Сегодня, 20.03.2018 г. ушла из жизни Дильбар Абдурахманова - народная артистка СССР, первая в Узбекистане женщина дирижер.
Скорбим. Вечная память!
Абдурахманова Дильбар Гулямовна
Народная артистка, дирижер-постановщик, лауреат Государственной премий, профессор, академик Академии наук «Турон».
Абдурахманова Д.Т. родилась 1 мая 1936 г в лоне узбекской оперной студии при Московской Консерватории, где учились её родители Гулям Абдурахманов и Зухра Файзиева. По просьбе молодого отца имя новорожденной нарёк организатор и художественный руководитель студии Мухитдин Кори – Якубов. «Я думаю, - сказал он, - раз она родилась здесь, в нашей студии, у колыбели узбекской оперы, ей уготована артистическая судьба. Но кем бы она ни стала, я желаю ей достичь таких высот, чтобы своим искусством она покоряла зрителей, чтобы в своих руках она держала их сердца… Давайте же назовём её Дильбар!»
В 1939 г выпускники оперной студии вернулись в Ташкент и родители Дильбар продолжили свою работу в оперном театре. Девочка ходила с отцом на все спектакли и репетиции, часами простаивая возле оркестровой ямы. На увлечённую Дильбар обратил внимание концертмейстер II х скрипок М.А.Криворучка и, проверив музыкальные данные, повез её в школу Глиэра, где преподавал игру на скрипке, и занимал девочку в свой класс. Так будущая народная артистка начала учиться музыке и, благодаря самоотверженности своего первого учителя и своему старанию, закончила одновременно 2 школы – общеобразовательную и музыкальную.
Первый опыт дирижирования оркестром пришелся на старшие классы музыкальные школы, когда педагог по оркестру Н.Н.Третьякова доверила Дильбар партитуру и дирижерскую палочку.
В 1955 г Абдурахманова поступает в консерваторию и занимается сразу в 2х классах: у Ашрафи по классу симфонического дирижирования и у Б.А.Тителя по классу скрипки.
С 1957 г с третьего курса Абдурахманова Д. стала играть на скрипке в оркестре ГАБТа им.Навои. в том же году состоялся её дебют в качестве дирижера, когда М.Ашрафи доверил ей продирижировать одним из балетных номеров в большом праздничном концерте.
В этом же году она стала победительницей в отборном туре молодых дирижеров и получила Диплом I степени на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Первым большим спектаклем в творчестве Д.Абдурахмановой стала «Аида». В 1960 г театр осуществил, постановку этого спектакля и Д.Абдурахманова была ассистентом М.Ашрафи.
Первой самостоятельной работой стала постановка балета «Каппелия» в Ташкентском хореографическом училище в 1964 г. Первые выездные гастроли Д.Абдурахмановой пришлись на 1963-1964 гг., когда ГАБТ гастролировал по городам Сибири, в Москве и в Ленинграде.
Но настоящим испытанием её творческой зрелости стали первые зарубежные гастроли театра в Египте в 1966 г, когда узбекская женщина – дирижёр управляла каирским оркестром. Это было первое международное признание Д.Абдурахмановой. Искренне восхищался маленькой женщиной и автор музыки спектакля «Спартак» А.Хачатурян, приехавший в Ташкент на премьеру своего балета в 1967 г.
В 1969 году Д.Абдурахмановой присуждается звание народной артистки УзССр.
В 1974 г Д.Абдурахманова назначается на пост главного дирижера ГАБТа и, с великим трудолюбием и энтузиазмом, берется за постановку совершенно новых, ранее не ставившихся спектаклей. Среди них такие как: «Анна Каренина», «Испанские миниатюры», «Сотворение мира», «Тановар», который стал 3-м спектаклем ГАБТа, удостоенным Государственной премии УзССр им.Хамзы
В 1977 году главному дирижёру ГАБТа Д.Абдурахмановой присуждается высокое звание «Народной артистки СССР», ёще более укрепившее ее самозабвенное служение музыке и подтвердившее верность того направления творчества, по которому она шла, который развивала и укореняла в театре. И как прекрасный итог напряженной творческой работы, всего количества ГАБТа – выпуск 14 премьерных и возобновленных спектаклей.
В конце 1970х годов, среди которых особое место заняла опера А.Петрова «Пётр I», удостоенная также Государственной премией УзССЧр им. Хамзы и принесшая заслуженные похвалы зрителей и видных музыкальных деятелей на гастролях театра в Москве и Германии.
Необычайно богатое многочисленными гастролями десятилетие 1980 годов, свидетельствует о выдающемся музыкальном даре главного дирижера и музыкального руководителя Д.Абдурахмановой поднявшим весь коллектив ГАБТа на высокий художественный уровень. Крупнейшими творческими достижениями того времени явились постановки опер «Фауст» 1982 г, «Отелло» 1985 г, «Огненный ангел» 1984 г, а также создание «камерного театра» (1986) на малой сцене.
Большое место в творчестве Д.Абдурахмановой заняли постановки крупнейших шедевров мирового оперного искусства: «Бал маскарад», «Трубадур» и «Травиата» Дж. Верди, «Самсон и Далила» К.Сен – Сенса, «Севильский цирюльник» Дж.Россини, «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Кармен» Ж.Бизе, «Любовный напиток» Т.Доницетти.
Д.Абдурахманова прекрасно работала и как балетный дирижер, тонко чувствуя музыку и возможности танцовщиков. Среди постановок её балетных спектаклей такие как:
Ф.Шопен «Шопениана», Б.Асафьева «Бахчисарайский фонтан», П.И.Чайковский «Франческа да Римини», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», А.Адана «Корсар», Л.Минкуса «Дон Кихот», С.Прокофьев «Золушка».
За свою творческую жизнь дирижер Д.Абдурахманова поставила 64 оперных и балетных спектакля. Её труд был неоднократно отмечен правительственными наградами, среди которых 3 медали, 3 ордена и множество почётных грамот, а Греческая философская Академия присудила ей звание «Гражданин земли XXI века» в 2016 году.
Но, пожалуй, самая высокая награда для артиста это любовь и признание зрителей. И всегда, все эти долгие годы не стихал гром аплодисментов, когда за пульт становилась Дильбар Абдурахманова – первая узбекская женщина – дирижер, гордость и живая история ГАБТа им.А.Навои
Государственный академический Большой театр Узбекистана им. А.Навои