Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
22.11.2024 / 21:25:34
Концерт в епархии РПЦ артистов ГАБТ им. А. Навои: "Мы желаем счастья вам!"
Концерт артистов ГАБТ им. А. Навои: «Мы желаем счастья вам!» завершил двухдневную православную книжную выставку-форум «Радость Слова» в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ Московского патриархата. Примечательно, что этот международный просветительский проект Издательского совета Русской православной церкви в седьмой раз открылся 16.11.24 в Узбекистане выступлением инструментального ансамбля Ташкентской епархии «Консонанса» и завершился 17.11.24 вечером-композицией из любимых песен и стихов минувших лет в исполнении ведущих солистов оперы ГАБТ имени А. Навои. Выставка духовно-нравственных и культурно-интеллектуальных книг разных жанров – богослужебных, исторических, богословских, художественных, детских - продолжила работать в фойе Духовно-административного центра епархии даже во время заключительного концерта. Они были призваны, по мнению председателя Издательского совета - митрополита Калужского и Боровского Климента, развивать в человеке главные составляющие творческие таланты — любовь и доброту. «В первые века христианства апостолы проповедовали Слово благовестия, и учение Христа распространилось по всему земному шару. В первые 300 лет существования Церкви Христовой люди гибли за то, что они христиане, свидетельствуют о своей вере во Христа, в Царство Божие и вечную жизнь. Они проливали свою кровь, страдали за веру и своей смертью исповедовали Христа распятого и воскресшего. На тот момент распространялась ересь Ария, который говорил, что Христос – это творение. Но Святая Церковь в лице святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и других членов этого собора были просвещены благодатью Божией и понимали глубину Церкви Христовой. Отцы собора чётко определили, вдохновлённые верой, что Христос Спаситель – Богочеловек, Он единосущен Отцу и Святому Духу, Он – Божество предвечное («Слово архипастыря»). «Чтение таких книг способствует развитию интеллектуального и аналитического образа мышления», - отметил Владыка. В завершение работы выставки председатель Издательского совета Климент передал труды Святейшего патриарха Кирилла, а также комплект православной литературы в библиотеку Ташкентской духовной семинарии. Концерт в конференц-зале епархии открыл глава Среднеазиатского митрополичьего округа Викентий. Владыка провёл интерактивную беседу со зрителями о вреде нецензурных выражений и ненормативной лексики. Митрополит Викентий поблагодарил артистов ГАБТ им. А. Навои за их непосредственное участие в международном проекте «Радость Слова» и высокий образец речевой и музыкальной культуры в их профессиональной деятельности, который они беззаветно несут в массы. Автор композиции, режиссёр и ведущий концерта, режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои, заслуженный деятель искусств РУз, Андрей Слоним дал точный подзаголовок необычному представлению – «Всё о любви…» (У старого патефона). Оригинальность камерного концерта заключалась уже в том, что всеми любимые и неимоверно знакомые эстрадные и народные песни разных лет в обширной двухчасовой программе исполняли оперные певцы, поэтому они звучали совершенно по-новому. Но так или иначе, заслуга всех участников концерта, включая режиссёра Андрея Слонима, музыкального руководителя и концертмейстера Людмилу Слоним, выступавших артистов, в том, что они не подражали готовым эстрадным образцам прошлых лет, но смогли внести свою профессиональную лепту-изюминку в известные песни и любимые стихи нашей молодости. Каждая из известных и менее знакомых песен была исполнена талантливыми солистами абсолютно «от себя», сегодня и сейчас – и еще раз наглядно показала как истинный масштаб этих шедевров песенного творчества, так и непреходящую жизненность высоких тем устремлений человеческой души, заложенных в каждом из этих замечательных творений своего времени… И, конечно же, – своеобразие одарённостей исполнителей, вложивших со своими творческими руководителями глубокий труд в подготовку этой непростой программы из произведений, не так часто входящих в их привычный оперный и камерный репертуар. Ведущие солисты ГАБТ им. А. Навои, лауреаты и дипломанты международных конкурсов: Анастасия Юдина, Анжилика Мухаметзянова, Эмине Джевдетова, Александр Полонский, Галина Голубкова, Ульяна Ким, Мария Сотникова - исполнили не только песни из советских кинофильмов: «Огней так много золотых…» («Дело было в Пенькове»), «Песня о любви» («Простая история»), «Старый клён» («Девчата»). «Чёрное и белое» («Большая перемена»), «Пообещайте мне любовь…» («Акванавты»). В их своеобразной классической певучей интерпретации прозвучали такие хиты ХХ века, как «Город влюблённых» Вадима Гамалия на стихи В. Орлова, «Детство ушло вдаль…» А. Островского на стихи Л. Ошанина (Эмине Джевдетова); «Любовь останется…» Валерия Гаврилина на стихи В. Гершта, «Нежность» Александры Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова, «Любовь настала…» Раймонда Паулса на стихи Р. Рождественского (Мария Сотникова); «Болеро» («Гордая прелесть осанки…» в переводе В. Стрешнева) Винченцо Кьяра - Анастасия Юдина; «Я тебя подожду…» Аркадия Островского на стихи Л. Ошанина, «Весеннее танго» Валерия Миляева на стихи автора, «Дожди…» Аркадия Островского на стихи Н. Кажешевой (Галина Голубкова); «Осенние листья» Бориса Мокроусова на стихи М. Лисянского (Галина Голубкова и Александр Полонский); «Школьный вальс» Исаака Дунаевского на стихи М. Матусовского (Ульяна Ким); Русская народная песня (в обработке В. Городовской) «Травушка-муравушка» (Анжилика Мухаметзянова). За каждым номером проявились во всей полноте талант каждого исполнителя и своеобразное ощущения ими мира и себя в нём. Солисты ГАБТ им. А. Навои смогли от имени авторов песен (как живых, так и уже ушедших из земной жизни, но живущих в своих творениях) передать их энергию и устремлённость к высотам духа благодаря собственному большому плодотворному труду. Такое многокрасочное песенное «панно» было представлено и органично расцвечено каждым из этих разных одарённых исполнителей. И вновь, как на всех просветительских вечерах под «авторским» руководством Андрея Евсеевича и Людмилы Васильевны, – каждая песня предстала не только искренне и доверительно спетой, но и прожитой как своеобразный моноспектакль. Героиня песни «Огней так много золотых» в интерпретации А. Мухаметзяновой тосковала о невозможности единения с любимым; искрилась обаянием и остроумным лукавством героиня «Старого клёна» в воплощении Э. Джевдетовой; осознавала великую светлую и драматичную силу любви А. Юдина, исполнившая песню из кинофильма «Простая история»; донесла всё обаяние юности и первых лирических надежд Г. Голубкова в известной, но сегодня почти позабытой песне А. Островского «Я тебя подожду». Наслаждалась неугасающим чувством любви и взаимной преданности пара уже достаточно зрелых героев песни «Осенние листья»: Г. Голубкова и А. Полонский представили трогательный «этюд» о доверительном, простом и горячем чувстве, которому не страшна осенняя пора в природе и самой человеческой жизни. Молодой Ульяне Ким удалось возродить силу неугасающей юности некогда знаменитого «Школьного вальса» И. Дунаевского. Мария Сотникова передала высшую мудрость и простоту пахмутовской «Нежности» в ознаменование 95-летия зрелого и юного душой автора – удивительной Александры Николаевны Пахмутовой, встретившей свой юбилей сквозь препоны судьбы, не растеряв в творчестве неугасимую энергию души! Анжилика Мухаметзянова с обаянием, озорством и блеском вокальной техники исполнила народную песню «Травушка-муравушка» в обработке композитора Веры Городовской… Всё сказанное органично можно распространить, буквально, на каждый номер, который был филигранно отделан и вынесен на зрителя с максимальной