Прозвучал 19 ноября 2022 г. в зале Государственного академического Большого театра им. А. Навои, наполняя ненастный ноябрьский вечер атмосферой солнечного Неаполя и красотой романтической любви и душевных порывов из поэзии и музыки разных стран мира. Андрей Евсеевич Слоним, ведущий режиссёр театра, в гармоническом ансамбле с ведущими мастерами, талантливой молодёжью и лучшими концертмейстерами ГАБТа, создал своего рода масштабный спектакль-концерт, объединив в единую палитру произведения С.Рахманинова, П.Чайковского, И.Римского-Корсакова, Р. Абдуллаева, С. Юдакова, М.Ашрафи, М. Отажонова, М. Бурханова. Д. Россини, Л. Делиба, М. Глинки … Созданию гармонического ансамбля способствовал также прекрасный выбор репродукций из романтической палитры мировой живописи и фотографий, сопровождавший каждое из исполняемых музыкальных произведений. А также комментарии Режиссёра и Ведущего А. Слонима, которые не только объединяли их в единую мозаику, но сообщали что-нибудь новое, интересное, поучительное.
Сам выбор романсов не случаен: это были музыкальные композиции на стихи известных поэтов: А. Пушкина, А.К.Толстого, Е.Баратынского, А.Фета, Т. Тулы, Т. Шевченко, Е.Бабаджана и др. Среди них - изумительная находка: стихи известного народного артиста, оперного певца Леонида Собинова «Минареты» на музыку Б.Прозоровского, романс которого с успехом исполнила Анжилика Мухаметзянова в ансамбле с партией фортепиано ведущего концертмейстера Людмилы Слоним. Заслуживают внимания также интересные и редко встречаемые сопоставления романсов разных композиторов на одно и то же поэтическое творение, создаваемые по разным эмоциональным законам. Романс С.В.Рахманинова на стихи А.Пушкина «Не пой, красавица, при мне…» приобретал новые оттенки в замечательной версии выдающегося узбекского композитора С.Юдакова, а пушкинское Слово звучало в новом поэтическом и музыкальном облике на узбекском языке. Романтико-«импрессионистическое» творение А. К. Толстого «То было раннею весной…» звучало как светлый гимн грезам юности у Н.Римского-Корсакова, и приобретало драматичное звучание невоплотившейся мечты в знаменитом романсе П.И.Чайковского.
В обширном спектакле-концерте из двух отделений, общей продолжительностью около трех часов, предстал парад талантливых исполнителей разных поколений – от известных мастеров до самых юных дебютантов. Наряду с известными артистами ГАБТа, имена которых прочно записались в симпатии зрителей, - народного артиста Аваза Раджабова, заслуженных артистов Гульшан Азизовой и Неъмата Хабибова, ведущих солистов Яники Багрянской, Бекзода Садыкова, Елены Шавердовой, Анжилики Мухаметзяновой, Ферузы Юсуповой, Абдуллы Ширинова, Отемиса Джуманиязова, концертный ансамбль оживили и украсили молодые имена, снискавшие дружные аплодисменты и возгласы Браво! из зрительного зала. Отметим в первую очередь сестёр-близнецов Фатиму и Зухру Турсунбаевых, с большим успехом исполнивших по отдельности и в дуэте романсы С.Рахманинова, М.Глинки, А.Алябьева, С. Юдакова. С успехом выступила недавно перешедшая из Государственного театра оперетты в ГАБТ Ульяна Семёнова-Ким, исполнив «Приглашение» Д. Россини и «Болеро» Л.Делиба. Тепло была принята и вернувшаяся в театр уже в статусе солистки оперы и Эльмира Мамедова. А для самых молодых солистов-стажёров, которые в этом вечере впервые вышли на сцену ГАБТа, «Вечер романсов и неаполитанской песни» стал важным творческим дебютом, впервые для ташкентского зрителя раскрывший их формирующиеся индивидуальности и штрихи творчества. Среди них обратили на себя внимание и Малика Акмалжонова, и Алиса Мансурова, и Мадина Мухаммадиева, и Саидасрор Йигиталиев. Стоит отметить и замечательную «команду» лучших концертмейстеров театра самых разных поколений – опытных, талантливых Людмилу Слоним и Диляру Ахметшину, и ярких молодых Шахнозу Ташпулатову, Зарину Шаметову, Азизбека Сохибова. Их чуткий, трепетный и живой ансамбль с каждым исполнителем становился вокально-театральным спектаклем в миниатюре.
Андрей Евсеевич Слоним снова подтвердил известное изречение: «Если человек талантлив, он талантлив во всём, что делает», снискав дружные, продолжительные аплодисменты декламацией стихов А.Блока и П.Беранже, которые вписались в общую палитру концертного спектакля как полноценные, насыщенные эмоцией и действием, малые моноспектакли – и подчеркнули не только романтический, но и высокий духовный настрой всего концерта. Концерт удался на славу, создав не только праздничную атмосферу вечера, но вызывая раздумия о мимолётности и ранимости красоты и любви и их необходимости в жизни.
От сердца к сердцу, вечное и талантливое звучание общечеловеческих радостей и проблем – это те добрые, сильные и светлые посланники «творческой дипломатии», способные объединять души, страны, народы неодолимой силой Света, Добра и Любви…
АДЕЛЬ ЧИЛЯКОВА
Фотографии Юрия ПОЛЯНСКОГО