Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.10.2024 / 12:30:54

Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два современника и гения вне времени


В Органном зале Государственной консерватории Узбекистана 19 октября 2024 г. состоялся необычный концерт из цикла "Русский язык. Читаем, слушаем, смотрим", посвящённый двум гениям: композитору Сергею Рахманинову (1873-1943) и певцу Фёдору Шаляпину (1873-1938). В программе под названием «Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два гения вне времени» участвовали лауреаты всероссийских и международных конкурсов: Дарья Клименко (меццо-сопрано); Дмитрий Романько (бас); Ольга Свешникова (чтец); Сергей Семёнов (музыкальное сопровождение - фортепиано).

Прошлый 2023 год был ознаменован 150-летием двух гениев русской культуры – композитора, пианиста, дирижёра Сергея Васильевича Рахманинова и певца, актёра, режиссёра Федора Ивановича Шаляпина. Разными путями они пришли в музыку и оба оставили громадный след в истории мировой музыкальной культуры первой половины XX века, прославив Россию и русскую музыку. Их имена навсегда останутся в памяти потомков.

В честь 150-летнего юбилея двух великих современников в Узбекистане были открыты выставки в Русском доме и ГАБТ им. А. Навои: «Сергей Рахманинов – Федор Шаляпин: параллели и пересечения». Они были организованы Министерством культуры РФ, Российским национальным музеем музыки и Русским домом в Ташкенте и рассказывали о жизни двух талантливых личностей, о сходстве и различии их судеб и творческих путей.
В Государственном академическом Большом театре им. А. Навои в Ташкенте с большим успехом прошёл концерт, посвящённый двум гениям Серебряного века, в котором прозвучали произведения из их репертуара. С тех пор интерес к творчеству Сергея Рахманинова и Фёдора Шаляпина в общественности значительно вырос, поэтому Органный зал ГКУз был переполнен до отказа в день гастролей российских артистов.

Они были современниками, ровесниками. Оба родились в 1873 году. Оба достигли наивысших высот в искусстве. Сергей Рахманинов был гениальным композитором, пианистом и дирижёром. Федор Шаляпин - великим артистом, феноменальным певцом. И вместе с тем, сравнивая двух русских гениев, все отмечали абсолютную несхожесть их натур. Одна из современниц писала: «Шаляпин - динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов - сосредоточенное спокойствие, углублённость. Шаляпин бесконечно говорил, жестикулировал, «играл»; Рахманинов слушал, улыбался своей доброй улыбкой». Но, несмотря на такое внешнее и внутреннее различие, в жизни они были очень близкими друзьями. Их связало совместное творчество и, прежде всего, большой талант.
Выступавшие московские артисты смогли создать и показать инсценировку, в которой чтец Ольга Свешникова проследила хронологию событий, связавших двух духовных собратьев музыкой и любовью к вынужденно покинутой родине из-за революционных событий в России. Хроника жизни была обогащена музыкой С. Рахманинова, русскими романсами, оперными партиями и народными песнями из репертуара Фёдора Шаляпина.
В программе прозвучали любимые романсы С. Рахманинова: «На холмах Грузии лежит ночная мгла»; «В моей душе»; «В молчанье ночи тайной»; «Весенние воды» и др. (Дарья Клименко).
Сергей Семёнов на фортепиано виртуозно исполнил фрагменты наиболее известных рахманиновских произведений – Концерт №2 для фортепиано с оркестром; «Цыганское каприччио»; «Весенние воды», «Элегия», арии из оперы «Алеко» «Жизнь за царя» и многие другие сочинения.
Бас Дмитрий Романько свободно входил в романтический образ Алеко из ранней одноимённой оперы «Алеко» С. Рахманинова и знаменитого представителя сил зла в двух произведениях. Сначала он исполнил партию Мефистофеля в опере Шарля Гуно «Фауст», потом партию ассирийского полководца Олоферна в опере Александра Серова «Юдифь». Работа Шаляпина над ролью Ивана Сусанина в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» — еще один пример того, что знаменитый бас размышлял не только над вокальными партиями, а над всем образом, вплоть до мелочей. Таким его смог воссоздать без грима и театрального костюма Дмитрий Романько. Московский бас из всех партий «Бориса Годунова» М. Мусоргского, которые знал Шаляпин наизусть, преподнёс ташкентским зрителям самую сложную – царя Бориса и партию Ивана Грозного из оперы «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова. Оперные арии дополнили песни из золотой коллекции Шаляпина: «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Не пой, красавица, при мне…» и др.
Чтец Ольга Свешникова подробно рассказала, что знакомство Рахманинова и Шаляпина состоялось во время работы в Московской частной опере Саввы Ивановича Мамонтова. Савва Иванович обладал редким качеством находить одарённых людей и помогать им. Именно Мамонтов поверил в большое будущее Фёдора Шаляпина. В 1896 г. он пригласил артиста вступить в труппу своего театра. А годом позже Мамонтов пригласил нового дирижёра - Сергея Рахманинова, находящегося в тот период в творческом кризисе из-за неудачного исполнения его первой симфонии. «Предлагая мне место дирижёра, - вспоминал Рахманинов, - Мамонтов сказал, что пригласил в труппу молодого певца, обладающего беспредельным талантом, с которым, он был уверен, мне будет приятно работать. Такая оценка не оказалась преувеличенной: это был Федор Шаляпин». Впоследствии Рахманинов писал: «Моя дружба с Шаляпиным - это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний всей моей жизни». Их симпатия друг к другу была взаимной. Помимо творческого влияния, между ними складывались дружеские отношения, которые они пронесли через всю жизнь.


