Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
03.05.2025 / 19:46:41
И один в поле воин! "Венок памяти педагогу баянисту Адволоткину Анатолию Васильевичу"![]() Древний Самарканд издревле славится своими учеными и педагогами владевшими глубокими знаниями. Одному из них- Анатолию Васильевичу Адволоткину (1946-2019) был посвящен необычный концерт 19 апреля сего года, прошедший при полном аншлаге в Детской музыкальной школе искусств №4 силами педагогов Специализированной школы искусств, педагогов и учащихся ДМШИ № 1, 3,4,11 и 26. В концерте, помимо традиционной музыкальной программы, использовалась презентация фотографий и видео из архивов, документы, воспоминания его друзей и учеников. По этим крупицам памяти восстанавливался жизненный и творческий путь этого скромного, но воистину уникального человека -Анатолия Васильевича Адволоткина. В течении 59 лет трудовой деятельности он воспитал огромное количество учеников по всей Самаркандской области. Этот концерт назвали «Венок памяти Анатолия Васильевича Адволоткина» от благодарных учеников. Родился он в 1946 г в Катта-Кургане, учился в ДМШ №2 там же. Не успев окончить последнюю в 1960г. в возрасте 14 лет из музыкальную школу в качестве преподавателя класса «Аккордеон, баян». Через год в 1961 он поступает в музыкальное училище г. Самарканда и учится до 1965 гг. Преподаватель ДМШИ №1 Бродянский А.В. вспоминал:» Без всякой протекции приехал юный тогда Адволоткин А.В. в Самаркандское музыкальное училище с баяном в руках. И первым кто его прослушал был директор того времени Умар Салохитдинович Хурсандов. Он был сражен, как этот худенький, скромно одетый мальчик играет, поэтому Адволоткина Анатолия без экзаменов сразу зачислили в число студентов училища». Формально молодой Адволоткин А.В. учится у Гриднева Н.Н., а по правде сказать самостоятельно, т.к. от природы он был самородком, имеющий собственное представление и чутье. Юноша занимался по многу часов кряду в свободных классах старого здания 1ой музыкальной школы, во дворе которой в то время располагались и школа и училище по ул. Фрунзе «Трудоголик» по натуре он добивался виртуозного владения инструмента. Гриднев Н.Н. давал ему программу, которую Анатолий Васильевич буквально глотал за короткий срок. Поэтому же принципу он обучал всех своих учеников, чтобы успеть охватить за год минимум 30 произведений. Например, тому же Бродянскому А. он дал учить Концерт- поэму А. Репникова –на 76 стр. с условием выучить это произведение всего за один месяц. От чего у студента волосы стали дыбом. Как это возможно за месяц выучить столько страниц?! Но умение убеждать и мотивировать ученика сделали своё дело. Анатолий Васильевич развивал индивидуальность, учил работать самостоятельно воспитывал личность. Вспоминая своего педагога, Бродянский А.В. рассказывал, что когда приходил в училище к 6ч утра позаниматься, его однокурсник, Шерзод уже сидел у окна училища или в коридоре и занимался. Это еще больше подзадоривало и вызывало здоровую конкуренцию в занятиях. Из рассказов первого ученика Адволоткина А.В., Сафина Камиля, который сейчас живет в Туле в России и является руководителем фольклорного ансамбля «Карусель», в тот период Анатолий Васильевич уже занимается с детьми по своей собственной методике. Благодаря тому, что он попал в класс Адволоткина А.В, он закончил музыкальную школу за три года, перешагнув с 1 класса сразу в 3, и потом сразу в 5. «Он работал со мной по несколько часов подряд вместо 45 минут. Приезжал я домой на велосипеде очень поздно вечером. Иногда занимались до 23.00, а однажды для конкурса даже до полуночи. Я никогда не забываю своего первого педагога. Анатолий Васильевич всегда незримо присутствует в моей жизни». Начиная с 1976 г. Адволоткин попеременно работал то в ДМШ №1 у С. Усманова, по приглашению последнего он собственно и переехал в Самарканд, то в ДМШ №3 у А. Пинхасова. Здесь он по очереди готовил готовил лауреатов конкурса «Санъат байрами». О чем свидетельствуют две записи благодарности в трудовой книжке. С 1976 по 1981 годы он заочно учиться на историческом факультете Самаркандского государственного университета. По законам того времени диплом надо было отработать где-нибудь на периферии. Так он попал в Тайляк, в спортивную школу олимпийского резерва, где преподавал историю и обществоведение целых 10 лет. О личных качествах и способностях Анатолия Васильевича, профессионала своего дела, равный московским специалистам, говорит историческая встреча с крупнейшим специалистом, исполнителем мирового маштаба, с российским баянистом, профессором, заведующего кафедрой баяна и аккордеона РАМ им.Гнесиных, Народным артистом России 1994 г. Липсом Ф.