Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.10.2023 / 14:48:33
65-й Ташкентский международный кинофестиваль«Жемчужина Шелкового пути»: секреты «важнейшего из искусств» из первых уст мастеров кино. Ташкент с 29 сентября по 2 октября стал столицей мирового киноискусства. Встречи с кинематографистами России, Казахстана, Армении, Узбекистана, Греции, Франции, Великобритании, США проходили в Доме кинематографистов им. Алишера Навои, Ташкентском филиале ВГИКа им. С. А. Герасимова, Доме кино «Ренессанс», Киноконцерне «Узбекфильм», Государственном институте искусств и культуры Узбекистана им. Маннона Уйгура. Мы выбрали площадку Ташкентского ВГИКа. Сюда был для всех киноманов вход свободный. И еще, желающие попасть на кинофестиваль столкнулись с одним неудобством: программа фестиваля и геолокация менялись несколько раз на дню. Так, например, в пятницу, 29 сентября, народ шел на творческую встречу с режиссером и народным артистом РФ – Алексеем Учителем, а попал на мастер-класс российского режиссера Александра Котта. Встреча с известной актрисой Натальей Варлей планировалась в Ташкентском филиале ВГИКа того же дня, а в конечном итоге состоялась с большим опозданием 1 октября во второй половине дня. Таких изменений оказалось немало, в результате чего было много накладок, но не это было главным в насыщенной программе кинофестиваля. Впереди киноманов ожидали творческие встречи с режиссерами и продюсерами из России: Алексеем Учителем, Ренатом Давлетьяровым, Нареком Мартиросяном, Владимиром Хотиненко, с нашим земляком – Джаником Файзиевым; а также мастер-классы в форме живого непосредственного диалога с актрисами Ларисой Луппиан, Елизаветой Боярской, Натальей Варлей. В народе говорят, что режиссер – это не профессия, а биография. Так можно сказать об Алексее Ефимовиче Учителе. В рассказе о себе Алексей Ефимович доверительно поведал, что Учитель – это не псевдоним, просто там, где родился отец режиссера, фамилии давались в соответствии с профессией. В каком бы жанре ни работал Алексей Учитель, он продюсирует главные темы: международное сотрудничество, социальная справедливость и мир без границ, то есть гуманистические идеи, объединяющие все человечество. Ренат Фаварисович Давлетьяров – советский и российский киноактер, кинорежиссер, сценарист, кинопродюсер и директор фильмов, президент Гильдии продюсеров России. Ренат рассказал о своем сотрудничестве в качестве постановщика декораций на киностудии «Мосфильм» на картинах «Курьер» с Кареном Шахназаровым и «Асса» с Сергеем Соловьевым. Ренат Фаварисович на мастер-классе в просмотровом зале Ташкентского ВГИКа особое внимание обратил на следующие моменты: – По наблюдениям ученых, потребление видеоконтента в мире растет в геометрической прогрессии. Эта профессия очень востребована, но после окончания ВГИКа я призываю вас не останавливаться на достигнутом. Ничего не дает в образовательном процессе студента и выпускника так много как практика. Кино – это 50% творчества и 50% практики. Надо знать новые технологии и другие прибамбасы, без которых вы не сможете создать хороший современный фильм – выразить себя и нашу современность, быть высоким профессионалом в кинематографе. Талант – это яркое явление. Он обязательно прорвется. Кино не может существовать и развиваться без заполненного зрительного зала. Актеру нужно знать наизусть слова, остальное сделает его органика. Если ее нет – успеха не будет никогда. Киноартисту иногда приходится начинать без разгона с финала в съемках – и он должен уметь в считанные минуты перевоплотиться в своего героя и предложенные обстоятельства здесь и сейчас, – продолжил серьезный прямолинейный разговор об актерской профессии Ренат Давлетьяров. В заключение откровенной и даже жесткой беседы с целевой аудиторией Ренат дал несколько рекомендаций педагогам и студентам: заниматься кино – самая крутая профессия на свете; для этого необходимо широкое кинообразование и постоянная заинтересованность литературой, культурой вообще; акцентировать обучение надо на практике; актерам необходимо чувствовать себя свободно в любой роли в кинореальности; надо органически чувствовать свет и уметь ходить по меткам… Нарек Мартиросян предложил аудитории назвать известные им российские фильмы за последние 10 лет и вместе