Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.07.2021 / 17:41:10
Памяти Владимира Сафарова: "С футболом и джазом по жизни…"Верится с трудом: 14 июля 2021 г. после тяжёлой болезни ушёл из жизни Владимир Ашотович Сафаров. В последний путь жители узбекской столицы 16. 07. 21 проводили Маэстро на Боткинское кладбище, где похоронены его близкие родные и друзья-пахтакоровцы. В народе говорят: «Победа не с теми, у кого сила, а у кого – правда». Два года назад под звуки джаза в живом исполнении ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» в ресторане «Бахор» родные и многочисленные поклонники порхающего по банкетному залу поджарого, улыбающегося навстречу непрерывному потоку гостей именинника, подводили итоги пройденного пути Маэстро на 80-летнем рубеже его кипучей жизни. Впереди, казалось, ещё столько не пройденных вёрст жизненного пути, насыщенных новыми дерзаниями пытливого ума, беспокойного сердца и неистощимого музыкального таланта моложавого виновника торжества, готового обнять весь распахнутый для любви мир. Владимира Ашотовича Сафарова в Узбекистане и за его пределами знают как спортивного журналиста, и популяризатора, и исполнителя джазовой музыки в Узбекистане, начиная с 50-х годов ХХ века. Он был организатором и участником первого Ташкентского фестиваля джазовой музыки в 1968 году, входил в состав созданного Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва и впоследствии с 2002 года стал его бессменным руководителем. Вместе со своими братьями — Геннадием и Вячеславом (1944-2013) Владимир Сафаров в 1954 году создал ансамбль «Братья Сафаровы и друзья», который вот уже более 60 лет занимается популяризацией лучших образцов джазовой музыки в Узбекистане и является лауреатом и дипломантом международных джаз-фестивалей в Ташкенте, Краснодаре, Фергане, Бишкеке, Шымкенте, Алматы, Душанбе, Оше. Владимир Сафаров — автор тридцати шести книг и более пяти тысяч статей на разные темы, большая часть которых посвящена истории футбола. С момента вступления федерации футбола Узбекистана в ФИФА Сафаров представлял материалы о чемпионатах Узбекистана в ежегодниках России и Эстонии. Своим главным достижением Владимир Сафаров считал документальную летопись любимой народом команды: «Пахтакор» — матч длиною в 40 лет» и её продолжение: «Пахтакор – летопись полувека». Его богатый архивный материал обогатил «Энциклопедию футбола Узбекистана», вышедшую на русском и узбекском языках в 2013 году. Род Сафаровых берёт начало из Нагорного Карабаха. Дедушку будущих джазменов судьба привела в Ташкент. На гостеприимной узбекской земле из корней старинного армянского рода взошли новые ростки Сафаровы, давшие уже третье поколение талантливых музыкантов. Владимир Сафаров родился 17 января 1939 года в Ашхабаде. После разрушительного землетрясения в 1948 году, которое унесло более 150 тысяч жизней, семья переехала в Ташкент. Первую победу над суровой прозой жизни Володя одержал в детстве, выпавшем на годы войны. Родители сумели своим примером привить детям любовь к музыке. — В доме бабушки было много виниловых пластинок, — рассказывал Владимир Ашотович. — Однажды моё внимание привлекла пластинка с необычным названием «Сан-Луи-Блюз». Я слушал эту запись, пока родные не попросили меня «сменить пластинку» в прямом и переносном смысле. Я стал искать записи оркестра Эдди Рознера, исполнившего эту тему. Так у меня родился интерес к джазу на всю жизнь. Владимир Сафаров был человеком разносторонним и многогранно талантливым. В 2018 г. он начал писать книгу воспоминаний: "Жизнь, отмеренная километрами, аккордами, голами". Свою благородную затею в личной переписке с автором этих строк он объяснил так: «Ведь многие знают меня как джазмена и "футболиста". А ведь я 40 лет строил железные дороги, был на крупных стройках, за рубежом — в Гвинее (1971-1973), на строительстве железной дороги Хомс - Пальмира, Дамаск - Багдад (1976 - 1980), встречался со многими интересными людьми. Поднял свой архив, нашёл стихи, написанные более 50 лет назад для стенгазеты. Фрагмент будущей книги посылаю Вам как знатоку по стихам. Так интересно, я — тогда молодой двадцатисемилетний парень писал о "деде", — а вот уже сам дед. Они, конечно, не совершенны, но написаны от души: Первым строителям железных дорог Мне видится в твоём обличьеУсталый и довольный дед,Он в гордом подтверждении величьяЗадумался. Кряжист и сед. В системе вечной мирозданьяЛежит он твёрдо, твой кирпич.Как из далекого преданья,Мне слышится призывный клич. Через болота и пустыни,Где человек – «персона ведь нон грата»,На трассировку новых линийШли Журавлев, Кашурников, Стофато. Была там «мёртвая земля»,Был слышен визг бандитской пули.Вот в эти дикие краяПриехал генерал Сентюрин. Возили грунт в тележках конных,В палатках жили и без оных.Но строить вы смогли начать,Вам мужества не занимать. Первопроходцы — мехколонны.Пустая степь, глухой пустырь.Мороз под сорок, у вагонаЗабитый лишь пикета штырь. Вам всем сейчас за шестьдесят.Ну, что же делать? — «Се ля ви»,Иные уж в тиши лежатПод грустным холмиком земли. Впитав традиции и стилиРабочих ваших крепких рук,Голов мы светлых не забыли,Порочный не сомкнулся круг. Идем мы вслед за вами смело«А-ля» сентюринским конём.Не оскудело ваше дело —Идём проторенным путём. Акмолинск-Целиноград, 1966.P.S. Изыскатели железной дороги Абакан –Тайшет: Кашурников, Журавлёв и Стофато — погибли на трассе дороги. Более полувека «с джазом по жизни» помогало Владимиру Сафарову преодолевать плохое самочувствие (приступы гипертонии), перенесённую операцию по удалению камня из почки, невосполнимую утрату в 2013 году брата-ударника Вячеслава Сафарова и другие тяготы жизни: «Ничто человеческое ему не было чуждо». Он всегда оставался, как в романтической молодости, на передовой и готов был отстаивать свою преданность джазу не на словах в горячем вековом споре с обывателями, а своей неутомимой, социально значимой общественной деятельностью — бескорыстным и безмерным служением его величеству — Джазу. Многолетний интерес к джазу новых молодых поколений, во многом, вызван столичным джаз-клубом имени Сергея Гилёва с неизменным участием братьев Сафаровых и их друзей. Лёгкая импровизационная музыка разлита в воздухе узбекской столицы: никакими временными запретами бюрократов джаз в нашем городе никогда не искоренить… Однако со второй половины 2017 г. по настоящее время любители джаза узбекской столицы по непонятным причинам лишились возможности посещать заседания Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва. Затяжной перерыв отражается на подавленном настроении остро переживающих эту чрезвычайную ситуацию любителей лёгкой импровизационной музыки. Они лишились не только удовольствия слушать джаз, причём совершенно бесплатно, но и общаться с друзьями по интересам третье воскресенье каждого месяца в ТДФ. Общественность считает, что нет никакого оправдания местным властям за тотальную конфронтацию естественному прогрессу этого общепризнанного направления в мировой музыке и насильственно прерванной многолетней культурной музыкальной традиции, заложенной ещё в 50-х годах прошлого века в Ташкенте. В 2018 году Владимир Ашотович по просьбе поклонников «горячей» музыки хотел провести джаз-фестиваль в честь 50-летия создания Ташкентского джаз-клуба, но руководство Академии художеств Узбекистана (им принадлежит Ташкентский Дом фотографии, в котором проходили все заседания клуба), к великому сожалению, не поддержало этой инициативы. Вот что по этому поводу высказался всеми уважаемый Маэстро в канун своего 80-летнего юбилея: — Джаз – детище ХХ века. Принято считать, что он родился в начале века в Новом Орлеане (США). Тогда это было небольшое направление, а теперь — целая культура с многолетними устоявшимися традициями, которая служит ярким примером того, что искусство не имеет границ и рамок. Это музыка мира, добра и единства людей. Более полувека существует столичный джаз-клуб имени Сергея Гилёва. Он создан во время первого в стране знаменитого джазового фестиваля, который проходил в 1968 году. Именно тогда члены ансамбля "Братья Сафаровы и друзья", существующего с 1954 года, вместе с другими музыкантами решили создать клуб. Помимо того, что это знаменательное событие было первым официальным, к числу его особенностей можно отнести дебютное исполнение узбекского этноджаза — сочетание классики жанра с национальными мотивами. На тот момент клуб был одним из четырёх творческих объединений, существовавших в стране. Первым его председателем был известный музыкант, композитор, художник и литератор Сергей Гилёв. Он же является автором книги "Беседы о джазе", в которой есть уникальная глава об истории этого музыкального направления в Узбекистане. В книге собраны редчайшие сведения об оркестрах, ансамблях, музыкантах, Ташкентском и Ферганском фестивалях джаза, деятельности клуба. Более 15 лет музыканты клуба давали бесплатные концерты для любителей джаза каждое третье воскресенье месяца в Ташкентском Доме фотографии. Только за период 2002-2012 гг. их состоялось более 100 (!), до этого времени их прошло ещё больше. В программах участвовали джазмены более 30 ансамблей столицы, а также множество коллективов из Шымкента, Бишкека, Бухары, Самарканда. К сожалению, сейчас традиция искусственно оборвалась по воле дирекции ТДФ. Очень важно, что мы не просто играем, а рассказываем о джазе, стилях, направлениях, истории, популяризируем культуру джаза. Я и мои братья — непрофессионалы, любители. Однако нашу жизнь мы посвятили джазу. Владимиром Сафаровым изданы две книги: "Весь этот джаз" и "С джазом по жизни", ставшие раритетами в музыкальном мире. Первая — в качестве учебной литературы используется в Государственной консерватории Узбекистана. Обязательная программа выступлений, которая действует вот уже около 20 лет — "Children/'s jazz way" ("Детская дорога к джазу"), формирует начало пути детей в большой мир джазовой музыки. Вторая автобиографическая книга «С джазом по жизни», изданная в 2013 году при содействии Швейцарского бюро по сотрудничеству в Узбекистане, — это настоящая музыкальная энциклопедия, рассказывающая об истории развития джаза в Узбекистане и не отделимой от неё истории ансамбля братьев Сафаровых и их друзей. До последнего времени Ташкентский джазовый клуб имени Сергея Гилёва был открытой площадкой для всех поклонников и исполнителей этого направления. Среди коллективов — участники самых разных возрастов, пола, национальностей и взглядов на жизнь. Все они энтузиасты, которые делают одно дело ради обшей цели — любви к искусству. За более чем полувековое существование музыканты дали множество концертов в самых различных залах как в стране, так и за её пределами, участвовали в джазовых фестивалях в Бишкеке, Алматы, Шымкенте, Душанбе и других городах. В его традиционных мероприятиях принимали участие именитые гости: Севара Назархан, Сабина Мустаева и многие другие артисты эстрадного жанра. Владимир Сафаров гордился тем, что в 2011 году ЮНЕСКО провозгласило 30 апреля Международным днём джаза. Именно в апреле проводится большое количество фестивалей, концертов, джем-сейшенов по всему миру. Узбекистан не исключение. В последние годы в нашей стране побывали коллективы из Германии, Японии, из США: ансамбли Брайана Хортона, Ари Роланда. Кроме Ташкента, зарубежные музыканты проводили концерты и мастер-классы в Самарканде, Ургенче, Бухаре и Джизаке. Гастролирующие в Ташкенте зарубежные джазмены считали своим долгом посетить Ташкентский джаз-клуб им. Сергея Гилёва, где проводились творческие встречи. Так, гостями джаз-клуба были тромбонист из Германии Конрад Бауэр и гитарист Хельмут Закс, а также саксофонист Хайнц Зауэр и пианист Михаэль Вольны. Ташкентский джаз-клуб с большим интересом и удовлетворением посетили квартеты Адама Клипла из США и Имада Масару из Японии. Занимаясь пропагандой джазовой музыки в Узбекистане, Сафаровы вовлекали в круг её друзей всё новых поклонников любимого направления. - Джаз формирует не только эстетические взгляды, но и жизненные принципы, — говорил Владимир Сафаров. — Не случайно им заболевают раз и навсегда. Для джаза нужна особая атмосфера непринуждённости, экспромта, единодушия и партнёрства, которые не делят зал на исполнителей и слушателей. Джаз истинный, исполняемый с душой, становится основой для объединения людей, склонных воспринимать музыку как элемент, рождающий братские, дружеские, чисто человеческие чувства». Искусствовед Юрий Александров дал высокую оценку общественной деятельности Ташкентского джаз-клуба, назвав этот клуб одной из копилок, хранительницей ташкентской культуры: — Там есть