии бывшего Премьер-министра Лал Бахадура Шастри, о Ташкентской декларации и о его уходе из жизни в столице Узбекистана. В ходе IV Международного конгресса национальной кинематографии, состоявшегося в декабре сего года в Ташкенте, его участниками было выражена поддержка инициативы Президента Узбекистана о возобновлении проведения легендарного Ташкентского кинофестиваля в рамках реализации постановления главы Узбекистана «О дополнительных мерах по развитию национальной киноиндустрии страны» от 24 июля 2018 г. Известный режиссер Узбекистана Рашид Маликов отметил важность эффективной реализации постановления главы Узбекистана о возрождении и возвращении ташкентского кинофестиваля на международную орбиту киноискусства. В рамках Дней узбекского кино в России в октябре прошлого года Госфильмофонд РФ подписал меморандум о сотрудничестве с Кинофондом Узбекистана. Документ предполагает оцифровку узбекских картин, оригиналы которых были утеряны. По словам представителей национального агентства "Узбеккино", составлен список из трехсот игровых картин, ждущих возвращения на родину. В декабре сего года Узбекистан уже получил от Госфильмофонда России 11 оцифрованных кино- и мультипликационных лент, созданных в Узбекистане в 1960-80-е годы XX века и хранившихся в РФ, среди которых художественные фильмы "Келинлар кузголони" ("Бунт невесток") и "Аччик данак" ("Горькая ягода"), хранившиеся в Госфильмофонде России, а также девять мультипликационных фильмов 1960-х годов. Семейная мелодрама "Бунт невесток" режиссера Мелиса Абзалова была создана в 1985 году и остается одним из самых популярных фильмов в Узбекистане. Подростковая кинолента "Горькая ягода", была снята выпускницей ВГИК Камарой Камаловой в 1977-м, тогда же была отмечена специальным дипломом жюри на X Московском международном кинофестивале. В рамках сотрудничества с Госфильмофондом РФ в ближайшие годы планируется оцифровать и вернуть в республику десятки фильмов, ставших золотым наследием узбекского кино. Проект реализуется при поддержке Всемирного общества по изучению, сохранению и популяризации культурного наследия Узбекистана. В Республике Казахстан осуществляется интенсивная работа по возрождению и развитию национального киноискусства. В частности, только в 2018 завершено производство 8 художественных фильмов, среди которых «Астана», киноэпопея «Путь лидера», «Эвакуация», 19 документальных фильмов, таких как «60 дней войны», «Природа Казахстана, на родине тюльпанов», цикл фильмов «Тюркские народы Казахстана» и ряд других. Данная работа осуществляется в рамках поддержки национальной киноиндустрии правительством страны. В соответствии с принятым в январе 2019 года Законом Республики Казахстан «О кинематографии» создан и действует Государственный центр поддержки национального кино, проводится работа по внедрению новой модели государственного финансирования производства фильмов, налоговой поддержки кинопроизводителей и привлечению инвесторов. Наряду с этим в Казахстане осуществляется работа по созданию единой автоматизированной информационной системы мониторинга и учета кинодеятельности, оцифровки киноколлекций и т.д. В стране регулярно проводятся международные кинофестивали, в которых принимают участие лучшие фильмы из более чем 50 стран. Дни казахского кино регулярно проводятся в России, Швеции, Омане, Таиланде, Италии, Хорватии, Греции и других странах. Кинематография Кыргызстана имеет давнюю историю, включая два успешных «золотых» периода своего развития в 60-е и 90-е годы, которые дали толчок для появления целой плеяды замечательных режиссеров и актеров страны. Картины талантливых режиссёров, снятые в эстетике чистого кино, заслуживают достойной оценки на самых престижных кинофестивалях. По мнению зарубежных кинокритиков, Кыргызстан по праву занимает «территорию авторского кино». Правительство страны проводит большую работу по популяризации и поддержки творчества около 50 частных киностудий, а также по улучшению качества создаваемых ими фильмов. С 2016 года выделяются значительные средства в виде субсидий на производство национальных фильмов. За прошедшие десятилетия создано более 130 кинокартин, и сегодня ежегодно выпускается более 50 полнометражных фильмов. Стоит отметить, что в Кыргызстане существуют идеальные для киносъемок натурные площадки. В частности, в Тонском районе Иссык-Кульской области есть знаменитая кинематографическая долина, где звук пишется в чистом виде, так как она окружена горами, не допускающими проникновения ветров. В Кыргызстане регулярно проводятся международные кинофестивали, кинофорумы и другие мероприятия. