Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.12.2024 / 23:16:20
Встреча с современной музыкой
«Эффект Дилором Сайдаминовой» – так был назван концерт, с успехом прошедший в Государственной консерватории Узбекистана, в котором приняли участие профессорско-преподавательский состав и студенты нашего музыкального вуза. Это была презентация произведений известного композитора – Соната №2 для скрипки и фортепиано и фортепианный цикл «Диалоги с Омаром Хайямом» лауреата международных конкурсов, профессора Дилором Сайдаминовой, которую вел доцент кафедры композиции и инструментовки композитор Джахонгир Шукур. Следует отметить, что в своих сочинениях Дилором Сайдаминова, использует самые современные композиторские приемы и техники письма, выражая богатый духовный мир, внутренние переживания и эмоции, своеобразное мышление. В одной из бесед с нами Дилором Ахматовна сказала: «Музыка – наш язык, в ней нельзя допускать лжи». Эта мысль композитора получили свое претворение на прошедшем концерте.
Вторая соната для скрипки и фортепиано была написана в 2005 году. Ее вторая редакция принадлежит известному скрипачу и дирижеру Тиграну Шиганяну. Перед исполнением данного произведения Джахонгир Шукур представил студентам интересную информацию об истории жанра сонаты, ее современном состоянии. Он отметил, что этот жанр, созданный в XVII-XVIII веках, и опус Дилором Сайдаминовой, кардинально отличаются друг от друга. Вторую сонату с большим мастерством исполнили доцент кафедры струнных инструментов Елена Матвеева и заслуженная артиста Узбекистана, профессор Адиба Шарипова. Отмечу, на сегодняшний день эти исполнители проявляют самоотверженность в интерпретации и популяризации произведений современных композиторов и заслуживают большую симпатию слушателей. Вот и на этот раз Е.Матвеева и А.Шарипова продемонстрировали высокую художественную интерпретацию сонаты Д. Сайдаминовой. Слушая произведение, нам удалось проследить эволюционный путь развития сонатного жанра, который прошел через несколько столетий. Кроме того, мы стали свидетелями неограниченного влияния музыки на эмоциональный мир человека. Действительно, музыка Д.Сайдаминовой передает искренние эмоции и ее креативное мышление. Настоящий художник всегда находится в творческом поиске. Не является исключением и Дилором Сайдаминова, которую называют истинным творцом в полном смысле этого слова. В процессе знакомства с рубаи Омара Хайяма, композитору, интересующемуся литературой, поэзией, историей и философией, мастерски удалось провести своеобразную метафорическую беседу и некий мост различных времен. Эту беседу на фортепиано продемонстрировала Адиба Шарипова, а на чанге – доцент кафедры народных инструментов Ахаджон Мамадалиев и студентка 3-го курса Мохинур Бекмурадова. Слушая произведение, мы стали свидетелями своеобразной гармонии между Востоком и Европой, прошлым и настоящим. Звуки на фортепиано и национальном инструменте чанге, прозвучали как отзвуки из прошлого. Поскольку в произведении правдиво изложены философские наблюдения, мысли и переживания композитора, уместно отметить, что для его осознания требуется определенная подготовка слушателя. И ведущему концерта Джахонгиру Шукуру удалось сполна выполнить эту миссию. Слушатели были свидетелями высокохудожественной интерпретации исполнителей и слаженного ансамбля. Долгие аплодисменты звучали в знак признательности композитору и исполнителям. Примечательно, что концерт оставил неизгладимые впечатления и эмоции у слушателей. Яркое подтверждение тому случайно услышанный мною диалог наших студенток: «Надо почитать рубаи Омара Хайяма». И я подумала, раз у них возник интерес к творчеству великого Хайяма, значит, композитор и исполнители достигли поставленной цели. Мы верим, что проведение подобных музыкальных концертов современной музыки, послужит ознакомлению молодежи с творчеством современных композиторов и послужит обогащению их духовного мира! А это значит – эффект музыки Дилором Сайдаминовой достиг сердец благодарных слушателей!
Мохина Абрарова доцент ГКУз
доктор искусствоведения (PhD)
|
|