| Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
|
|
06.11.2025 / 10:21:48
В ТАШКЕНТЕ СТАРТОВАЛ "ОСЕННИЙ МАРАФОН" КОНЦЕРТОВ![]() 4 ноября 2025 года в органном зале Ташкентской Государственной консерватории прошёл концерт в рамках музыкального фестиваля камерной и симфонической музыки «Золотая осень». Второй вечер ташкентская публика следит за важным и интересным культурным событием Узбекистана - II Международным фестивалем камерной и симфонической музыки «Золотая осень». В этом году в фестивале принимают участие исполнители и оркестры из Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и России. Концерты и мастер-классы будут проводиться на различных площадках, смогут привлечь внимание не только профессиональных музыкантов, но и обычных любителей музыки, творческой молодежи. Проведение мероприятий подобного масштаба и уровня сложно переоценить. Принято говорить о культурном обмене, популяризации классической музыки, но не менее важным является формирование новых культурных традиций, повышение общего уровня профессионального мастерства музыкантов. Последнее время мы сталкиваемся с проблемой оттока музыкальных и педагогических кадров, ослабления интереса к серьёзной классической музыке. Подобные мероприятия, инициированные государственной филармонией и Министерством культуры Узбекистана, свидетельствуют о понимании первостепенных задач образования и культурного развития гражданского общества. Аудитория концертов неизменно расширяется, в залы приходит молодёжь, мотивированная и заинтересованная. А знакомство с национальными музыкальными традициями соседних государств, общение, передача мастерства и опыта усиливают мотивацию студентов и учащихся, открывают новые имена композиторов и исполнителей, положительно влияют на общий культурный фон столицы. Второй концерт, проведенный в органном зале консерватории 4 ноября– прямое подтверждение всему сказанному. На сцене выступал известный в стране коллектив - Камерный оркестр «Солисты Узбекистана» под руководством художественного руководителя и главного дирижёра, заслуженного артиста Узбекистана Анвара Раимджанова. Девизом и главным качеством данного оркестра можно назвать «молодость и мастерство». Программа концерта была представлена самой различной музыкой и в стилевом, и в жанровом отношении. Оркестр и дирижёр были на высоте. В музыкальном, культурном, техническом отношении, взаимодействии с дирижёром и солистами, звуковом балансе - оркестр продемонстрировал высокие профессиональные качества и заслуживал самой высокой оценки. Это, безусловно, один из лучших оркестров страны, способный хорошо исполнить абсолютно любую музыку. Музыка действительно поражала своим разнообразием. Она вполне подходила под шуточную формулировку «от позднего барокко до тяжелого рока». И.С.Бах, К.М.Вебер, М.Равель соседствовали с «Одиноким пастухом» Д.Ласта и произведениями современных композиторов Р.Непесова и И.Пинхасова.
Открывала концерт Эльмира Миркасымова – выдающаяся узбекская пианистка, доцент консерватории Узбекистана, выступление которой украшает любой концерт. На этот раз она исполнила клавирный концерт И.С.Баха №3 Ре мажор. Вероятно, что участникам концерта, играющим после неё, было нелегко. Исполнительская планка была невероятно высока. Как обычно эта опытная и талантливая пианистка продемонстрировала чувство стиля и формы, техническое совершенство. Все образные «повороты» и «переключения» от героического пафоса до проникновенной лирики и галантного изящества были продемонстрированы в полной мере. Музыка барокко звучала без преувеличений и вычурности, однако с характерной строгостью и изысканностью. За роялем присутствовал настоящий мастер. Порадовало и взаимодействие с оркестром, который «включился» в диалог, не нарушая звукового и стилевого баланса. Яркое впечатление оставило и выступление кларнетиста Асилбека Юлдашева, исполнившего сложнейший концерт К.М.Вебера (переложение квинтета) в четырёх частях. Этот солист продемонстрировал настоящий виртуозный стиль Вебера, что не всегда удается столь молодым исполнителям. И дело не только в виртуозных и сложных штрихах и пассажах. Прекрасная фразировка, музыкальность, обилие звуковых нюансов, логика выстроенных образов – это арсенал опыта и мастерства. Хочется отметить и естественность, органичность исполнения. Всё было сыгранно без каких-либо надрывов и усилий. Кажущаяся простота исполнения такого сложного произведения – безусловное свидетельство высокого исполнительского уровня. Оригинальным было выступление Батыра Досимбетова, исполнившего на народном инструменте нае знаменитую композицию Джеймса Ласта «Одинокий пастух». Звучание ная удивительно напоминало о флейте Пана, для которого написан оригинал произведения. Красивая романтическая композиция украсила концерт, погрузив слушателей в далекие ностальгические воспоминания 80-х годов. Выступление студентки I курса консерватории Каролины Бахтеевой было неожиданным. Можно похвалить солистку за смелость. «Цыганка» М.Равеля – одно из самых сложных произведений мирового скрипичного репертуара. Вероятно, что через какое-то время юной скрипачке удастся справится с техникой, звуком и интонацией, а главное – сложнейшей стилевой задачей этого произведения, которая выходит за рамки простого подражания цыганскому пению. Нужно отдать должное оркестру, который оказал неоценимую помощь солистке во втором разделе произведения, взяв на себя всю выразительность и эмоциональную составляющую часть этого непростого произведения. Отдельно хочется сказать об инструментальных миниатюрах, прозвучавших на концерте. Произведение современного туркменского композитора Р.Непесова «Художник» показалось весьма интересным. Название отчасти отражало элементы композиции. Разделы, словно мазки кисти, яркие и отчетливые, сменяли друг друга, образуя своеобразную «палитру эмоций». Здесь было всё – проникновенная песенность, драматизм, национальный колорит. В целом произведение казалось декоративным оформлением какой-то картины, либо фильма. Доступность и простота музыкального языка вероятно сделает эту музыку популярной и исполняемой. Несколько иное впечатление произвела миниатюра И.Пинхасова «Уфор». Здесь яркий национальный колорит органично сочетался с современными композиторскими приемами и техниками, чёткой музыкальной формой. Оригинально звучало фортепиано в исполнении солистки оркестра Аделины Фатхутдиновой. Энергия неистовых ритмов, тембровые нюансы, неожиданные образные повороты сделали произведение очень эмоциональным, запоминающимся. Захотелось услышать и остальные пьесы сюиты, частью которой является эта миниатюра. Итак, «осенний марафон» фестивальных концертов стартовал. Несомненно, старт можно считать удачным. Из пожеланий организаторам возможно посоветовать выстраивать выступления солистов по нарастанию исполнительского мастерства, а также не допускать в зал слушателей с грудными младенцами, что вносит некоторое замешательство и мешает. С нетерпением ждем продолжения!
О.Василевская, музыковед.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
