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» основные усилия правительства страны направляются на комплексное решение проблем сохранения и развития национального кинопроката, укрепления позиций местного кинематографа на российском и мировом рынке. Российское правительство последовательно осуществляет меры финансовой и законодательной поддержки инфраструктуры и мероприятий национальной кинематографии. В настоящее время российский кинематограф преодолел новый рубеж в завоевании доверия своей аудитории. Рекордные кассовые сборы в последнее время в национальном прокате доказали не только профессиональную состоятельность авторов этих фильмов, но и предоставили зрителям возможность выбора российских картин во всем многообразии жанров. В результате масштабной кинофикации в малых и крупных городах экранное искусство стало доступнее, а с увеличением количества кинофестивалей доля представленного региональным зрителям авторского интеллектуального кино многократно возросла по сравнению с предыдущими годами. В России реализуется апробированная и признанная эффективной практика очной защиты игровых кинопроектов, претендующих на получение государственных средств. В Республике Таджикистан состояние и перспективы развития кино находятся под пристальным вниманием и получают большую поддержку Президента и правительства страны. В таджикском кино придается приоритет созданию современных художественных и документальных фильмов, в которых находят объективное отражение прошлое и настоящее, актуальные вопросы и проблемы современного общества, а также добрые традиции таджикского народа. В течение последних лет таджикская киноиндустрия перешла на новый уровень развития, улучшились качество производства, смысл и содержание фильмов. В частности, такие картины, как «Зеркало без отражения», «Белый воробушек», «Сон обезьяны», «Учитель», «Такси», «Воздушный шар», «Столкновение» и «Старания» удостоены высоких наград на международных кинофестивалях. В различные периоды кино Пакистана сыграло важную роль в национальной культуре и в последние годы снова начало процветать после долгих лет упадка. В стране есть несколько киностудий, в основном расположенных в двух крупнейших городах - Карачи и Лахоре. Их деятельность в основном носит региональный и нишевый характер. С 1948 года в Пакистане было произведено более 10 000 художественных фильмов на урду, а также более 8 000 полнометражных фильмов на пенджаби, 6 000 пушту и 2 000 полнометражных фильмов на синдхи. В начале 1970-х годов Пакистан занимал четвертое место в мире по производству художественных фильмов. На протяжении 1980-х и 1990-х годов киноиндустрия переживала несколько периодов взлетов и падений, что отражало ее зависимость от государственного финансирования и льгот. И несмотря на это, пакистанские фильмы сохранили большую часть своей самобытности и в настоящее время наблюдается подъем национальной киноиндустрии. Этому также способствует проведение Дней кино в странах членах и вне их. И Центр народной дипломатии вносит свой практический вклад в пропаганде шедевров киноискусства стран участниц Организации. В частности, в целях широкого ознакомления населения, в том числе приобщения молодежи Узбекистана к богатой культуре, традициям и великому историческому наследию стран-членов ШОС Центр народной дипломатии совместно с Национальной телерадиокомпанией республики в январе сего года провел "Кинонеделю стран ШОС", в рамках которой были продемонстрированы художественные фильмы из золотого фонда культуры стран-членов ШОС. В планах Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане на предстоящий период включены мероприятия и проекты по содействию в широком ознакомлении, наряду с другими, с лучшими образцами анимационного искусства, детских и юношеских кинопроизведений стран Организации, а также продолжение дальнейшей работы по интенсивной популяризации богатого историко-философского и культурного наследия стран Шанхайской организации сотрудничества. Нынешнее динамичное развитие национальных кинематографий стран региона ШОС, а также активное взаимодействие сотрудничество ее государств членов в этой сфере способствует сохранению лучших традиций киноиндустрии, созданию условий для обмена опытом, творчества и новаторства. Несомненно, что киноискусство стран ШОС становится важным компонентом в вопросе создания единого гуманитарного пространства, представляя собой важную площадку для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, обсуждения проблем, связанных с сохранением культуры, самобытности и специфики народов в эпоху всемирной глобализации. Алишер Махкамовглавный специалист Отдела науки и образования Центра народной дипломатии ШОС в Узбекистане
|
|