Рахманинов и Шаляпин много музицировали вместе, выступали в концертах. «Проходя оперные партии, а потом разучивая романсы для совместного выступления на концертах, чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или совет более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать. Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно аккомпанируя ему. В течение многих лет москвичи имели возможность наслаждаться неповторимыми, единственными в мире концертами, где два таких артиста выступали вместе и потрясали присутствующих своим неподражаемым исполнением», - писала сестра Рахманинова С.А. Сатина.
Современники восхищались этим удивительным дуэтом: «Когда Фёдор Иванович пел, а у рояля был Сергей Васильевич, неправильно было бы сказать, что Рахманинов аккомпанирует. Они именно пели оба. Что это было за наслаждение! Исполнение их было поразительным и непревзойдённым».
Программа их совместных выступлений была разнообразна. В неё входили и романсы самого Рахманинова. Пять романсов было посвящено Шаляпину: «В душе у каждого из нас», «Воскрешение Лазаря», «Ты знал его», «Опричник». Но больше всего Шаляпин любил исполнять романс «Судьба» на слова А.Н. Апухтина, в котором развита тема судьбы из Пятой симфонии Бетховена. На оригинале романса «Судьба» Сергей Васильевич написал: «Федору Ивановичу Шаляпину посвящает его искренний почитатель С. Рахманинов. 21 февраля 1900 г.» Когда Шаляпин пел романс в сопровождении Рахманинова, слушатели приходили в состояние настоящего оцепенения.
Именно для Шаляпина Рахманинов писал свои оперы «Франческа да Римини» и «Скупой рыцарь». Но, к сожалению, на премьере партии главных героев исполнял другой артист. На вопрос, почему пел не Шаляпин, Рахманинов в ответ ретировался. Не стал объяснять всем, что Шаляпин поленился выучить предложенные партии, из-за чего друзья даже поссорились.
Одним из любимых мест Рахманинова была Ивановка, имение в Тамбовской губернии. Окружающая природа приводила Сергея Васильевича в восторг и изумление, вызывала прилив вдохновения. Он проводил в Ивановке каждое лето, напряжённо и плодотворно работая. Шаляпин нередко гостил у своего друга. Совместные чаепития и беседы еще больше сблизили двух выдающихся музыкантов. После приезда Рахманинова, а затем и Шаляпина, в США, их встречи возобновились. Эти встречи были дороги для обоих. Музыканты мучительно переживали разлуку с родиной. Часы, проведённые вместе, согревали и поддерживали двух друзей.
За день до смерти (11 апреля 1938) у постели больного певца состоялся последний разговор между друзьями. Шаляпин высказал мысль, что, если поправится, напишет книгу для артистов, темой которой будет сценическое искусство. Рахманинов в тон певцу сказал, что тоже напишет книгу, как только закончит выступления. Но она будет о Шаляпине. Фёдор Иванович одарил друга улыбкой и погладил руку Сергея Васильевича. На этом, как вспоминал Рахманинов, они расстались. Навсегда!
Горячий патриот, благородный человек, Рахманинов не удивил близких своей щедрой помощью советским воинам в Великую Отечественную войну. В марте 1943 года пришла горестная весть: умер Рахманинов.
Сергей Рахманинов не написал книгу о Шаляпине, но оставил такие проникновенные строки о нём: «Шаляпин никогда не умрёт. Умереть не может. Ибо он, этот чудо-артист, с истинно сказочным дарованием, незабываем... Для будущих поколений он будет легендой».
Эти слова характеризуют обоих музыкальных гениев. Всю свою жизнь они прославляли русскую музыку, восхищая современников и соотечественников. Их слава перешагнула границы России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра. Они были и остаются музыкантами на все времена, а их искусство - национальным богатством русского народа. 

