Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.11.2022 / 19:25:31
Вне всякого сомнения, ключевым событием прошедшего 19 ноября заседания клуба "Интеллектуал" стала презентация фильма Бориса Бабаева "Культурное наследие Узбекистана"В этой связи хочу поздравить Бориса Рахимовича и режиссера картины Дениса Кодзаева с новой творческой удачей. Все темы подтолкнули к размышлению и осмыслению ключевых моментов этого заседания. Получилось много. Хотелось сказать еще больше, особенно, о роли образования и традиций народного мастерства, но заставил себя остановиться. Первый - отклик о фильме: для меня именно он стал отправной точкой для всех остальных рассуждений. А второй - уже не связанная с фильмом и нашим заседанием статья, которую я бы условно назвал "Культурное наследие и современное образование - фундаментальные основы Третьего ренессанса". Теперь снова об увиденном нами фильме. Сюжет, заслуживающий многосерийного документального сериала, уложился в короткие 40 минут. Но их оказалось достаточно, чтобы уместить в этом коротком отрезке времени все те уникальные особенности многогранной культуры нашего края, которые по праву считаются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Причем не просто перечислить и показать их. А вызвать у даже искушенных в этих вопросах людей интерес к тому, чтобы еще и еще раз прикоснуться к этим материальным и нематериальным чудесам света, каждый раз открывая в них новые грани утонченной красоты и духовного богатства. В фильме ненавязчиво высветилась одна из красных нитей сюжета – Третий Ренессанс. В прошедшие в первом десятилетии второй половины прошлого века школьные годы большинство из нас изучали историю древнего мира. На слуху были древнейшие цивилизации Египта, Вавилона, древней Эллады и древнего Рима. И нам тогда казалось, что они и составляют весь тот древний мир, от которого берет начало современная человеческая цивилизация.А сегодня мы начинаем осознавать и понимать, что древние города нашей страны – это не только объект туристического интереса. Земля Узбекистана является одним из крупнейших центров развития древних цивилизаций. Признанием этого стало включение одного из древних городов нашего края, ровесника древнего Рима Самарканда в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «Города – перекрестка культур». Вот в этом, наверное, и заключается главное значение и содержание Третьего Ренессанса. В период поднявшегося из глубин средневековья. европейского Возрождения обращение к культурному наследию древнего мира стало мощным стимулом для развития духовной и интеллектуальной культуры нового времени. Так и сегодня обращение к истории и культурному наследию нашего края становится стимулом динамичного развития духовности и культуры народа. Одним словом, фильм удался и вызвал заслуженные слова признательности его создателю и искренние аплодисменты членов клуба. И вот здесь я не удержусь и все-таки задам тот вопрос, который еще во время презентации фильма вертелся у меня на языке – а продолжение будет? Ведь остановился фильм на самом интересном месте. И эта недосказанность только усилила чувство ожидания новых интересных открытий, которые таят в себе история и культура нашего древнего края. Ведь культурное наследие – это не только величественные архитектурные памятники и замечательные по своей напевности и чистому музыкальному ряду образцы песенного искусства – «катта ашула» и «Шашмаком», хорезмский танец «Лазги». Это и знаменитые на весь мир научные труды Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми (конец VIII начало IX вв.), которому современная цивилизация обязана рождением алгебры, и от имени которого происходит название одного из ключевых элементов современных информационных технологий – алгоритм. Мы живем в XXI веке. В нашу жизнь стремительно вошли и прочно в ней обосновались новые технологии, умные машины. Появилась трехмерная печать, позволяющая под управлением компьютера «напечатать» любой предмет из любого материала – керамическую посуду и ювелирные изделия, ковры, чеканку, ножи… И все же ни одна из машин не способна сегодня и не будет способна завтра воспроизвести то волшебство, которое создается чуткими и умелыми руками ремесленников, мастерство которых передается из поколения в поколение уже многие сотни и тысячи лет. И это мастерство не устает удивлять нас своими рукотворными чудесами. Ибо каждый предмет ремесленного искусства неповторим – в нем запечатлена душа художника – мастера, его мироощущение. Истинное мастерство живет вечно. И именно благодаря ему мы восхищаемся сегодня великолепными архитектурными памятниками, составляющими гордость любого исторического музея изящными образцами древней керамической посуды, резьбы по ганчу и дереву. Соприкасаясь с ними, мы ощущаем неразрывную связь поколений, бережно хранящих традиции ремесленного искусства. И здесь мы вплотную подходим еще к одному вопросу, вызвавшему оживленное обсуждение членов клуба. Это две, казалось бы, разные по своему предмету лекции, прочитанные на заседании российскими педагогами Дмитрием Шнолем и Федором Шеберстовым. Но, как я полагаю, их объединял один фундаментальный вопрос – роль системы образования и обучения в формировании личности человека и обеспечении преемственности исторически сложившихся культурных, духовно-нравственных, научных традиций и традиций профессионального мастерства. Не буду подробно останавливаться на достоинствах и недостатках той школьной системы, в которой большинство из нас получило базовое среднее образование. Она была по-своему энциклопедична и стала фундаментом для последующей самореализации в избранной сфере профессиональной деятельности. Главной интригой стали вопросы о целях и задачах, которые должны решаться в современной системе образования. Известно много афоризмов о предназначении человека, о том, что он должен сделать за всю свою жизнь, чтобы не считать ее прожитой зря. Не пересказывая дословно ранее прочитанное или услышанное и не претендуя на авторство, попробую сформулировать еще один: «Каждый человек должен сделать в своей жизни все, на что он способен. И, сверх всего этого, сделать еще одно – то, что кроме него не сможет сделать никто». В этом, на мой взгляд, и заключается главное предназначение образования – помочь каждому человеку на фундаменте усвоенных им знаний понять, в чем заключается его предназначение. Помочь ему выявить и в полной мере раскрыть свои способности в той самой сфере, где он имеет самые высокие шансы стать лучшим из лучших. И это совершенно по-новому определяет роль учителя в эпоху информационных технологий и социальных сетей. Когда мы учились в школе, учителя были для нас главным источником знаний – тогда еще не было ни множества телевизионных каналов, ни огромного информационного пространства Интернет. Соответственно меняется и роль учителя – он должен становиться для ученика надежным проводником в мире знаний, помогающим разобраться и правильно сориентироваться в этом информационном пространстве, чтобы не заблудиться среди ложных представлений и беспочвенных иллюзий. И еще несколько слов о качествах, которые призвана формировать система школьного (и не только школьного) образования – прочные знания, духовно-нравственные качества, профессиональные навыки и целеустремленность в реализации своих способностей. Решение этих задач на фундаменте культурного наследия как своего народа, так и общечеловеческой цивилизации и есть, на мой взгляд, одна из главных функций системы образования в эпоху Третьего Ренессанса. И в заключение хочу еще раз выразить признательность председателю нашего клуба Борису Рахимовичу Бабаеву за организацию очередного увлекательного заседания.
МИХАИЛ ЕЛЬШОВ, член клуба «Интеллектуал Фото Батыра Базарбаева
|
|