Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.05.2019 / 22:37:54
Некоторые проблемы при обучении музыке незрячих и слабовидящих.Во всём мире проживают около 7,6 миллиардов человек. К сожалению, среди данного количества, живут люди с ограниченными возможностями . По статистике более 39 миллионов слепых и 124 миллионов слабовидящих людей на земле. Для человека нет ничего невозможного. Рэй Чарльз, Арт Тейум, Андреа Бочелли, Стиви Уандер - это те люди , которые несмотря на своё состояние добились всемирной славы и почитания в области музыки. Как и в других странах в Узбекистане тоже немало таких примеров: Очил Матжонов, Бахтиёр Караев, Улмас Расулов, Оролмирза Сафаров. Начинающие музыканты – ученики специализированной школы интерната Ташкента – Мухтаров Мирсаид , Одилжон Азимов и многие другие, которые прославляют нашу страну своим талантом не только в Средней Азии , но и во всём мире. Музыкальные способности всех людей (зрячих и незрячих) одинаково, но конечно незрячие и слабовидящие учащиеся испытывают и преодолевают определённые трудности в процессе обучения Известно, что слепота стимулирует развитие и появление высших психологических функций, которые реализуется через компенсаторные факторы. Компенсация от латинского «compensatio – «возмещение». Согласно мнению Л. С.Выгодского процессы проявляются главным образом, в области абстрактного мышления, логической памяти, произвольного внимания. В процессе обучения слепых и слабовидящих музыкантов встречаются следующие основные трудности: 1.Воспитание музыкального ритма. 2. Развитие музыкальной памяти, слухового внимания. 3. Свобода оперирования музыкального представления. 4.Развитие навыков целостного восприятия и исполнения мелодии. Правильное формирование музыкального образа. 5.Формирование двигательной свободы и ориентировки на инструменте. 6. Нотная учебная литература по шрифту Брайля в Узбекистане . 1.Эксперименты подтвердили гипотезу об ограниченности чувства ритма у незрячих. Иными словами более ритмически одарён тот, чей двигательный опыт богаче, и кто обладает двигательным воображением . Специфические трудности требуют особо деликатного и профессионального подхода со стороны педагога. Поэтому, для развития двигательной памяти и внутреннего звука специалисты используют тактильно – кинестические чувства у учащихся, которые имеют более высокий уровень чувствительности . Например : легкое похлопывание по плечу или предплечью при счете вслух . 2. Музыкальная память. Запомнить музыкальное произведение вообще не видя его в нотах довольно сложная работа . Люди с нарушением зрения и слепые музыканты полагаются только на свой острый слух и мускульные ощущения. Им приходится запоминать и держать в своей памяти материалы, которые не требуется запомнить зрячим. Проведенные исследования основоположником российского тифлопсихологии А.А. Крогиусом по методике немецкого психолога Эббингауза (одного из основателей экспериментальной психологии) показало, что процесс заучивания как бессмысленных слогов , так и слов и стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих . Исследования показали также , что объём памяти у слепых по сравнению со зрячими увеличен на 0,7 % для слов , обозначающие зрительные образы и на 0,9 % для слов обозначающие осязательные образы. 3. Свободное оперирование музыкальными представлениями требует долгой систематической работы с учащимся. Если вы в своей жизни хоть раз общались с незрячими людьми , то наверняка замечали что они менее эмоциональны, более спокойны и уравновешены, чем люди не имеющие дефектов зрения . Но их речь достаточно выразительна тон чуть выше обычного .Они точно распознают эмоциональное состояние говорящего , улавливают самые тонкие изменения голоса собеседника , чувствуют сложные музыкальные интонации. На занятиях в специализированных школах – интернатах создаются условия для реализации личностных возможностей воспитанников на основе учёта их возрастных и психолого – физиологических особенностей. 4.Из – за того, что у незрячих и слабовидящих учеников нет конкретного образа педагога они не видят ни его лица ни его жестов , ничего того, что мы видим и замечаем сразу же при первой встрече с незнакомым человеком , то основная нагрузка восприятия информации возлагается на его органы слуха осязания .Восприятие происходит через активизацию слуховой, эмоциональной , моторно – двигательной систем. 5.Так, как средством познания и обучения является осязательная память мышечно – двигательная чувствительность, которая при отсутствии зрительного контроля приводит к тому ,что слепые и слабовидящие ученики уступают зрячим в развитии точности движений в степени мышечных напряжений. Ввиду этих трудностей большей частью работы, например на уроке фортепиано, связано с непосредственным контактом педагога и учащегося. Специфические трудности требуют особо деликатного и профессионального подхода со стороны педагога. При работе с незрячими учащимся нельзя опираться только на слуховые ощущения, так как на начальном этапе обучения музыкальных слух недостаточно развит (он развивается в процессе обучения ). Обостренная слуховая восприимчивость также может создавать ряд дополнительных проблем .Тонко улавливаемые посторонние шумы не редко отвлекают ученика во время урока . Существует обманчивое впечатление , когда незрячий музыкант слышит собственную игру на нюанс громче реального звучания . В музыкальной педагогике работ , специально посвященных вопросам обучения незрячих и слабовидящих музыке в Узбекистане пока не существует (исключая методическое пособие «Мусика назарияси» К.Саидова). На сегодняшний день в Государственной консерватории Узбекистана обучаются 10 незрячих и несколько слабовидящих .Несмотря на своё состояние, такие люди вполне успешно ориентируются в окружающем мире, достигают высокого уровня в развитии интеллектуального и музыкального знания. К проблемам в данной области можно отнести и отсутствие научно – педагогической литературы, направленной на методику подготовки незрячих педагогов – музыкантов. Учебный процесс незрячих студентов у нас в консерватории протекает как у зрячих. В консерватории почти нет учебников для незрячих и слабовидящих студентов. По системе Брайля в настоящее время в Узбекистане созданы следующие книги: «Шашмаком», «Мусика назарияси» К. Саидова; «Музыкальная грамота» Т.Л.Шустовой. В национальной библиотеке имени А.Навои хранятся сонаты Л.Бетховена и несколько сборников песен. Из выше перечисленного видно, что данная область музыки в Узбекистане ещё недостаточно изучена. Хотелось бы верить, что эти проблемы в ближайшем будущем будут решаться.
Гульзира Маннабова студентка Государственной Консерватории Узбекистана.
|
|