с ним разобрать их по киножанрам – так моментально студенты Ташкентского ВГИКа почувствовали себя вовлеченными в единый образовательный процесс, в ходе которого модератор отвечал на самые разные интересующие вопросы нашу творческую молодежь. Будущие продюсеры получили главный совет от своего чуть старшего коллеги: «Надо делать кино, которое будет интересно массовому зрителю. Надо суметь рассказать свою историю так увлекательно, чтобы не было скучно и в конечном итоге получить положительную реакцию от зрителей». Владимир Хотиненко, известный российский кинорежиссер и сценарист по историческим и документальным фильмам, таким как: «Ленин. Неизбежность», «Демон революции», «Наследники», «Бесы», «Хроники смутного времени», «Гибель империи», «Мусульманин», «По ту сторону волков», «Следствие ведут знатоки. Десять лет спустя», «Пираты ХХ века. Еременко-Нигматулин» и многим другим разножанровым картинам. Владимир Хотиненко убежден, что будущее кинематографа уже через 10 лет за искусственным интеллектом. «Кино всегда будет зависеть от новейших технологий. Для меня сейчас искусственный интеллект – самая актуальная тема», – признается В. Хотиненко. В настоящее время режиссер работает над фильмом об инновационном значении искусственного интеллекта в кино: это откроет новые технологические возможности кинематографу и созданию художественного образа и, главное, художественной правды в кино и даст новый толчок его развитию. В заключение беседы российский режиссер подвел резюме: «Сегодня наша задача была не научить вас, а посеять в вашу молодую любознательную среду «разумное, доброе, вечное» – новые гипотезы и знания. Ничего не надо бояться – надо лишь своевременно подготовиться к совершенно новой реальности!» Джаник Файзиев, наш земляк, ныне российский и узбекский киноактер, режиссер кино и телевидения, сценарист и продюсер, лауреат Государственной премии Российской Федерации, был встречен на летней площадке Ташкентского ВГИКа бурными аплодисментами преимущественно студенческой молодежью. Его фильмография: «Остановка по требованию», «Пятый угол», «Турецкий гамбит», «Август. Восьмого», «Легенда о Коловрате», «Вратарь Галактики» и многие другие шедевры современного кино. В качестве продюсера выпустил «Ледниковый период», «Русские в городе ангелов», «Батальон», «Пограничный блюз», «Адъютанты любви», «Снежный ангел», сериал «Адмирал», «Крепость Бадабер», «Доктор Лиза» и прочие незабываемые фильмы. Как актер, снялся в фильмах: «Ждем тебя, парень» (Узбекфильм), «У самого синего неба» (короткометражный, Узбекфильм), «Берегись! Змеи!» (Узбекфильм),«Юность гения» (Узбекфильм, Таджикфильм), «Приключения маленького Мука» (Таджикфильм), «Мурка», «Монастырь» и многих других художественных лентах. Отвечая на вопрос о значении кинофестиваля, Джаник Файзиев отметил его важность в образовательном и коммуникативном процессе: в изоляции, не могут выжить ни экономика, ни культура – Международный кинофестиваль помогает студентам «быстрее встать на ноги» в избранной профессии и формировать новое поколение, которое будет управлять кинематографом в течение ближайших 20-30 лет. На вопрос о текущих творческих проектах Файзиев скромно ответил, что он сейчас впал в спячку – созерцательное состояние очевидца нынешнего сложного исторического момента, чтобы понять, что же происходит на самом деле сейчас и потом сказать об этом в кино. «В настоящее время я с удовольствием продюсирую два-три комедийных сериала. Все, чем я в жизни занимаюсь – делаю с великим удовольствием, чего желаю и вам», – на этой мажорной ноте завершил свой мастер-класс Джаник Файзиев. На 65-м Ташкентском международном кинофестивале «Жемчужина Шелкового пути» нам также удалось пообщаться с известной советской и российской артисткой цирка, киноактрисой; заслуженной артисткой РСФСР, лауреатом Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской – Натальей Варлей и российской актрисой театра и кино, заслуженной артисткой Российской Федерации – Елизаветой Боярской, но об этом расскажем в другой раз. Фестивальные мастер-классы подарили любителям кино счастливую возможность увидеть и услышать талантливых, креативных деятелей кинематографа и понять для себя что-то новое в мире кино и в природе таланта.
Гуарик БАГДАСАРОВА Газета "Леди"
|
|