Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.08.2020 / 12:40:32
Иных уж нет, иные уж далече…БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Вспоминая незабываемые встречи прошлых лет Годы берут свое, окружающий нас мир постепенно меняется. И чем больше самых различных трудных коллизий, тем больше потерь, а порой и приобретений. В дни, когда очень много времени приходиться проводить дома из-за ограничений, связанных с карантином, есть возможность читать хорошие книги, отложенные на потом, смотреть фильмы, перебирать альбомы фотографий. О чем только не вспоминается, кто только не встречался на наших журналистских путях-дорогах за эти годы. Вот представитель одной из международных компаний, который работал в Ташкенте господин Фишер прилагал немало усилий, чтобы успешно развивать сотрудничество с нашей страной и сделал для этого немало. Прошло немало лет после этого, он был из Германии, след от него остался здесь добрый. Помню, что интервью тогда было очень интересным. Он сказал, что никогда не забудет годы работы в Узбекистане и будет помнить нашу страну долгие годы.
Наверно, совсем не зря сказал поэт, что от одних остаются штаны, от других очень многое. Удивительно добрый след оставил на земле наш следующий собеседник и друг, его звали Абдуманноп Алимбаев. Кто с ним сталкивался по жизни, должен его хорошо помнить. Очень энергичный, общительный, настроенный на позитив человек все время стремился сделать что-то хорошее для для нового Узбекистана, для людей и друзей. И он безумно был влюблен в театр, наверно, поэтому после очень успешной работы в мебельном объединении в качестве руководителя, откуда его вытеснили, стал заместителем председателя Союза театральных деятелей Узбекистана (СТД), где-то в 1988-1989 годах, а руководила им народная артистка Узбекистана Бернара Кариева. Этот творческий союз находился в знаменитом доме Слонимов, совсем неподалеку от Радиокомитета по ул. Хорезмской, на одной из центральных улиц города. И там с утра и до вечера было многолюдно, кипела жизнь, каждый день шла напряженная работа по активизации театральной жизни республики. Алимбаев был специалистом высокого класса, его заметили и он стал затем директором крупного известного производственного объединения «Средазэлектроаппарат» на Рисовой. Оно очень успешно работало и там, на этом предприятии Абдуманноп Абдураимович умудрился создать свой театр, в котором его артисты играли самые известные спектакли классического репертуара. В один из дней мы встретились с Алимбаевым и его близким другом, ныне очень известным ташкентским искусствоведом, преподавателем нынешней Академии хореографии Узбекистана Тахиром Юлдашевым прямо у входа в СТД и разговорились о многом. В тот момент, по настоятельной просьбе Алимбаева, нас сфотографировали. Смотришь на это фото и думаешь, как молоды мы были… Сколько дел удавалось сделать и Абдуманнопу Алимбаеву, и Тахиру Юлдашеву, да и мне самому. Жалко только очень, что самого Абдуманнопа, такого талантливого, доброго человека, отличного организатора, уже нет с нами далеко не один год. Но светлая память о нем жива.
На следующем, довольно давно сделанном фото, тоже очень дорогие мне люди. Все они были моими коллегами по работе на телевидении и радио. Те, кто живы, достигли определенных высот в журналистке, но уже нет с нами великолепного редактора информационной программы УзТВ-«Ахборот» Абдухаким-ака Тургунова и может быть самого лучшего оператора нашей редакции Шарифа Кадырова. Какие это были люди, как они любили свою работу, какие это были товарищи! Выезжать с ними на съемки, в командировки было одно удовольствие. Тургунов – высокий, статный, всегда отлично одетый, журналист, как говорят, от бога – производил очень большое впечатление и на нас, молодых тогда тележурналистов, и на тех людей, у которых брал интервью по всему Узбекистану. В редакции он пользовался непререкаемым авторитетом. Мы многому учились у него, также как и у других наших старших товарищей в «Ахбороте».
Отдельно хотелось бы вспомнить о телеоператоре Шарифе Кадырове, ушедшем из жизни так рано. Он отлично снимал для нас нужные кадры с места события и наши беседы с людьми везде и всюду. Но на этом пространстве ему было тесно, и он добивался, чтобы ему разрешали делать литературные передачи о самых лучших, знаменитых узбекских писателях и поэтах. И делал он это просто блистательно. Тогда совсем немногие коллеги наши могли сесть к микрофону и без текста, вживую, вести ту или иную телепередачу. А Шариф, наш друг и брат, мог это делать! В перестроечный период работать было особенно сложно. Наверно, он как-то растерялся, потерял работу… Я пытался найти его, и не получилось… Тяжелая болезнь, нелегкие думы подкосили его. Но мы его помним и будем помнить всегда. Теперь совсем другая история. Дело было где-то в 1992 году. Меня пригласили на очень трогательную вечеринку, которая проходила в фойе русского театра драмы, тогда еще им. Горького. В тот вечер собрались довольно известные актеры, режиссеры, деятели культуры города. Это были проводы в Израиль актрисы театра и кино Светланы Нарбаевой. Немногим ранее она была ведущей актрисой узбекского театра драмы им. Хамзы, а потом успела сыграть отличные роли в театре «Ильхом».В одной из статей однажды прочитал: «Светлана Норбаева – самая обаятельная, талантливая актриса нашей сцены. Когда она появляется на сцене или экране, словно повсюду становится светло и ярко, будто-бы появляется луна и ее имя означает то же – Луна». Но что-то не складывалось у нее на ташкентской сцене в тот год, а что-то у ее мужа, талантливого ученого Азима Турдыева. И время было тогда довольно сложное. Вот тогда ими и было принято это трудное решение. Собравшиеся друзья и коллеги очень переживали за них, желали успеха в новой жизни. Вместе с тем царило и некоторое напряжение. И это хорошо видно на снимке, который был сделан в тот давний вечер и сохранился у меня до сих пор. На фото можно также увидеть поэта Сабита Мадалиева и главного режиссера театра в ту пору Владимира Шапиро. Очень переживала за давнюю свою подругу директор арт-галереи «Караван» Наталья Мусина, которая и организовала этот вечер.
И вот прошли годы. Светлана и Азим уже прочно обосновались на новом месте. В марте 2014 года я ездил в Израиль навестить своих детей, Женечку и Сашу, а также сестру Свету, своих родственников. Тогда же, в Холонском технологическом институте, который поддерживает самые тесные контакты с Национальным университетом Узбекистана им. Улугбека, состоялась премьера моего документального фильма «Феномен узбекской модели», а также презентация моей книги «Узбекистан – наш общий дом». Среди участников этого вечера была и Светлана Нарбаева. Помню, что когда ей было представлено слово, она сказала самые добрые слова и о родном ей Узбекистане и о наших проектах, пожелала нам дальнейшей успешной работы.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|