Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.07.2018 / 22:14:21
Ведущие солисты ГАБТа им. А.Навои снова с большим успехом выступили на Международном фестивале в ЕкатеринбургеВ четвёртый раз группа солистов ГАБТ им.А. Навои под руководством ведущего режиссера театра, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима, была приглашена для участия в Екатеринбургском Международном фестивале «Царские дни». И снова с большим успехом выступила в концертном зале Духовно-просветительского центра «Царский». Как известно, ежегодный Международный фестиваль «Царские дни» в Екатеринбурге ежегодно посвящен скорбной дате гибели всей семьи последнего российского императора Николая II и его самого. А поскольку в этом году отмечается 100-летие этого горестного события – то становится понятным тот факт, что вся эта трагедия отмечалась в Екатеринбурге с особой масштабностью. Нельзя не сказать и о грандиозном богослужении на площади перед Храмом на Крови (выстроенном на месте печально известного Ипатьевского дома, где был произведен расстрел всей семьи императора) – а вел это богослужение сам Патриарх Московский и Всея Руси, святейший Кирилл. Невозможно не отметить особой масштабности памятного Крестного хода, возглавляемого на этот раз Святейшим Патриархом - в котором на этот раз участвовало более 100000 человек. Нельзя не заметить особой трогательности пристального внимания многих тысяч специально приехавших гостей и паломников – к наиболее этапным моментам истории России, к осмыслению противоречивых и трагических периодов всего бурного ХХ века. А то, что в канву этих событий активно вплетается целая сеть талантливых творческих выступлений не только местных, но и крупнейших исполнителей из разных стран – делает восприятие Международного фестиваля «Царские дни» особенно запоминающимся и масштабным. Стоит сказать о том, что на этот раз гостями фестиваля были и звезда мировой оперы Любовь Петрова, и ряд выпускников вокальной школы, основанной в Италии великим Лучано Паваротти, и множество певцов из других стран. Особо необходимо отметить факт необычайной заботы к узбекистанской «команде», неизменно проявленной Митрополитом Ташкентским и Узбекистанским, главой Среднеазиатского Митрополичьего округа Викентием. Именно по его благословению, при его непосредственном содействии и соучастии, а также – по благословению Митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла – ташкентская творческая группа получила возможность нового выступления. В этот раз автор композиции, режиссер и ведущий Андрей Слоним в союзе с музыкальным руководителем и концертмейстером Людмилой Слоним – задумали и подготовили совершенно новую и особую программу. Исполнителями ее стали две ведущие солистки театра – лауреаты Международных конкурсов Анастасия Юдина (меццо-сопрано) и Рада Смирных (контральто). Здесь стоит особо сказать о том, что участие в композиции двух разных, но близких по звучанию тембров голосов – в исполнительской практике встречается довольно редко. Композиция предстала совершенно новой, необычной по содержанию и форме. Главной задачей этого замысла было, отдав дань горечи события – раскрыть светлый и утонченный мир души царской семьи, ее грёзы, устремлений. И, к счастью, это в полной мере удалось. К тому же программа вечера изобиловала контрастностью настроений, своеобразными «перпендикулярами» в пересечении тем – и потому восприятие ее переполненным залом было искренним и эмоционально глубоким. Самобытность построения её драматургии и программы позволила с наибольшей творческой результативностью продемонстрировать и яркий потенциал обеих солисток. И, наконец – одна из самых важных смысловых ипостасей этой деятельности – просветительская. На благотворительной основе подобные концерты приобщают самые широкие слои слушателей к высшим достижениям музыкальной и поэтической культуры. Пожалуй, практически в каждой своей черте замысел вечера-композиции воплощал весомость творческих связей Ташкента и Екатеринбурга, Узбекистана и России. В истоках замысла - глубокое уважение узбекистанцев к основам и истокам русской истории и культуры. Стоит начать хотя бы с символического названия вечера «Пошли нам, Господи, терпенья…». Как известно, это пронзительное стихотворение русского поэта Сергея Бехтеева было адресовано царской семье в период ее заточения в Сибири – это стихотворение было найдено в бумагах царских дочерей. Но еще неожиданнее факт нахождения в бумагах дочерей Николая II нот романса, написанных неизвестным композитором на эти стихи. Во время прошлогоднего выступления артистов из Узбекистана в Екатеринбурге им была подарена копия нот этого романса, который нигде не исполнялся. И они усмотрели в этом и яркий и важный номер открытия вечера, и напоминание многим народам и странам о горестных перипетиях неумолимого ХХ столетия. Трагический смысл этого романса, с необыкновенной экспрессией переданный Анастасией Юдиной – стал не только прологом вечера, но и своеобразным музыкальным «эпиграфом» к нему. А далее волею автора программы и постановщика, а также – музыкального руководителя был исполнен целый ряд светских произведений, несущих высокую духовность. Рада Смирных светло и доверительно донесла до замершего в тишине зала утонченный смысл великой миниатюры П. Чайковского «Мой гений, мой ангел, мой друг…» (на стихи А. Фета). В многообразии песенных сочинений нашего современника Евгения Крылатова отыскался его духовный романс поразительной очищающей силы –«Спаси и сохрани…». Его преподнесла зрительскому сознанию Анастасия Юдина с особой доверительностью и открытостью устремленной ввысь души. Рада Смирных исполнила известную «Легенду» П. И. Чайковского на стихи А.Плещеева как дань всем жертвам «железного» ХХ века – и глубина ее исполнения вновь покорила слушателей. Затем, в смене настроений, в законе контраста – трепетно и порывисто прозвучал романс «Колокольчики мои…» в исполнении Анастасии Юдиной – и опять он связался и с судьбами, и с грезами, и с неудержимым бегом дней жизни… Как нерушимые устои основ русской былинности, как дань радостям бытия – прозвучал в ее же трактовке и глинковский романс «Дивный терем стоит…». Как и все прошлые композиции узбекистанцев – спектакль-концерт «Пошли нам, Господи, терпенья…» преподнёс и своеобразные сюрпризы. Нераздельно связанным с образами царских дочерей предстал и специально подготовленный романс-дуэт «Сирень». Композитор Вадим Биберган стилистически точно связал этот свой романс с эпохой, с полетом грез, со стихами А.Блока – и в известном фильме «Романовы. Венценосная семья» этот романс прозвучал за кадром. А в памятном концерте этот дуэт озаренно и лучезарно воплотили Анастасия Юдина в ансамбле с Радой Смирных – и снова сплелись воедино и номера, и порывы, и души… Второй екатеринбургской премьерой предстал новый романс композитора Людмилы Слоним на стихи Евгения Евтушенко «Идут белые снеги…». Уже прозвучавший ранее в Ташкенте, в Москве – этот романс в Екатеринбурге встретился с новым слушателем – и был понят и принят. Полный философских размышлений о смысле бытия, смерти и бессмертии, бесконечной любви к Родине – он в чутком и утонченном исполнении Рады Смирных также тепло и органично вплелся в ткань вечера и и получил высокую оценку зала. А третьим сюрпризом программы стала старинная французская песня менестрелей в композиторской обработке Людмилы Слоним. Известная по версии из «Детского альбома» П. И. Чайковского, звучащая в его же опере «Орлеанская дева» - эта песня в новой транскрипции и в тексте неизвестного автора получила в исполнении Анастасии Юдиной почти притчевую окраску. И образы трех братьев, отправившихся в разные стороны света в поисках счастья, и облик их одинокой сестры – и их возвращение в поздние годы жизни на Родину с осознанием, что Отчизна – и есть величайшее счастье! – на редкость внятно соединилась со всем идейным звучанием всего вечера. И вновь зрительскому вниманию предстали контрасты. Вспомнив о любви царственных сестер к домашним спектаклям, об особой утонченности их юмора, постановщик и участники вечера внесли в программу и изящно-задорный, обаятельный «Черный веер» П. Сарасате в блистательном воплощении Рады Смирных, и шуточный романс-представление «Да!» или – «Нет!» на музыку А. Чернявского. Этот романс-действо озорно и остро разыграли Рада Смирных, и сам постановщик и ведущий вечера Андрей Слоним, вызвав восторженную оценку зала. Новый пласт обаяния, жизнелюбия, озорства внесла в канву вечера Анастасия Юдина, вдохновенно, обаятельно и