Р., приехавшего в то время в Самарканд с гастролями. Реально услышав исполнение Адволоткина А.В. и узнав о его педагогических способностях готовить баянистов виртуозов приглашал последнего работать в Москву. Адволоткин по семейным причинам отказался. Значительный этап в жизниАнатолия Васильевича связан с работой в летних лагерях музыкальным работником в пионер лагере «Золотинка», куда он брал пять своих студентов 1996 -2000 гг выпуска: Александроа Бродянского, Эмиля Ибраимов, Шерзода Нормирзаева, Одыла Бузрукова и Мехри Ходжиеву Им он ставил две задачи: ходить по отрядам со своими инструментами и разучивать одни и те же песни, чтобы на открытии костра и его закрытии запело 600 человек, сводного хора. Этот же принцип в те годы использовался в знаменитом лагере «Артек». И студенты ходили, занимались с детьми сразу на месте, получая концертную и педагогическую практику. На открытие и закрытии смены выступали не просто дети, туда приезжали и родители, и различные делегации, приезжало Телевидение, делались репортажи и целые передачи записи. Эти факты подтвердил и дополнил в своем интервью нашему ТВ каналу СТР почетный гость нашего концерта, в прошлом директор пионер лагеря «Золотинки» Владимир Степанович Великанов. Всего за 26 лет в Училище искусств г. Самарканда им было подготовлено более 50 специалиста. Анатолий Васильевич имел свою особую методику преподавания, основанную не просто на академических методиках в различных изданиях учебников и пособий. Он умел раскрепостить аппарат учащегося и добиться блестящей беглости пальцев, причем учащиеся играли свободно не глядя на клавиатуру. Как истинные профессионалы уже с первого курса училища, они показывали блестящие результаты на академических концертах, технических экзаменах, на городских концертах, общегородских мероприятиях, городских, областных и республиканских конкурсах. Анатолий Васильевич умел донести до своих учеников замысел композитора, характер произведения, стиль исполнения, передать эпоху. Всегда потрясающе выглядели произведения исполненные ансамблем баянистов и аккордеонистов. Сколько эмоций вызывало исполнение «Либертанго» А.Пьяцоло или Грозы, Шторма из цикла «Времена года» А. Вивальди!? Огромный репертуар педагога А.В. Адволоткина поражает своим богатством и степенью градаций от простого к сложному и к высшему пилотажу. Сам факт, что многие его ученики учились не только в Государственной консерватории Узбекистана, но и ездили поступать в Московскую консерваторию, как Алиев Собир например и другие, демонстрация высокого уровня методики А.В. Адволоткина. Как то стремительно «влетая» в его кабинет я заметила, как терпеливо Анатолий Васильевич выслушивал мою очередную просьбу дать мне кого -нибудь в программу очередного концерта. И очень четко, я бы даже сказала по военному, тут же конкретно называл фамилию, имя учащего, курс, автора и название произведений. При этом он сразу спрашивал, интересовался какова цель концерта: профориентация или тематический концерт, праздничный или благотворительный? Куда именно мы идем: в очередную ДМШИ или в Дом престарелых, в общеобразовательную школу или в городскую организацию далекую от профессионального музыкального образования? И как он радовался, если мы шли в Детский Дом, детский сад или к немощным старикам, особенно в дни 9 мая. Ни один мой концерт не прошел без участия учеников А.В. Адволоткина. Он часто говорил мне: «Вы делаете большое дело. Вы помогаете детям преодолеть страх перед сценой. Я вам очень за это признателен». В этих словах я чувствовала, как Анатолий Васильевич переживает за своих птенцов, думает об их будущем. Анатолий Васильевич переживал не только о будущем своих выпускников, но и о сохранении своей уникальной методики преподавания на узбекском языке. Именно поэтому он создал уникальные наглядные стенды в своем классе, кстати надо отметить, лучшие в самаркандской области с методическими советами по педагогической практике, дирижированию, по игре ансамбля и все это закрепил наглядными фотографиями со своими любимыми учениками. Эти стенды остались в его классе как образец истинного Педагога с большой буквы. Дисциплинированный и очень воспитанный интеллигентный человек, Адволоткин Анатолий Васильевич сумел один на всю самаркандскую область подготовить в течении 26 лет только в училище около 50 человек, национальные кадры специалистов, которыми укомплектованы сейчас все музыкальные школы районов Самаркандской области и города Самарканда. Для него вообще не было понятия национальность. Все были для него равны. Все были его детьми. Вот, где можно воскликнуть: "И один в поле воин!!" преподаватель Специализированной школы искусств г.Самарканда Емельянова Э.Г.
| ![]() |
![]()
|