не просто всеобщий джазовый дух. Он там, конечно, есть, — и импровизация вместе с сотворчеством — тоже. Но там есть ещё что-то такое, что характеризовало и продолжает характеризовать то, о чём говорят: «ташкентцы». То, что ташкентцев объединяет на чужбине и то, что их отличает здесь, в самом Ташкенте. Так что этот джаз-клуб — ташкентский! А что это? — ведь одним словом не скажешь. С одной стороны — Междуречье, где между реками возникают цивилизации, культуры. А с другой стороны, Междуречье — то, что возникает между разной речью, между языками. И с третьей стороны, что-то такое, что растёт в любых условиях: холодно, жарко, тесно, богато, война, мир… Вот как эту живительную ташкентскую молекулу, волю к сообществу назвать — не знаю. Но получается так, что ташкентский джаз как будто и моделирует саму ташкентскую культуру [1]. Весной 2018 года (шестого мая) исполнилось 50 лет со дня проведения Первого международного фестиваля джазовой музыки в концертном зале им. Я.М. Свердлова в Ташкенте, о котором музыковед Леонид Юсупов писал: «Значение фестиваля трудно переоценить. Он стал важным смотром джазовой музыки в Узбекистане, представив состояние джаза в этом регионе страны»[2]. В итоге I полувековой юбилей Ташкентского международного фестиваля джаза и Ташкентского джаз-клуба им. С. Гилёва прошёл незамеченным из-за бюрократических запретов и закоренелой оппозиции нынешней дирекции ТДФ к джаз-клубу. Одного выдающегося американского музыканта спросили: «Куда идёт джаз?» Он ответил: «Если бы я это знал, то был бы уже там!» Мне запомнилось на всю жизнь, как на торжественном юбилейном вечере в честь Маэстро в столичном ресторане «Бахор» собрались близкие родные, спортивные журналисты и, конечно, ветераны и любители джаза. В конце вечера В.А. Сафаров, растроганный вниманием близких родных, своих коллег и поклонников, с молодецкой удалью искренне заверил всех собравшихся от имени ансамбля «Братья Сафаровы и друзья»: «Джаз, мы не расстанемся с тобой!» Мне осталось вспомнить ещё одну неназванную творческую ипостась Владимира Сафарова. Владимир Ашотович четверть века состоял членом правления городского Армянского национального культурного центра Узбекистана и активно участвовал в жизни армянской общины. Ни один праздник не обходился без участия легендарного ансамбля «Братья Сафаровы и друзья», вносившего в жизнь армянской даспоры особую атмосферу вечной молодости, эйфории, согласия и доброты. На моём творческом юбилейном вечере 11. 07. 21 в музее Сергея Есенина Герат Исанбаев (саксофон) и Алина Алибекова (фортепиано) из ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» играли джазовые стандарты. В честь Маэстро, не сумевшего прийти на моё торжество из-за болезни, я прочитала авторское приношение «Джаз сквозь время» президенту Ташкентского джаз-клуба имени Сергея Гилёва и руководителю легендарного джаз-ансамбля "Братья Сафаровы и друзья" Владимиру Сафарову. В эти прискорбные дни я адресую его всем любителям джаза: Сквозь время больше полувека играет джаз «Арцах».О, эта музыка весны, стихии ветра и дождя.О, эта музыка рокочущей любви — в тиши,Когда аккорды расплескались на дне души.Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз! Тогда услышишь и познаешь смысл любви,Как отсвет запоздалый загадочной судьбы.Мелодия проникнет пылающим восходомИ светом дух ваш ободрит в любую непогоду.Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз! Романтики и бунтари, подвижники и бессребреники!Искусство джаза пронесли сквозь политические тернии.Менялось всё вокруг — названья века, улиц и страны.А вы поныне «горячей музыке» верны — Любите джаз! Играйте джаз! Танцуйте джаз! Сквозь время больше полувека играет джаз «Арцах»…
Дорогие близкие родные и друзья Владимира Ашотовича Сафарова и все наши соотечественники! Примите наши соболезнования: какая невосполнимая потеря для нас всех... Светлая память уникальному человеку - изобретателю, Почётному транспортному строителю, «Лучшему журналисту года» (2000), лауреату международных джазовых фестивалей и просто хорошему порядочному Человеку... Скорбим со всеми…
Гуарик Багдасарова
[1] Сафаров Вл. С джазом по жизни. — Ташкент: Merius, 2013. С.85 [2] Там же. С. 30
|
|