О чем только ни думается, ни вспоминается в эти сложные коронавирусные времена. Читаю сейчас очень хорошую книгу Федора Раззакова «Шараф Рашидов. Жизнь и судьба» и на ее страницах можно встретиться с образами очень многих видных деятелей узбекской культуры и искусства. В их числе есть и имя великой танцовщицы и певицы Тамары Ханум. Она блистала на нашей сцене, на сценах бывшего Союза и зарубежных стран многие годы, покорила сердца миллионов любителей искусств. Обо всем как это было, о чем она думала и мечтала, можно узнать в замечательном музее Тамары Ханум в Ташкенте – доме, где прошли последние годы ее жизни. Одной из вершин творческого восхождения актрисы была поездка в Париж в 1937 году, где в то время проходила Всемирная выставка. Ее искусство, необыкновенное мастерство, огромный талант во время гастролей в столице Франции оценили по достоинству и сами парижане, и многочисленные гости, приехавшие тогда со всего мира.
В книге Раззакова приведены воспоминания самой Тамары Ханум о той поездке и встречах с жителями этого города. Как вспоминала позднее она сама: «По улицам ходить было очень трудно, нас всегда окружала толпа. Я крепко держалась за руку Кари-Якубова. Увидев улицы Парижа, я поняла, что выйти в моем узбекском платье нельзя, неудобно. Я попросила его купить мне европейскую одежду. В магазине меня окружила толпа продавщиц, моментально мне подобрали туалет и детали к нему и тут же стали просить продать им мою одежду. Они так восхищались моим халатом, шитыми золотом туфлями, ханатласным платьем и особенно украшениями. Я разрешила примерить свой костюм – они встали в длинную очередь. Тогда я решительно надела свои вещи, а купленные понесла в коробке». Далее автор книги совершенно справедливо пишет: «Тамара Ханум стала настоящим полпредом (полномочным представителем Узбекистана) за его пределами. Ведь искусство доступно каждому человеку и редко у кого вызывает чувство отторжения. Поэтому Ханум с ее изумительным искусством восточного танца и пением (а танец она удачно совмещала с вокалом) была доступна и понятна практически каждому человеку в любой точке земного шара».
В глубокой справедливости этих слов у меня была возможность убедиться лично, когда я пришел в качестве корреспондента радио к Тамаре Ханум домой, чтобы поздравить с юбилеем – днем ее 75-летия и взять у нее интервью в связи с этим событием. Тогда она жила в уютной квартире в многоэтажном доме напротив «Голубых куполов». Мы говорили о ее жизненном и творческом пути, многочисленных зарубежных гастролях…Так, рассказывая о том, как проходили ее концерты в столице Индонезии – Джакарте, она вспоминала, что на представления собирались тысячи людей и многим из них раздавались красивые значки, привезенные из Ташкента. Но так как практически все зрители по местным обычаям были по пояс обнажены, восхищенные концертом, они тут же прикрепляли эти значки прямо к голому телу…
Ко дню своего юбилея Тамара Ханум ждала, что ей присвоят звание Героя социалистического труда, все остальное у нее уже было. В телеграмме, пришедшей из Москвы за подписью министра культуры Екатерины Фурцевой, было поздравление в связи с ее награждением орденом Ленина… Актриса была очень разочарована этим. И в заключение нашего разговора сказала, думая, что все зависело от Фурцевой, что только женщина может так огорчить женщину. Я искренне поздравил великую актрису с юбилеем и сказал, что впереди ее ждут и другие высокие награды.
В составе музыкального ансамбля, который ее сопровождал во время гастролей, работал и наш добрый друг – старший брат моего товарища и его среднего брата, Шурика – Ильес Маллаев. Тамара Ханум очень высоко ценила его неординарные музыкальные способности и старалась всегда брать с собой на гастроли. Илья по возвращении рассказывал нам, как великолепно проходили гастроли и как они становились праздником узбекского песенного и танцевального искусства. Разве такое забудешь…
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz