Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
24.06.2022 / 13:05:14

Отец истерна. Как Али Хамраев вывел на новый уровень советский ответ вестернам и стал тайным классиком кино?


В этом году 85 лет исполняется Али Хамраеву, классику узбекского и советского кино, фильмы которого в 1960-х и 1970-х громко прозвучали не только на родине, но и на международных фестивалях — причем равным себе мастером его считали такие классики, как Тарковский и Параджанов, Антониони и Гуэрра. Даже важнее, что Хамраев сумел в своих картинах доказать, что равным советскому, не исчерпывающимся экзотикой может быть и само узбекское кино. «Лента.ру» рассказывает о режиссере и его фильмах — которые до 7 июля можно увидеть на ретроспективе режиссера в Москве.

Однокашник Тарковского, Иоселиани и Муратовой, Хамраев принадлежит к поколению советских режиссеров, расцвет творчества которых пришелся на 1970-е годы. Но в отличие от коллег, он ассоциируется прежде всего не с авторскими драмами, хотя они в его наследии тоже присутствуют, а с лихими истернами (так принято называть поджанр советских фильмов о Гражданской войне, которые снимались под впечатлением от классического американского вестерна) про борьбу красных комиссаров и басмачей.

Впрочем, достаточно посмотреть его трилогию, в которую входят «Чрезвычайный комиссар», «Без страха» и «Седьмая пуля», чтобы убедиться, что Хамраева интересуют не столько приключения, сколько столкновение культуры модерна, советского варианта вполне киплинговского бремени белых, и традиционного уклада стран Средней Азии. Так «Без страха», пожалуй, самый интересный фильм трилогии, рассказывает об идеологической борьбе вокруг женской эмансипации в Узбекистане и до сих пор звучит очень современно. Группка большевиков рассуждает о положении женщин в странах Европы и призывает немедленно отказаться от паранджи, однако не находит понимания не только среди религиозно настроенных соседей, но даже у собственных жен, замечающих, что они тоже не уважают женщин, «только по-своему».

Философские искания заметны в более позднем «Телохранителе», который считается своеобразным пересказом «Сталкера» на языке жанрового кино.

Одновременно с тем, на родине Хамраев известен, как комедиограф (например, его «Невеста из Вуадиля» обладает в Узбекистане культовым статусом), а его драмы «Сад желаний» и «Я тебя помню» являются эталонными образчиками советского авторского кино.

«Сад желаний»

Кадр: фильм «Сад желаний»

Три сестры, Ася, Валерия и Тома, приезжают к дедушке и бабушке в деревню. Лето, время страшных историй, гаданий, купаний на реке и первых влюбленностей. Природа вокруг манит, светлые дни кажутся залогом какого-то большого и непременного счастья. Но в этой идиллии ощущается смутная тревога. Совсем скоро отца героинь арестуют как врага народа, а после начнется война. Ностальгический и печальный портрет обреченной эпохи, «Сад желаний», пожалуй, относится к числу лучших фильмов Хамраева. Оператором на картине был Владимир Климов, работавший также на «Двадцати шести днях из жизни Достоевского», «Трагедии в стиле рок», «Всемирной истории отравлений», а позже — на «Крыме» Алексея Пиманова.

«Невеста из Вуадиля»

Культовая узбекская музыкальная комедия. Ядгар работает вагоновожатым в Ташкенте. Однажды к нему в трамвай садится Асаль. Она приехала в город из отдаленного кишлака и заблудилась. Ядгар приглашает девушку к себе, а после помогает ей найти тетю. Возникшая между героями симпатия встречается с предрассудками родственников. И вот уже героиню отсылают обратно в кишлак, а герой решает воссоединиться с ней во что бы то ни стало. Как и во многих своих картинах, в «Невесте из Вуадиля» Хамраев затрагивает тему столкновения между современностью и представлениями традиционного общества. Однако славу фильму принесла не столько тематика, сколько песни «Что такое облака?» и «Помни меня», сочиненные на стихи Ильи Резника. Их исполнили певица Наргих и ее дядя Фаррух Закиров, фронтмен гиперпопулярного в те годы ансамбля «Ялла».

«Я тебя помню»

Кадр: фильм «Я тебя помню»

Герой отправляется из Узбекистана под Вязьму, чтобы найти могилу своего погибшего во время войны отца. В основе картины — автобиографические мотивы. Сам Хамраев действительно ездил в леса под Вязьму в начале 1970-х, чтобы отыскать захоронение своего отца, пионера узбекского кино Эргаша Хамраева. Положить этот эпизод в основу фильма режиссеру предложил Андрей Тарковский. С неприязнью относясь к жанровым фильмам, Тарковский взял с Хамраева клятву, что тот вместо очередной «Седьмой пули» снимет «авторское кино» про свои поиски. Хамраев сдержал обещание. В «Я тебя помню» реальность переплетается со снами и видениями, а виды медресе Шердор в Самарканде рифмуются с золотом икон сельской церкви в Смоленской области. Соединение разных культур и образов помогает герою лучше понять свою идентичность.

«Где ты, моя Зульфия?»

Кадр: фильм «Где ты, моя Зульфия?»

Один из первых фильмов Хамраева. Бахтияру 26, а это значит, ему пора жениться. Только Бахтияру этого не хочется. По телевизору он видит выступление девушки по имени Зульфия. Влюбившись в нее, он вместе со своим отцом отправляется в путешествие на поиски любимой. С одной стороны, «Где ты, моя Зульфия» кажется бодрой, приятной и несколько старомодной комедией начала 1960-х: забавные совпадения, народная смекалка, небольшие дорожные приключения и неизбежный в таких случаях счастливый финал. С другой, уже здесь проявляется важная для Хамраева тема столкновения традиций и новой жизни, особенно ярко проявившаяся в его трилогии «Чрезвычайный комиссар»/«Без страха»/«Седьмая пуля». В «Зульфие» это столкновение не кажется слишком драматичным: молодые хотят жениться по любви и переехать в новые многоквартирные дома, в то время как поколению их отцов ближе другой стиль жизни. Но эпоха полна надеждами на всеобщее обновление, а потому кажется, что традиции отойдут в прошлое мирно, постепенно и в свое время.

«Бо Ба Бу»

Два брата-пастуха находят в пустыне женщину. Постепенно она становится причиной раздоров между ними. Снятая после переезда Хамраева в Италию (чему способствовала его дружба с Микеланджело Антониони), эта картина представляет собой открытую для интерпретации (и довольно хулиганскую) притчу. Режиссер сознательно лишает сюжет каких-нибудь пояснений. Что произошло? Где? Как героиня выжила? Чем она занималась в прошлой жизни? Ответов на эти вопросы нет, да они и не важны. Также много можно спорить и о содержании фильма: является ли происходящее рассказом о единстве, которое распалось после вторжения роковой женщины? Или же речь идет о патриархальном обществе, члены которого обречены повторять одни и те же ошибки, приводящие к все тем же (довольно плачевным) результатам? Фарс это или трагедия? Стоит, однако, признать, что с момента своего выхода в 1998 году «Бо Ба Бу» нисколько не устарел, а острота споров вокруг этой картины сейчас может только увеличиться.

«Телохранитель»

Кадр: фильм «Телохранитель»

Горец Мирзо должен доставить басмача Султан-Назара в Душанбе. Но это не так просто. Султан-Назар обладает тамгой, символом власти, владелец которой может претендовать на господство в Туркестане. За тамгой охотится бандит Фотабек и его жена, ведьма Айбаш. Истерны — наиболее известная часть наследия Хамраева. Они соединяют изысканный визуальный язык, режиссерскую насмотренность (сам Хамраев признается в сильном влиянии Куросавы и Джона Форда) и важную для советской Средней Азии проблематику борьбы старого и нового. Все это в «Телохранителе» есть. Кроме того, в «Телохранителе» можно обнаружить следы первого варианта «Сталкера» Тарковского. Съемки фильма прошли в долине Исфары, там, где Тарковский изначально предполагал снимать свою интерпретацию Стругацких, а главные роли в фильме исполнили Александр КайдановскийАнатолий СолоницынНиколай Гринько и Шавкат Абусаламов (на «Сталкере» он был художником-постановщиком). Кроме того, сыгранный Кайдановским горец-проводник Мирзо близок к образу Сталкера из ранних вариантов сценария.

«Красные пески»

Ранний подступ Хамраева к истернам. В основе фильма — борьба с последним правителем Хивы Джунаид-ханом. «Красные пески» уступают фильмам трилогии, однако это увлекательное кино. А одну из сцен фильма, по легенде, снял гостивший тогда в Узбекистане Андрей Тарковский.

 

Источник





Другие материалы рубрики

21.06.2022 / 20:14:42

Московский международный кинофестиваль пройдет с 26 августа по 2 сентября

Программа 44-го ММКФ сейчас формируется — на основной конкурс подано больше 200 заявок. Среди стран, чьи кинематографисты хотят принять участие, перечислены: Аргентина, Бразилия, Перу, США, Великобритания, Сербия, Италия, Франция, Индия, Иран, Китай Далее...

21.06.2022 / 15:14:07

Кинофестиваль в рамках саммита ШОС

В киноконцерне "Узбекфильм" под руководством генерального директора Агентства кинематографии Фирдавса Абдухаликова прошло заседание, посвященное Ташкентскому международному кинофестивалю "Жемчужина Шелкового пути" Далее...

19.06.2022 / 11:54:29

На телеканале "Россия-Культура" проходит показ фильмов об Узбекистане

На телеканале "Россия-Культура" в эти дни проходит серия фильмов, посвященных Узбекистану, великому прошлому Узбекистана, масштабным культурным проектам сегодняшнего дня, преемственности традиций и поколений Далее...

18.06.2022 / 14:14:20

Стартовали съёмки документального фильма "Культурное наследие Узбекистана в собраниях Италии"

Творческая группа проекта "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" приступила к съемкам документального фильма, посвящённого культурному наследию Узбекистана в собраниях Италии Далее...

16.06.2022 / 15:38:40

Али Хамраев: "Невозможно ремонтировать эпоху"

До 7 июля в "Иллюзионе" и Третьяковской галерее идет ретроспектива Али Хамраева, выдающегося узбекского кинематографиста. О дружбе с Тарковским, визите Антониони в Ташкент и кинематографе Средней Азии с режиссером поговорила сокуратор ретроспективы Ольга Улыбышева Далее...





12.08.2022 / 12:14:03
В Нукусе проходит выставка, посвященная Аральскому морю
 
05.08.2022 / 20:48:28
Выставка графических работ художников Мурода Фозила и Мухаммада Фозили "Кокандские ветра" стала для любителей живописи настоящим откровением
 


09.08.2022 / 17:39:13
В хокимияте Ташкента состоялась презентация очень впечатляющего видеоролика Salom Tashkent, раскрывающего туристический потенциал столицы
 
09.08.2022 / 17:39:13
В хокимияте Ташкента состоялась презентация очень впечатляющего видеоролика Salom Tashkent, раскрывающего туристический потенциал столицы
 


02.08.2022 / 18:23:46
Памяти академика Геннадия Ивановича Белянкина
 
01.08.2022 / 13:58:45
Ольга Сухарева: скромный этнограф номер один
 


12.08.2022 / 12:12:46
Узбекская классическая литература покоряет Великобританию
 
26.07.2022 / 20:49:31
Альбина ГАРБУНОВА. Рассказ "Иноходец"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте