Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
26.06.2025 / 11:12:11
"Популярная музыка в искусстве и медиа второй половины ХХ – начала XXI века"![]() Под таким названием в Российском Государственном институте искусствознания совместно с Институтом Национального эстрадного искусства (ИНЭИ) им. Батыра Закирова при Государственной консерватории Узбекистана прошла двухдневная международная научная конференция. Рассказывает автор проекта «Страницы Истории Музыкальной Эстрады Узбекистана» Александр Попов. В конференции приняли участие почти 60 исследователей из Узбекистана, Казахстана, Турции, Японии и городов России (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Майкоп, Нижний Новгород, Петрозаводск, Ростов-на-Дону, Челябинск). С приветственным словом к собравшимся обратилась доктор искусствоведения Галима Лукина, заместитель директора по научной работе Государственного института искусствознания. Затем в режиме онлайн выступила Феруза Мухаммедова, проректор по науке и инновациям Института национального эстрадного искусства Узбекистана имени Батыра Закирова. Примерно половина выступлений прошла в формате онлайн. Рассмотренные темы были очень разнообразны и в чем-то неожиданны: от русскоязычных каверов на музыку японских анимэ (Каори Юноки-Оно, кандидат культурологии Кансайского университета) до джазовых саундтреков во французских триллерах конца 1950-х гг. (Наталья Риккер, преподаватель Челябинской филармонии), от послевоенных песен о войне на телефестивале «Песня года» (Дарья Журкова, кандидат культурологи российского Государственного института искусствознания) до поп-музыки, как инструмента формирования и продвижения медиаконтента в цифровую эпоху (Карина Исматуллаева, Университет музыки и изящных искусств в Анкаре, Турция)… Докторант Казахстанского университета искусств Куаныш Рыскулов рассказал о специфике поп-музыки страны на примере творчества певицы и актрисы Заслуженного деятеля искусств Казахстана Жанар Дугаловой; темой доклада театроведа, продюсера Константина Сергеева стала выросшая из Тик-Тока феноменальная популярность фольклорных песен «Матушка Земля. Белая березонька» в исполнении Татьяны Кортуковой и «Плывет веночек» Надежды и Григория Кадышевых; Анастасия Фролова и Павел Никулин из Российского гуманитарного университета проследили динамику репрезентации образа России в немецких видеоклипах 2010-20 гг.. Всего на конференции прозвучали более 50-ти докладов. Самым крупным тематическим блоком была узбекская эстрада – 14 докладов. На конференции выступили приехавшие из Ташкента сотрудницы Института Национального эстрадного искусства имени Б. Закирова Нодира Аманова, и. о. профессора кафедры музыкально-теоретических и исторических дисциплин и Наргиз Хамдамова, заведующая кафедрой музыкально-теоретических и исторических дисциплин. Остальные выступления узбекских участников прошли в режиме онлайн.
Темой доклада Нодиры Амановой стала «Жанрово-стилистическая палитра узбекской эстрадной музыки и ее значение в современной культуре». Чтобы определиться в терминах, необходимо отметить, что с обретением Узбекистаном статуса Независимого государства эстрадная музыка в стране постепенно стала трансформироваться в поп-культуру. Докладчица привлекла внимание к тому, что поп-музыка как жанр оказывает сильное влияние на социум, играя важную роль в налаживании международных связей и процессе глобализации культур. При этом классическая методика музыкального анализа часто не позволяет в полной мере исследовать современные композиции в поп-культуре, поскольку существует проблема нотной записи произведений. Она проявляется в невозможности полноценно отразить на нотном стане ритмические «оттяжки», звуковые эффекты, искажения тембра и других приемы поп-музыки; кроме того, нотная запись поп-музыки часто не соответствуют ее реальному звучанию, поскольку произведения современной поп-музыки «генерируются» с помощью музыкального электронного оборудования. В докладе было отмечено, что в последнее время появились новые методы нотной фиксации электронных звуков, но они, все-таки, не в состоянии полноценно их отразить. По мнению ряда исследователей в такой ситуации для проведения стилевого анализа следует проводить целостный анализ музыкально-выразительных средств характерных для групп произведений. При этом уже появляются новые методики автоматизированного определения жанров и стилей с помощью специализированных компьютерных программ на основе анализа классических признаков композиций в совокупности с их техническими характеристиками. Поскольку классическая форма анализа, отметила докладчица, не отвечает на поставленный вопрос, в Институте Национального эстрадного искусства им. Батыра Закирова был разработан комбинированный нотно-слуховой метод анализа. При таком подходе эстрадное произведение описывается по составным стилистическим компонентам, предложенным классическим музыковедением, которыми являются ритм, лад, тембр, орнаментика, манера вокального исполнения, спецэффекты и различные электронные искажения, а также обработка звука. Как пример такого подхода Нодира Аманова привела песню «Малохат» в исполнении молодого эпатажного исполнителя Хамдама Собирова, обладателя самых больших (приклеенных) усов узбекской эстрады. В ней национальная колористика выражена через ритм, лад, манеру пения и тембр народных ударных инструментов с одновременным использованием современных средств звукоизвлечения западной поп-культуры. Такой формат весьма характерен для узбекской эстрады. Как оказалось, в ритмический рисунок хорезмского народного танца лязги органично вплетается мелодика cкрипки кантри в песне «Кора куз» Ёркинхужи Умарова в стиле фолк-поп. На основании интегрального слухового анализа 1893-х ротируемых музыкальных композиций (по данным плейлистов FM радиостанций и интернет-чартов с 1991 по 2021 гг., содержавших 2461 жанр и стиль) было выявлено 35 стилей и жанров, 14 из которых, оказались доминирующими. В результате исследования выяснилось, что доминирующее положение в структуре узбекской поп-музыки занимают такие жанры как ориент-поп и фолк-поп в виде моноструктурных форм. Полиструктурные композиции пока относятся к числу малораспространённых жанров и стилей. При этом было отмечено, что в узбекской поп-музыке, как и в других культурах, появились признаки гомогенизации (сокращения) культурного разнообразия из-за влияния других мировых культур. Этот фактор необходимо учитывать при прогнозировании динамики дальнейшего развития поп-культуры Узбекистана, где для выхода на международную сцену ключевым элементом следует считать приоритет национальной специфики при одновременной интеграции в современные мировые направления и использование актуальных музыкальных технологий.
Наргиз Хамдамова представила доклад по теме «Эволюция эстрадной музыки в узбекских фильмах». Первые немые фильмы появились в Узбекистане в 1897 г. В 1919 г. при Народном комиссариате просвещения Республики был создан киноотдел. Через четыре года на его основе возникла организация «Туркгоскино». В 1924 г. была основана первая в Средней Азии киностудия «Бухкино». Через год она объединилась с «Туркгоскино» и на их базе создали киноорганизацию «Шарк Юлдузи», впоследствии «Узбекфильм». Узбекская киномузыка начала формироваться в творчестве таких композиторов, как Алексей Козловский, А. Князевский, Рейнгольд Глиэр, С. Степанов. В своей работе они опирались на узбекский народный мелос и творчество узбекских композиторов. Первый звуковой фильм «Клятва» был снят в 1937 г., в нем звучала музыка композитора А. Князевского. В 1940-е гг. в Узбекистане в числе других были сняты такие известные фильмы как «Насреддин в Бухаре» (1943), «Тохир и Зухра» (1945), «Похождения Насреддина» (1946), «Алишер Навои» (1947). В звуковом оформлении кинокартины «Насреддин в Бухаре», созданном Мухтором Ашрафи и Борисом Араповым, использованы цитаты из народных песен и произведений узбекских композиторов. Народная песня «Том бошида тоғора» (ее чаще называют «Песенка Насреддина»), текст С. Тилла, выступает в фильме как звучащий лейтмотив образа Насреддина. В фильме «Похождения Насреддина» ее оркестровая версия звучит и в оригинале, и в оркестровке Алексея Козловского. Задорный шлягер и сегодня звучит на эстраде Узбекистана. Например, в исполнении ансамбля «Ялла» или Файёза Бекмурадова. Первой узбекской музыкальной кинокомедией стал фильм «Очарован тобой»/«Мафтун бўлдим» (1958 г., режиссёр Юлдош Азамов). Музыка: Мутал Бурханов, Манас Левиев и Икром Акбаров. Фильм и сегодня очень любим в Узбекистане. Главную песню картины «Очарован тобой» исполнил обладатель «золотого голоса» узбекской эстрады Батыр Закиров. Как и «Песенка Насреддина» она до сих пор живет на узбекской эстраде. В фильме также звучат песни: «Сшила тюбетейку», «Прекрасный Ташкент», «Парикмахер». Пожалуй, самым известным узбекским музыкальным фильмом стала мелодрама Али Хамраева «Невеста из Вуадиля» (1984). Музыка: Фарух Закиров, Рустам Ильясов и Евгений Ширяев. Кинолента снята на узбекском и русском языках. В фильме поют ансамбли «Садо», «Ялла», Наргиз Закирова, Илья Малаев, Уля Ташбаева, Жавлон Тохтаев и Мухаббат Шамаева. Главная песня фильма – пронзительно нежная «Унутма мене» («Не забывай меня»). Музыка - Фарух Закиров, русский текст Илья Резник, узбекский - поэт Ёдгор Обидов. В русской версии фильма ее исполнила Наргиз Закирова. В узбекской - Кумуш Раззакова (экс. «Садо»), хотя это и не указано в титрах. Значительный вклад в развитие узбекского киномузыкального творчества внесли также Сайфи Джалил, Румиль Вильданов, Мирхалил Махмудов, Тулкун Курбонов, Шариф Рамазанов, Хамид Рахимов, Энмарк Салихов, Батыр Умиджонов, Феликс Янов-Яновский и другие. С 1990 г. с обретением Узбекистаном независимости узбекское кино претерпело резкие изменения. Была создана Государственная кинокомпания. Появились независимые творческие объединения и студии: «Инсон» (Человек), «Юлдуз» (Звезда), «Иймон» (Вера), «Ватан» (Родина), «5-я студия» и другие. В музыкальном фильме «Небо, верни мою звезду»(1996, режиссер Фарид Давлетшин) о жизни в эстрадном мире звучат песни в исполнении обладательницы утончённого голоса — Народной артистки Узбекистана Насибы Абдуллаевой. Музыку к фильму написал талантливый композитор Анвар Эргашев, автор многих других произведений. В 1999 г. на узбекском языке вышел фильм «Тохир и Зухра». Но это был не ремикс печальной легенды, а музыкальная мелодрама с участием звезд узбекской эстрады. В их числе дуэт Абдулазиза Карима и Севары Назархон, где стилистика фанка сочетается с национальными элементами. В песне Жавохира Закирова «Эркалаб сев» органично сливаются фанк, рок и фьюжн, в фильме звучат песни «Кўзларинг» группы «Анор», «Азобласан» Райхон Ганиевой и «Нозларингдан» Улуғбека Отажонова. Фильм стал примером творческой интеграции национального мелоса с элементами других культур, что подчеркивает разнообразие и богатство узбекского музыкального искусства, отражая его многогранное наследие и стремление к инновациям. Остальные доклады от Узбекистана прозвучали в режиме онлайн. Выступали не только преподаватели, но также и студенты ИНЭИ им. Б. Закирова.
«Прозвучавшие доклады были очень интересными. Некоторые темы оказались в немалой степени неожиданными. Мы думаем о том, чтобы сделать такие конференции традиционными, как минимум ежегодными, - говорит Галима Лукина, - возможно следующая встреча состоится весной в Ташкенте. Тексты выступлений собираемся опубликовать в нашем электронном журнале «Художественная культура». Доклады представителей Узбекстана в формате онлайн Первопроходцы узбекской эстрады. Юнус Тураев: путь к сцене Хуршид Мамазияев, преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова
Переводы вокальных текстов в контексте мюзикла и кавер-версии Ян Миленин, преподаватель филиала Всероссийского государственного института кинематографии в Ташкенте
Джазовые композиции в музыкальном сопровождении компьютерных игр Ольга Асминкина, и.о. доцента ИНЭИ имени Б. Закирова
Вклад кафедры «Эстрадного инструментального исполнительства» в формирование джазового музыканта Лола Ганиева, кандидат искусствоведения, профессор ИНЭИ им. Б. Закирова
Роль кавер-музыки в эстрадном искусстве Дилшод Курбанов, старший преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова
Концепция музыкального содержания узбекских эстрадных песен Мохинур Камолидинова, преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова
Узбекская эстрадная песня: путь от национальной лирики к массовой культуре Севарахон Туланова, магистрантИНЭИ им. Б. Закирова
Развитие эстрадного искусства в музыкальной культуре Каракалпакстана Гулзада Бекмуратова, преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова
Классика. Перезагрузка: джаз-роковые интерпретации вечных шедевров Висола Илхамжанова, студентка ИНЭИ им. Б. Закирова
Многоголосное а-капельное пение в поп-музыке: оригинальность и традиции Феруза Акбарова, магистрант ИНЭИ им. Б. Закирова
Песенное творчество Алишера Расулова в музыкальной эстраде Узбекистана Дурдона Артыкбаева, преподаватель ИНЭИ им. Б. Закирова
Эстрадная песня «Рано» в исполнении Батыра Закирова: взгляд через призму музыкального анализа Согдиана Ниязова, студентка ИНЭИ им. Б. Закирова
| ![]() |
![]()
|