задорно исполнив замечательную русскую песню «Чернобровый, черноокий…», вызвав большой взрыв эмоций у зрителей. Стоит сказать, что минувшей весной в далеком Калининграде прошел Международный конкурс имени Людмилы Зыкиной. И Анастасия Юдина, поехав на этот конкурс с яркой программой, выступила там весьма достойно – и была удостоена ПЕРВОЙ премии! Своеобразие воплотилось и в финальном номере вечера-композиции. Известнейшую и любимую песню «Эхо Любви» композитора Е. Птичкина на стихи Р. Рождественского – постановщик и исполнители воплотили как трогательный реквием всем жертвам мятежного ХХ века. И в необыкновенно пронзительном и нежном исполнении Анастасией Юдиной и Радой Смирных этого дуэта - казалось, что прощаются перед неотвратимой разлукой навеки юные царственные сестры, что в последний раз говорят самые главные слова, неотвратимыми перипетиями столетия все те, кто на грани Бытия остался верен высшему человеческому смыслу и значению. После окончания концерта многие из зрителей признались, что во время исполнения многих номеров они ощущали «мурашки», и горло сжималось от сопереживания… Нельзя не сказать особо и о творчестве музыкального руководителя, концертмейстера и композитора Людмилы Слоним. Тщательно отработав с солистками каждый нюанс этой непростой и разнообразной программы, она с удивительной точностью и тонкостью выносила музыкальную драматургию каждого романса. Ее исполнение было контрастным, драматичным, высоко ансамблевым – в каждый момент нюанс солиста и дыхание эмоций было единым, трепетным и многообразным. Ее авторский романс «Идут белые снеги…», как и все другие номера композиции – был исполнен «на высоте полета» чувства, с полнейшей самоотдачей. Единение ансамбля было мощным – и тонким, и каждый нюанс улавливался залом. Краткие преамбулы Андрея Слонима к каждому номеру вводили в мир действия, обращали внимание на главное. Как и ранее – в его экспрессивном исполнении прозвучали и стихотворения. Большое впечатление оставил «диптих» Александра Блока – «Все ли спокойно в народе?» и «В голубой далекой спаленке…» - тесно связанный и с обликом «железного века», и с темой вечера. Прозвучали и авторские стихи Андрея Слонима – как и написанные специально и исполненные в Екатеринбурге впервые «Век скорби», «Ветер», «Храм на крови», и даже родившееся В ДЕНЬ КОНЦЕРТА новое стихотворение «Их голоса…» (посвященное образам детей императора), и «Царский рояль», и шуточный, контрастно-ироничный пролог к вокальной миниатюре «Да!» - или «Нет!». Каждое стихотворное выступление было горячо принято зрителями, а в финале искусствовед и поэт Елена Захарова в числе многих зрителей горячо благодарила ташкентскую группу за верность Слову, подлинной культуре, за сохранение на своей Родине основ высоты истинной русской культуры. В ответ Андрей Слоним сказал о том, что Узбекистан и Россию издревле роднит устремленность к высокому гуманизму, утонченности человеческого духа. После этого замечательного вечера зрители не хотели расходиться. Души их были устремлены к высокому, они от всей души благодарили участников спектакля-концерта. Отмечая мастерство, высокий уровень ансамбля, свежесть исполнения, они высоко оценили творческие возможности «команды» ГАБТ имени А.Навои. Вспомним, что Анастасия Юдина является участницей и желанной гостьей фестиваля уже в третий раз, а Рада Смирных – во второй. И на концерте присутствовали многие зрители, побывавшие в минувшие годы на всех прошлых выступлениях этой группы исполнителей, и сознательно пришедших и в этот раз, чтобы вновь приобщиться к их творчеству. Стоит добавить, что доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН Владимир Михайлович Лавров очень высоко оценил исполнительское мастерство певиц из Узбекистана и высокий уровень композиции. Сразу после концерта его участников отвезли на телестудию канала «СОЮЗ», где с их участием под руководством редактора Светланы Ладиной была записана телепередача об этой работе ташкентцев. И по уже сложившейся традиции Андрей Слоним записал в своем исполнении ряд собственных авторских стихотворений. Хочется пожелать этому плодотворному сотрудничеству успешного продолжения и добрых новых достижений во имя мира, дружбы и сближения культур Узбекистана и России.
Б.РАХИМОВ
|
|