Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.05.2023 / 17:11:12
Заметным событием в культурной жизни столицы стала недавняя премьера во Дворце кино им. А.Навои нового художественного фильма Зульфикара Мусакова "Осмондаги болалар-3" ("Мальчики в небе -3")Список созданных З. Мусаковым фильмов пополнился еще одной запоминающейся кинолентой. Но в отличие от других картин этого режиссера, её ждали, как никогда ранее. Ведь первые два фильма были сняты более 20 лет назад и за это время выросло поколение новых зрителей. Их отцам и матерям сегодня уже далеко за 40, но они, теперь уже сами родители , до сих пор вспоминают полюбившихся им героев. Устроители премьеры сделали всё, чтобы это был настоящий праздник кино на входе во Дворец кино и в трех залах самого большого кинотеатра страны. Большинство зрителей осталось довольны сильно повзрослевшими героями фильма. Предлагаем вниманию посетителей сайта интервью Ферузы Тураходжаевой с режиссером-постановщиком и автором сценария этого фильма Зульфикаром Мусаковым. Корр: - Была на премьере вашего фильма «Осмондаги болалар – 3» (Мальчики в небе - 3). Зал был набит битком. Сама свидетель - во многих местах люди смеялись от души, а в некоторых эпизодах плакали, даже мужчины… Всё это было просчитано? З.М: -Да. Процентов на 90 расчеты подтвердились. Корр:-У вас актеры работают всегда хорошо - это факт. О ребятах и основных героях комплименты излишни-они не играют, а просто живут в образах, им веришь. И что отрадно, поразительно сыграли молодые актрисы, которых вы привели в большое кино- это Махлиё Аскаралиева и Екатерина Казачкова. Их эпизоды очень выразительны и потрясающи. Но мне кажется, что роли режиссера Кувандыка и Фатимы несколько переиграны, почти на уровне карикатуры. З.М: -За свои 65 лет многое видел. Не поверите, мы еще смягчили эти роли. Особенно Кувандыка. Роль Фатимы списана с моей давней помощницы, замечательной кинематографистки Альфии- опа, долгих лет ей. А Кувандык… Вы же встречали некоторых людей, этаких ходячих карикатур, не думающих, что выглядят просто смехотворно… Корр: - Вы думаете, что фильм будет кассовым? З.М: - Если бы все люди заранее знали, то все бы снимали кино. З.М: - Никогда не ставил перед собой такой цели. У нас в стране пока нет базы для окупаемости фильмов. Причина одна - на 36 миллионов населения всего не более 60 кинотеатров… Простой подсчет показывает, что для полной окупаемости фильма в течение месяца при полных залах необходимо 900 кинотеатров… Благо, что Правительство страны понимает, об этом говорил сам Президент, о важности роли кинематографа в воспитании молодежи и повышении культуры в стране. Основной поставщик кино зрителям у нас сейчас телевидение, за что им спасибо. А с точки зрения искусства все решает время. Корр: - Совсем недавно состоялся предпремьерный показ вашего фильма «История болезни» - совместное производство УЗБЕККИНО и студии «Дженезис –медиа». И, наконец, 25 апреля состоялась большая премьера вашего фильма «Осмондаги болалар 3»(Мальчики в небе 3). Вы не устали? З.М: - Я устаю и болею, когда группа не работает над каким-нибудь проектом. Для нас работа-праздник. Это не кокетство, правда. Корр: -Ну, Вы прямо как японцы, трудоголики… Наверное, лично у вас это от того факта, что вы впервые в Узбекистане делали фильмы с Японией («Яратганга шукур» и «Мама»)… Сами третьей частью довольны? З.М: -Постучу по дереву…. Время покажет… Если через год зритель захочет еще раз посмотреть, значит, не зря снимали…Это как хорошую книгу хочется еще раз перечитать… Корр: -Это правда, что буквально на следующий день после премьеры вы приносите в УЗБЕККИНО новый сценарий? З.М: -Да… Это же моя работа, профессия… Не могу сказать, что сценарии пеку, как пирожки. Они пишутся довольно долго. Просто даю сценарии, написанные год-два назад. Корр: -И что теперь? З.М: - Совершенно разные проекты. Это и драма «ДЖЕКСОН И ЕГО ВНУК», основанная на реальных событиях о чемпионе Восточного побережья США, великом боксере Сиднее Джексоне, приехавшим в наши края в 1916 году и ни разу не побывавшем на родине. Это и лирическая комедия «ХОТАМТОЙ» об участковом милиционере. Мелодрама «ЛЕБЯЖИЙ СНЕГ НАД РЕГИСТАНОМ», и комедия «ТРУБА», психологическая драма «УМИДА». Группа готова начать работу. Корр: - Вы выросли в русскоязычной среде, воспитаны русской литературой и искусством… З.М: - Да, это так… Сказал же поэт: жизнь пишется набело, черновиков там нет… Вырос в русской среде, и в то же время до боли люблю свою нацию… Корр:- В то же время все ваши фильмы глубоко национальны…Как так получилось? З.М: -Не знаю… Не мне судить… Так получилось… Думаю по русски, потом перевожу… Корр: - Великий польский писатель Юлиан Тувим по этому поводу писал: «…Не важно, на каком языке думает человек. Важно, о чем он думает, чем он думает, но самое важное – способен ли он думать вообще…» Так что не волнуйтесь, с головой у вас все в порядке. З.М (смеется): -Спасибо, успокоили. Корр: - Ваша Премия «Олтин Хумо». По-моему, это первый приз, за который Вы получили не только моральное, но и материальное вознаграждение? З.