Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
22.11.2022 / 19:25:31

Вне всякого сомнения, ключевым событием прошедшего 19 ноября заседания клуба "Интеллектуал" стала презентация фильма Бориса Бабаева "Культурное наследие Узбекистана"


В этой связи хочу поздравить Бориса Рахимовича и режиссера картины Дениса Кодзаева с новой творческой удачей. Все темы подтолкнули к размышлению и осмыслению  ключевых моментов  этого заседания. Получилось много. Хотелось сказать еще больше, особенно, о роли образования и традиций народного мастерства, но заставил себя остановиться.  Первый - отклик о фильме: для меня именно он стал отправной точкой для всех остальных рассуждений. А второй - уже не связанная с фильмом и нашим заседанием статья, которую я бы условно назвал "Культурное наследие и современное образование - фундаментальные основы Третьего ренессанса".

Теперь снова об увиденном нами фильме. Сюжет, заслуживающий многосерийного документального сериала, уложился в короткие 40 минут. Но их оказалось достаточно, чтобы уместить в этом коротком отрезке времени все те уникальные особенности многогранной культуры нашего края, которые по праву считаются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Причем не просто перечислить и показать их. А вызвать у даже искушенных в этих вопросах людей интерес к тому, чтобы еще и еще раз прикоснуться к этим материальным и нематериальным чудесам света, каждый раз открывая в них новые грани утонченной красоты и духовного богатства.

В фильме ненавязчиво высветилась одна из красных нитей сюжета – Третий Ренессанс. В прошедшие в первом десятилетии второй половины прошлого века школьные годы большинство из нас  изучали историю древнего мира. На слуху были древнейшие цивилизации Египта, Вавилона, древней Эллады и древнего Рима. И нам тогда казалось, что они и составляют весь тот древний мир, от которого берет начало современная человеческая цивилизация.А сегодня мы начинаем осознавать и понимать, что древние города нашей страны – это не только объект туристического интереса. Земля Узбекистана является одним из крупнейших центров развития древних цивилизаций. Признанием этого стало включение одного из древних городов нашего края, ровесника древнего Рима Самарканда в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, как «Города – перекрестка культур».

Вот в этом, наверное, и заключается главное значение и содержание Третьего Ренессанса. В период поднявшегося из глубин средневековья. европейского Возрождения обращение к культурному наследию древнего мира стало мощным стимулом для развития духовной и интеллектуальной культуры нового времени. Так и сегодня обращение к истории и культурному наследию нашего края становится стимулом динамичного развития духовности и культуры народа. Одним словом, фильм удался и вызвал заслуженные слова признательности его создателю и искренние аплодисменты членов клуба.

И вот здесь я не удержусь и все-таки задам тот вопрос, который еще во время презентации фильма вертелся у меня на языке – а продолжение будет? Ведь остановился фильм на самом интересном месте. И эта недосказанность только усилила чувство ожидания новых интересных открытий, которые таят в себе история и культура нашего древнего края.

Ведь культурное наследие – это не только величественные архитектурные памятники и замечательные по своей напевности и чистому музыкальному ряду образцы песенного искусства – «катта ашула» и «Шашмаком», хорезмский танец «Лазги». Это и знаменитые на весь мир научные труды Мухаммада ибн Мусы аль-Хорезми (конец VIII начало IX вв.), которому современная цивилизация обязана рождением алгебры, и от имени которого происходит название одного из ключевых элементов современных информационных технологий – алгоритм.

Мы живем в XXI веке. В нашу жизнь стремительно вошли и прочно в ней обосновались новые технологии, умные машины. Появилась трехмерная печать, позволяющая под управлением компьютера «напечатать» любой предмет из любого материала – керамическую посуду и ювелирные изделия, ковры, чеканку, ножи…

И все же ни одна из машин не способна сегодня и не будет способна завтра воспроизвести то волшебство, которое создается чуткими и умелыми руками ремесленников, мастерство которых передается из поколения в поколение уже многие сотни и тысячи лет. И это мастерство не устает удивлять нас своими рукотворными чудесами. Ибо каждый предмет ремесленного искусства неповторим – в нем запечатлена душа художника – мастера, его мироощущение.

Истинное мастерство живет вечно. И именно благодаря ему мы восхищаемся сегодня великолепными архитектурными памятниками, составляющими гордость любого исторического музея изящными образцами древней керамической посуды, резьбы по ганчу и дереву. Соприкасаясь с ними, мы ощущаем неразрывную связь поколений, бережно хранящих традиции ремесленного искусства.

И здесь мы вплотную подходим еще к одному вопросу, вызвавшему оживленное обсуждение членов клуба. Это две, казалось бы, разные по своему предмету лекции, прочитанные на заседании российскими педагогами Дмитрием Шнолем и Федором Шеберстовым.

Но, как я полагаю, их объединял один фундаментальный вопрос – роль системы образования и обучения в формировании личности человека и обеспечении преемственности исторически сложившихся культурных, духовно-нравственных, научных традиций и традиций профессионального мастерства.

Не буду подробно останавливаться на достоинствах и недостатках той школьной системы, в которой большинство из нас получило базовое среднее образование. Она была по-своему энциклопедична и стала фундаментом для последующей самореализации в избранной сфере профессиональной деятельности.

Главной интригой стали вопросы о целях и задачах, которые должны решаться в современной системе образования.

Известно много афоризмов о предназначении человека, о том, что он должен сделать за всю свою жизнь, чтобы не считать ее прожитой зря. Не пересказывая дословно ранее прочитанное или услышанное и не претендуя на авторство, попробую сформулировать еще один: «Каждый человек должен сделать в своей жизни все, на что он способен. И, сверх всего этого, сделать еще одно – то, что кроме него не сможет сделать никто».

В этом, на мой взгляд, и заключается главное предназначение образования – помочь каждому человеку на фундаменте усвоенных им знаний понять, в чем заключается его предназначение. Помочь ему выявить и в полной мере раскрыть свои способности в той самой сфере, где он имеет самые высокие шансы стать лучшим из лучших.

И это совершенно по-новому определяет роль учителя в эпоху информационных технологий и социальных сетей. Когда мы учились в школе, учителя были для нас главным источником знаний – тогда еще не было ни множества телевизионных каналов, ни огромного информационного пространства Интернет. Соответственно меняется и роль учителя – он должен становиться для ученика надежным проводником в мире знаний, помогающим разобраться и правильно сориентироваться в этом информационном пространстве, чтобы не заблудиться среди ложных представлений и беспочвенных иллюзий.

И еще несколько слов о качествах, которые призвана формировать система школьного (и не только школьного) образования – прочные знания, духовно-нравственные качества, профессиональные навыки и целеустремленность в реализации своих способностей.

Решение этих задач на фундаменте культурного наследия как своего народа, так и общечеловеческой цивилизации и есть, на мой взгляд, одна из главных функций системы образования в эпоху Третьего Ренессанса.

И в заключение хочу еще раз выразить признательность председателю нашего клуба Борису Рахимовичу Бабаеву за организацию очередного увлекательного заседания.

 

                                                                      МИХАИЛ ЕЛЬШОВ,

член клуба «Интеллектуал
 
Фото  Батыра Базарбаева




Другие материалы рубрики

20.11.2022 / 19:26:05

В продолжение темы. Известный узбекский кинорежиссер Али Хамраев стал лауреатом премии V международного кинофестиваля PREMIO FELIX в Милане

Его главной награды удостоена его недавно созданная на студии "Узбекфильм" картина "Аромат дыни в Самарканде". По традиции он закрывался в Милане Далее...

18.11.2022 / 20:13:19

Узбекский режиссер Али Хамраев стал лауреатом премии на V кинофестивале FELIX в Милане со своим фильмом 2021 года "Аромат дыни в Самарканде".

Об этом в соцсетях сообщил его сын Алекс Хамраев Далее...

16.11.2022 / 14:26:49

Фонд развития культуры и искусства Узбекистана объявил о начале работы в Ташкенте над мюзиклом "Минувшие дни" по роману Абдуллы Кадыри (1894-1939 г.)

Об этом шел обстоятельный разговор на пресс-конференции во Дворце международных форумов "Узбекистон". Она привлекла внимание многих ведущих журналистов столицы и представителей телеканалов Далее...

13.11.2022 / 14:25:07

Улугбек Кадыров утвержден на главную роль в узбекско-белорусском фильме "Казбек"

Договор с узбекистанским актером подписан в Минске во время кинофестиваля "Лістапад". Далее...

12.11.2022 / 19:54:00

Листопад призов: Узбекистан получил четыре награды на международном кинофестивале в Минске

Международный кинофестиваль "Лістапад", который проходил в столице Беларуси с 7 по 11 ноября, подвёл свои итоги. Всего в кинофестивале приняли участие более 40 стран и порядка 100 фильмов Далее...





17.04.2024 / 14:29:09
Театр-студия имени Марка Вайля "Ильхом" представляет репертуар недели
 
17.04.2024 / 10:23:49
В столице республики с большим успехом продолжается Международный фестиваль оперы и балета "Тошкент бахори". Его программу украсила новая версия оперы великого итальянского композитора Джакомо Пуччини "Богема"
 


10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 
09.04.2024 / 17:18:38
Accor откроет новый отель рядом с международным аэропортом Ташкента
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте