Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
01.05.2018 / 17:25:29
Музыкальные поиски и находки молодых в Государственной консерватории УзбекистанаНеобычный музыкальный проект был осуществлён в Государственной консерватории Узбекистана в рамках Форума-фестиваля Continent FA. Он получил название Концерт-премьера. Молодые композиторы – студенты консерватории – представили на суд публики и авторитетного жюри свои произведения, написанные для фортепианного ансамбля. Continent FA – это масштабный фестиваль, который начался ещё в октябре 2017 года. Это название расшифровывается как Фортепианный Ансамбль. Автор идеи, организатор и активнейший участник – профессор кафедры специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, известная пианистка Адиба Рауфовна Шарипова. Её имя хорошо известно всем меломанам нашей страны. Более того, оно уже стало синонимом неординарного, нешаблонного подхода к концертной деятельности. Невероятная творческая активность, говоря современным языком – креативность – приводит к интереснейшим экспериментам, не оставляющим равнодушными никого из подлинных любителей музыки. Этот проект уже порадовал всех такими неожиданными формами концерта, как концерт-исторический экскурс, концерт-хэппенинг. Все мероприятия Continent FA соединялись с яркими сценическими эффектами, актерской игрой, деталями исторических костюмов, видеорядом, выставками и другими чертами. Уже состоялась научно-практическая конференция, посвященная различным аспектам ансамблевого музицирования на фортепиано. Ещё одной удачей стал своеобразный конкурс композиторских работ, инспирированный самой идей проекта Continent FA. При участии кафедры композиции, возглавляемой композитором, профессором консерватории Ойдин Абдуллаевой, был дан творческий импульс для создания новых сочинений для двух фортепиано. Лучшие из них прозвучали на сцене Малого зала ГКУз. Открывая Концерт-конкурс, О. У. Абдуллаева, отметила роль и значение такого жанра, как фортепианный дуэт в современном композиторском творчестве, его возможности по созданию новых звучностей и средств выразительности. В произведениях студентов бакалавриата Джахонгира Тураева, Ноили Абдурахмановой, Марджоны Алимжановой, Адхама Абдураимова покорили свежесть звучания, ритмическая упругость и четкость, национальный колорит, гармоническая насыщенность. В сочинениях Олима Муллаева (пьеса «Хождение по пентатонике») и другого Джахонгира – Жураева («Рондо»)– привлекло внимание стремление к театрализации. В них были задействованы элементы сценического действа, что-то напоминающее «инструментальный театр» — это такое явление, когда исполнители-инструменталисты одновременно с игрой на своих инструментах словно играют какую-то роль. У Муллаева символом пентатоники – то есть пятиступенного звукоряда – выступили яркие разноцветные воздушные шарики. У Жураева идея круга (а именно так переводится слово «рондо» с французского) была выражена лентой, опоясывающей исполнителей перед началом игры. Всё это, хоть и не совсем однозначно воспринималось публикой, но, тем не менее, внесло оживление в публике. Самым необычным оказалось произведение «Волны» Ольги Ким. Оно написано для так называемого «подготовленного» фортепиано. «Подготовленным» оно называется, потому что струны рояля изменяют звучание посредством различных материалов, прикрепленных к ним. Да и манера игры была совершенно не классической. Исполнители не нажимали на клавиши, а извлекали звук щипком, прямо из открытых струн. Это было очень непривычно, но интересно. Звуковые эффекты, появляющиеся при этом, действительно напоминали плес волн и завывание ветра. Удивительно, но ограниченные выбором средств – напомним, что произведения должны были быть написаны для двух фортепиано – молодые авторы совершенно по-разному подошли к решению поставленной задачи, проявив богатство образного мышления, опору на различные интонационные модели, разные формальные структуры. При этом в каждом сочинении слышались радость жизни, вера в свои силы, ощущение национального своеобразия, искренность чувств. Все эти позитивные черты были отмечены выступавшими после прослушивания маститыми композиторами. Выдающийся мастер, композитор, профессор Феликс Маркович Янов-Яновский подчеркнул, что несмотря на отдельные недостатки, каждое исполнение нового произведения – это праздник! Праздник музыки и творчества! И потому, главные цели этого проекта осуществились в полной мере. Его поддержал другой известный во всем мире представитель композиторской школы нашей страны, председатель Союза бастакоров и композиторов Узбекистана Рустам Абдуллаев. Он также поддержал и искания молодой смены, и смелость их самовыражения, и отметил творческий потенциал Моложеного отделения Союза бастакоров и композиторов. Прозвучавшие в концерте произведения достойны того, чтобы их услышали не только ташкентские любители музыки и профессионалы, но и слушательская аудитория всех регионов нашей страны и дальнего зарубежья. Отношение композиторов XXI века к отражению современной действительности средствами своего искусства, их художественная концепция требует неустанного поиска новаторских идей, новых методов в процессе развития музыкального искусства. Хочется от всей души пожелать успехов всем участникам этого проекта, осуществления их дерзких и захватывающих планов. Ведь это означает, что искусство Узбекистана не стоит на месте, а идет в ногу с самыми передовыми тенденциями мирового творческого процесса.
Любимцева Виктория, Студентка государственной консерватории Узбекистана
|
|