творческой отдачей – и горячо встречен публикой, до предела заполнившей зал. Стоит особенно отметить, что неповторимость стилей и приёмов столь разных авторов и различных исполнителей – мастерски оттенялась Людмилой Слоним в ансамблевом единстве с каждым участником программы тонким филигранным изменением стилистических красок и штрихов каждой песни, разнообразной и разноОбразной целостностью ансамбля, в котором каждое произведение становилось в этот вечер полноценным «мини-спектаклем», воспринятым зрителем во всей его глубине и тонкости. Органично вписалась в этот круг прекрасных песен и талантливых исполнителей почётная гостья вечера – известная исполнительница романсов, народных песен и международной эстрады Ксения Захарова-Воловик. Она щедро украсила программу индивидуальной художественной манерой высоко и своеобразно одарённой концертно-камерной певицы. Особенно задушевно и по-женски тепло в её исполнении прозвучали «Осень, прозрачное утро…» Вадима Козина на стихи Елены Белогорской, «Хризантемы» Николая Харито на стихи В. Шумского, «В нашем городе дождь…» Эдуарда Колмановского на стихи Е. Евтушенко. В заключение своего выступления Ксения Захарова-Воловик подарила публике задорную лирическую песню Э. Колмановского на стихи И. Шаферана и Л. Дербенёва «Ты говоришь мне о любви» из телевизионного музыкального фильма «Три дня в Москве». Андрей Слоним на протяжении всего концерта между вокально- музыкальными номерами читал наизусть стихи поэтов-шестидесятников Евгения Евтушенко и Андрея Вознесенского о любви и её нравственных испытаниях для человека. Он проживал их со всей полнотой энергетики чувств, пронизывающих каждое из этих замечательных стихотворений. И ещё раз все присутствующие были поражены тем, насколько актуальны сегодня творения выдающихся поэтов – «шестидесятников». Глубокие духовные перипетии, попытки осознать своё место в мире, свою правоту и ошибки, свои обретения и порой тягостные невозвратные утраты сочетались с осознанием хрупкости и ранимости жизни на огромном, но в масштабах Вселенной – таком маленьком земном шаре в эпоху политических и социальных потрясений. «Любимая, спи… Мы – на шаре земном, свирепо летящем, грозящем взорваться – и надо обняться, чтоб вниз не сорваться, а если сорваться – сорваться вдвоем…», - эти строки молодого тогда Евгения Евтушенко написаны в далёком 1964 году – ШЕСТЬДЕСЯТ лет тому назад! Но в какой же неимоверно заострённой мере они пронизаны тревогой и болью всех нас, сегодняшних… Это и другие творения Е. Евтушенко и А. Вознесенского уже столь далёких «шестидесятых» («Со мною вот что происходит», «Первый лёд», «Окно выходит в белые деревья..,» и «Любимая, спи…») – были прочитаны Андреем Евсеевичем во всей глубине их света, боли, надежд и терзаний духа их авторов. Они были встречены абсолютным пониманием и горячими оценками зала. Поэтическую часть программы Андрей Слоним завершил авторской притчей в стихах – «Однажды хитроумнейшей судьбе…». Это было продолжение диалога с поэтами прошлого – о понимании Счастья и можно ли построить его самому или же – понадеяться на Судьбу, которой заблагорассудилось спрятать человеческое Счастье не в сундуках с сокровищами – а в самых простых и неимоверно сложных понятиях, взращённых в нас окружающим миром? И каждому предстоит отыскать его там или –вовсе не найти… Своеобразным ответом на эти роковые вопросы, и одновременно – звонким и оптимистичным эпилогом вечера послужила песня Александры Пахмутовой «Надежда» на стихи Н. Добронравова. Её исполнили Ульяна Ким со всеми участниками программы. Им подпевали благодарные зрители, долго аплодируя за то, что в этот осенний прохладный вечер артисты не только многоголосо пожелали людям Счастья, Надежды и Любви, но также щедро одарили их этими заветными ценностями в полном объёме слияния жизни и искусства. Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ РУз, обозреватель сайта «Культура.Уз» Фото Татьяны Грушиной
|
|