М: - Да. Корр:- Ваша картина «Хайрат» (Прощай, сценарист) получила три национальные премии «Олтин Хумо»: Вы- за лучший сценарий, режиссуру, и ваш оператор Азизбек Арзикулов – за лучшую операторскую работу. Вы и ваша группа рады этой награде – это естественное дело. А как отнеслись к этому ваши коллеги? З.М: - Передавали по прямой трансляции. Доброжелатели радовались, других вы сами видели. Хотя… Вообще я против всякой конкуренции в искусстве. Искусство-это не спорт, где надо забивать больше голов в ворота или бежать быстрее… Корр: -А как же Месси? Мпбаппэ? З.М: - А Вам не кажется, что они выше спорта, они своей игрой создают что -то выше спорта, они творят искусство? В 1959 году Джон Кеннеди в Голливуде сказал: -Мир искусства прекрасен в разнообразии совершенных форм… Наверное, Месси - величайший художник футбола, он - само совершенство. С 1966 года я смотрю все финалы чемпионатов Европы и мира, но такого яркого финала я никогда не видел. Корр: - Что Вас больше всего волнует в нашей жизни? З.М: - Всё то же самое, что волнует абсолютное большинство людей: мир, здоровье всех близких… Корр: - А еще? Политика? З.М: - Ваш покорный слуга абсолютно аполитичен… Корр: - А что в жизни людей, страны? З.М: - Катастрофическое падение уровня образования и культуры, результат -«омоложение» преступности… Сказал же А.С.Кончаловский: СУДЬБА ЛЮБОГО НАРОДА-ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА. Корр:- Что для вас наиболее ценно в мужчине? З.М: -То же, что ценится у всех людей - честность, мужество, ответственность. Корр: -А в женщине? З.М:- Порядочность, верность, женственность, ум… Причем только в одной связке… Исключив одно из этих качеств, для меня женщина теряет всякий интерес… Корр:- А что для вас в женщине не приемлемо? З.М:- Все те же качества, но с приставкой НЕ… Корр: - Чехов, Тургенев, Толстой, Достоевский, Гончаров, Горький… Кто ближе вам? З.М:- Чехов… Корр:- Маяковский или Есенин? З.М:- Ахматова, Инна Лиснянская. Корр: - Из современных? З.М:- Из 20 века Шолохов, Довлатов, Айтматов, Астафьев,Битов,Уткир Хашимов… Ой,их много… Корр: - Что значит для вас понятие худсовет? З.М: - Сам несколько лет состоял в составе… Три года назад сам же и ушел. Корр: - Почему? З.М: - Во-первых, был занят своим фильмом. Скажу одно, старался судить о сценариях и готовых фильмах только с точки зрения профессии и искусства, независимо от моих симпатий или антиприятий. Памятуя рассказы моего великого учителя, царствие ему небесное, Владимира Валентиновича Меньшова, о том, ЧТО ему пришлось пережить с его великими картинами, к понятию худсовет у меня отношение просто деловое. Если считаю, что какое то мнение поможет картине - беру, если вредит - не беру. Корр: - Сейчас, когда Вам уже 65, об этом можно и нужно говорить. Начиная с Вашей первой же картины «Абдуллажон», ваше творчество, равно как и ваша личность, вот уже 34 года, не оставляет ни у нас в стране, ни за её пределами, никого равнодушным. Я не первый год в кино, и не понаслышке знаю, что дело не ограничивается словами «нравится» или «не нравится». Поляризация отношения к вам очень сильна. Как вы думаете, почему это происходит? З.М: - Не знаю… А.С.Пушкин Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно, И не оспаривай глупца. Корр:- Поспешу вас успокоить. Тех, кто вас не понимает не так уж и много. К сожалению, в основном это люди, называющие себя вашими коллегами. А тех, кто вас уважает и любит - великое множество. Ладно о грустном. Разве это не счастье для режиссера, когда каждый день к вам подходят совершенно незнакомые простые люди и благодарят за ваши фильмы? З.М: Корр: - Конечно, счастье. Корр:- А вы завидуете кому либо? З. М: (смеется):- Кому? И чему? Скорее учусь. До сих пор. Всем хорошим, что во мне есть, я обязан своим покойным маме и папе, и своей няне, Фаине Григорьевне Левиной, в профессии – у своих педагогов Ольги Александровны Черновой, Александра Сергеевича Кузина, Владимира Александровича Грамматикова и, конечно же, во мне живет вечный ученик Владимира Валентиновича Меньшова… Иных уж нет, а те далече… Учусь на конспектах лекций Алексея Германа, Френсиса Форда Копполы, Мартина Скорцезе, Кончаловского, Михалкова, С.Соловьева, фильмах Шамирова, Парри… На всю жизнь запомнились беседы в Германии с Ч.Т.Айтматовым, Вимом Вендерсом, Хансом Шлегелем, Андреем Вознесенским, в Москве –с В.Астафьевым… Их много, далеких мастеров, живых и ушедших. Счастлив тем, что работал с гениальными актерами моей страны Туйчи Ариповым, Тути-опа Юсуповой, Мурадом Раджабовым, Обидом Юнусовым, Ходжиакбаром Нурматовым, Фатхуллой Масудовым, Хусан-ака Шариповым, российским актером Андреем Краско. Отдельная незаживающая рана-потеря моего соратника и учителя Рихсивоя Мухамеджанова. Вечная им память - они часть моей жизни. Говорила же Фаина Раневская, что она помнит времена еще порядочных людей… Мне очень нравится мысль Никиты Михалкова:- Я не знаю ответов на все вопросы, но поиск ответов на эти вопросы, наверное, и есть путь к истине… Корр - Заканчивая нашу беседу, я вам желаю мира, здоровья и удачи, ибо, как сказал Уинстон Черчилль: на «Титанике» не было больных, но удача улыбнулась не всем…
|
|