Концерт завершил «Реквием Марины Цветаевой: «Уж сколько их упало в эту бездну…». Зрители уходили с концерта в каком-то приподнятом настроении. Никто не сомневался в том, что слава двух гениев одной эпохи перешагнула границы России, покорила западную публику, повлияла на развитие мирового оперного театра и, бесспорно, покорила ташкентских зрителей в очередной раз.

Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ Узбекистана





Другие материалы рубрики

20.10.2024 / 21:44:16

"Поп-музыка на "Шелковом пути". Двойной альбом на виниле В США

В конце августа этого года на сайте авторитетного американского музыкального издания Billboard появился сенсационный анонс, записанного на виниле уникального альбомаSynthesizingtheSilkRoads, посвященного поп-музыке Узбекистана 80-х гг. XX века. Датой выхода в свет было означено 20 сентября 2024 г. Так и случилось. В назначенный день уже на сайте музыкальной компании Ostinato Records, где был записан альбом, было объявлено о том, что "Синтез на Шелковом пути" поступил в реализацию. Далее...

14.10.2024 / 17:31:48

К открытию Большого фестиваля, посвященного 10-летию Государственного симфонического оркестра Узбекистана

В преддверии открытия Большого фестиваля, посвященного 10-летию Государственного симфонического оркестра Узбекистана, мы проводим викторину на тему истории оркестра. Далее...

09.10.2024 / 19:56:13

Стипендиаты фонда Владимира Спивакова и камерный оркестр "Туркистон"

На днях в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся очередной концерт камерного оркестра "Туркистон" (художественный руководитель и главный дирижёр, заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Эльдар Азимов) с участием юных музыкантов, стипендиатов Международного Благотворительного Фонда Владимира Спивакова, лауреатов международных конкурсов пианистки Марии Белокопытовой, саксофониста Александра Долгова и скрипача Александра Амороса Короткова Далее...

02.10.2024 / 15:32:49

"М.И.Глинка, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков – три богатыря русской музыки"

29 сентября в актовом зале Ташкентской и Узбекистанской Епархии православной церкви состоялся вечер вокальной музыки - "М.И.Глинка, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков – три богатыря русской музыки". Далее...

11.09.2024 / 18:38:41

Концерт "Шедевры мировой оперы" в честь Дня независимости РУз и 20-летия ООО "Лукойл" на узбекской земле

Концерт "Шедевры мировой оперы" состоялся 08.09.24 во Дворце международных форумов в центре узбекской столицы с участием российских оперных певцов – Ивана Гынгазова, Полины Шамаевой, Владислава Сулимского в сопровождении Симфонического оркестра РУз под управлением маэстро Арсентия Ткаченко. Концерт был посвящён Дню независимости Узбекистана и 20-летию "Лукойл", организован при содействии благотворительного фонда "Лукойл" Далее...





28.10.2024 / 11:26:28
Персональная выставка Нигины Джуманазаровой "РЕАЛЬНОСТЬ"
 
23.10.2024 / 23:54:36
В Ташкентском Доме фотографии состоялось открытие персональной выставки самаркандского художника Ахмеда Исоева , которая называется "ЭГОИСТ"
 


03.11.2024 / 19:31:42
Репертуар Театра оперетты ноябрь-2024
 
02.11.2024 / 14:20:19
Премьерная опера "Евгений Онегин" П.И. Чайковского в ГАБТ им. А. Навои: "Над вымыслом слезами обольюсь…"
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


06.11.2024 / 15:38:12
SpaceX запустила первый в мире деревянный спутник
 
01.11.2024 / 11:26:39
В Ташкенте открылся новый кампус филиала Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте