Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
30.06.2025 / 11:28:30
Наши интервью. На вопросы сайта Культура Узбекистана отвечает известный узбекский кинорежиссер Зульфикар Мусаков![]() -Зульфикар Джалалович, только что в апреле прошла премьера вашего нового фильма «Умида. Сон о Фудзияме» … И совсем недавно состоялась российская премьера этого же фильма в Сочи на МКФ «Евразия фест»… И вот сегодня в соц. сетях появилась новость: вы запущены с новым проектом «Мельница»… Вы вообще отдыхаете? - Отвечу без всякого пафоса: для меня и моей творческой группы лучший отдых- это работа… -Как родился замысел будущего фильма? - Все очень просто. По указу Президента был объявлен конкурс на создание фильмов на разные темы под рубрикой «Живая история». Сначала был конкурс синопсисов, где предпочтение отдали нашему замыслу… -Поэтому вы не ездите на всевозможные фестивали? - Ну, первая причина очень прозаическая-у меня в последние годы развилась аэрофобия. Вторая – фестивали, это все равно конкуренция, а я против любых соревнований в искусстве. Это же не спорт. От многих фестивалей, где был, остался не очень хороший осадок-все коллеги тебе мило улыбаются, а в кармане у каждого фига… И удивительная картина: чем выше по классу фестиваль, тем меньше в них помпы, шума, всяких тусовок… Берлинский, Токийский, Висбаденский, Роттердамский фестивали-по домашнему уютные, на них бывают интересные встречи именно людей, делающих своей головой и руками фильмы… Конечно, это личные впечатления… -Вернемся к проекту «Мельница». - Из предложенных тем я выбрал тему жизни Файзуллы Ходжаева, полной противоречий, о трагической судьбе выдающегося государственного деятеля нашей страны. Год собирал материалы. Выиграл отбор синопсисов, потом написал сценарий в течение года… С 1 июля мы приступаем в режиссерский период. -Почему именно Файзулла Ходжаев? -Одна из самых сложных политических фигур 20 века… Хотя в первую очередь мне было интересно изучать, понять то Время, в котором жили наши старшие поколения. - Ходжаев был Председателем Совнаркома , сегодня это должность Премьер-министра, вторым человеком после Акмаля Икрамова. А кто еще из исторических фигур будет показан в фильме? - Акмаль Икрамов, Абдулла Каримов, Усман Юсупов, Ежов, Сталин, Ленин, Троцкий, Эмир Саид Алимхон, Джанмирза Кушбеги, Николай второй… - ... В самом начале фильма будут субтитры: Мы не собираемся никого не возвеличивать, ни осуждать. Сюжет основан на реальных событиях и документах… Замысел сценария родился от того, что я вижу: наша молодежь практически не смотрит фильмов о недавнем прошлом , их еще живых , дедов и отцов. А без прошлого , как вы знаете, нет настоящего и нет будущего. Сказал же поэт : - Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу…» Хотим снять кино о том, что БЫЛО. - Вы трижды касались темы репрессий в своих фильмах «Родина», «Свинец», «Берлин-Аккурган»… Вы думаете, что молодежь, основной зритель , будет смотреть «Мельницу»? - В каждой стране своя специфика просмотров. Скажу вам больше: «Родина» шла в Панорамке всего три дня,»Свинец» вообще один день. Основной поставщик фильмов для зрителя сегодня-это ТВ и интернет сети. Но факт есть факт: сегодня мало зрителей , не смотревших «Родину» или «Свинец»… Иногда люди, приглашенные в худсовет Узбеккино, говорят мне «наш народ не поймет», я им говорю: -Ваше мнение-это мнение только одного из 37 миллионов людей… Это мне говорили и говорят на протяжении десятков лет. Люди очень разные… Уже то, что вы задаете адекватные вопросы, я спокойно на них отвечаю, а вы слушаете и стараетесь понять– огромный позитив. - В вашей огромной фильмографии все-таки очень много позитивных картин, которые зрители любят и смотрят уже третье поколение… - Что касается кино, надо уточнить, что и как подразумевается под словом позитив. Когда под ЧТО требуется откровенный плакат, или занудная дидактика, агитка, а КАК – снимаются фильмы, скопированные и перекрашенные по образу и подобию ,,Кубанских казаков,, - я пас, ну не умею этого делать. Да и глупо это. Кино - не газета, и не радио. Чтобы вы лучше меня поняли, приведу пример: в свое время по госзаказу миллионными тиражами был выпущен роман Семена Бабаевского ,,Кавалер Золотой звезды,, сняли даже фильм, авторы получили по-моему все мыслимые и немыслимые премии. И в ту же эпоху Шолохов написал ,,Тихий Дон,, где плакатом и не пахнет, а есть Жизнь без прикрас, есть Правда, потому что это была Большая Литература, за что он потом получил Нобелевскую премию. Кто сейчас помнит Бабаевского? Мне хочется учиться всё-таки у Михаила Шолохова… - Понятно. Может я ошибаюсь, если что поправите, но просматривая некоторые фильмы, я разделил их на две группы: первая, самая большая - фильмы с абсолютно предсказуемым сюжетом, с плоским юмором, набором пошлостей, с элементами ,,красивой,, жизни (машина, особняки – наверное, родители героев купили всё это на госзарплату?), почти с одними и теми же актерами, а в конце еще обязательно пришито поучение: любите семью, мать, Родину, традиции, когда режиссеры стараются быть ниже уровнем зрителя – лишь бы пошли. Вторая – малочисленная, эти фильмы которые идут максимум два дня в малом зале: абсолютно непонятная муть, напичканная непонятными символами, прямыми цитатами и неумелыми подражаниями ,,артхаусному,, кино, сюжет укладывается в два-три предложения – тут режиссеры ставят себя выше зрителя, их не волнует касса, им важны фестивали и призы. К какой группе вы себя относите? - Не имею права давать оценку чужим работам. Фильм вещь штучная, каждый делает то, на что способен. Группа? Наверное, к третьей… - Что значит к третьей? - К той категории, которая относится к зрителю с уважением и доверием. С доверием его Уму, Воспитанности, с уважением к его Истории, Культуре, Языку. Цитирую Н.С.Михалкова: Для настоящего кинорежиссера важно быть ПОНЯТЫМ, А НЕ ПОНЯТНЫМ
П.Ахмедов
| ![]() |
![]()
|