Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.07.2018 / 17:23:46
Вышла из печати книга Джахангира Темирходжаева: "Музейное образование: памятники материальной и духовной культуры Великого шелкового пути в музеях Узбекистана"По мнению многих крупных ученых и специалистов, культурное наследие Узбекистана одна из самых ярких страниц мировой цивилизации. Оно привлекает все большее внимание не только у нас в стране, но и за рубежом. И что особенно примечательно, сосредоточено в крупнейших музейных комплексах не только у нас в стране, но и в самых авторитетных, самых уважаемых музеях мира. Еще одно свидетельство этому прошедшие сравнительно недавно в Ташкенте, Самарканде, Лондоне, Санкт-Петербурге международные научные форумы, главной темой которых было культурное наследие Узбекистана в музеях мира. Одним из важных достоинств нового издания является то, что все его разделы посвящены анализу музейных шедевров в ведущих центрах на Великом шелковом пути, в которых нашли отражение такие впечатляющие темы, как «От Мараканды Александра Македонского до Самарканда Амира Темура», «Благословенная Бухара», «Хива – город-музей под открытым небом» и «Шедевры материальной культуры в музеях Ташкента». Думается, что внимание читателей привлекут и другие главы, такие как «Роль духовного и культурного наследия узбекского народа в развитии общечеловеческой цивилизации», «Узбекистан – золотой отрезок Великого шелкового пути», «Музейное образование и инновационные тенденции в музееведении». Как считает один из рецензентов, доктор искусствоведения Камола Акилова, автором выбран достаточно масштабный тематический аспект, вбирающий в себя памятники материальной и духовной культуры Узбекистана в контексте музейного образования. Сейчас, когда наши музеи переживают период необходимости пересмотра привычных форматов своей деятельности, такая работа становится очень важной. При этом рецензент уточняет: «речь идет конкретно о модернизации как самих музейных сооружений и привычного музейно- выставочного пространства, так и внедрения инноваций в фондово-коллекционную работу, в выставочно-экспозиционную, научно-исследовательскую, просветительско-популяризаторскую виды деятельности, не говоря уже о музейном менеджменте и маркетинге». Вместе с тем, отмечается, что весь представленный материал, имея научный характер, выстроен в историко-хронологической последовательности с акцентом на экспонаты, которые хранятся в различных музейных коллекциях Узбекистана и зарубежных стран. Таким образом, Д.П. Темирходжаев весьма своеобразно соединяет историю искусств Узбекистана и музейные коллекции. И что особенно важно, данный труд имеет большое практическое значение для музейных работников, экскурсоводов, гидов туристических групп, вместе с тем автор собирает воедино и систематизирует большой историографический материал по истории искусств Узбекистана. Интервью автора книги, кандидата исторических наук, доктора философии Джахангира ТЕМИРХОДЖАЕВА: – Тема музейного образования меня интересует давно. Тем более что это связано напрямую с памятниками материальной и духовной культуры Великого шелкового пути в музеях Узбекистана. Потому наша книга именно об этом. Судите сами. В музеях Узбекистана хранится около двух миллионов памятников материальной культуры, представляющих историко-художественные и духовные ценности, созданные узбекским народом на протяжении нескольких тысячелетий. И чтобы понять и осмыслить все это, сегодня необходимо, чтобы наши музеи приобретали духовно-просветительские и образовательные функции. Тогда они могут в полной мере доносить до любителей искусств, нашего населения всю красоту и величие наших духовных ценностей. Тем более, что, по мнению Президента Шавката Мирзиеева, «сохранение и изучение, передача из поколения в поколение исторического наследия является одним из главных приоритетов нашего государства». Памятники материальной культуры, созданные узбекским народом, архитектурные сооружения и произведения искусства, литература, научные достижения и философские учения неразрывно связаны с историей нашего края. Мы не ставили перед собой задачу детально проанализировать роль и значение всех экспонатов по истории искусства Узбекистана во всех наших музеях. В данной работе вопросы осуществления образовательных функций наших музеев ограничены несколькими крупнейшими музейными комплексами Самарканда, Бухары и Хивы, а также экспозициями некоторых музеев Ташкента. Мы считаем, что в условиях бурной научно-технической революции, эффективного развития информационных технологий музеи должны как можно скорее повернуться лицом к посетителям. В книге мы говорим, что речь идет о простейших формах музейного маркетинга, не требующих серьезных дополнительных инвестиций и достижимых лишь в результате слаженной работы всего коллектива любого музея. Само собой разумеется, что у посетителей музеев должна быть возможность получить ответ на любой интересующий их вопрос, касающийся тех или иных экспонатов или каких-то коллекций. Для этого сотрудники музеев не могут быть просто смотрителями, а должны обладать необходимым объемом знаний по теме музея, где они работают. Уже в билетной кассе посетителю нужно предложить за небольшую плату буклет или листовку с планом музея и обозначением его залов. А в Самарканде, Бухаре и Хиве всегда должны быть планы расположенных там комплексов музеев-заповедников. Разумеется, все экспонаты должны иметь соответствующий этикетаж, желательно на нескольких языках, и шрифт не должен быть мелким. Мы говорим также о том, что нужны оригинальные витрины и стенды с современным дизайном. Важнейшей миссией современных музеев должна стать организация досуга молодежи и привлечение молодежного контингента зрителей. По мнению специалистов, тема книги, выпущенной в Издательстве журнала «SAN´AT», весьма актуальна, она носит многоплановый характер по охвату исследовательского поиска и фактологического материала, тем более что эта тема является достаточно новой и мало разработанной. И хотя книга рассчитана на довольно широкий круг читателей, она в то же время может быть использована при чтении курсов лекций в художественных специальных учебных заведениях. Еще одним важным достоинством этого издания является то, что в ней можно узнать очень много интереснейших подробностей, связанных с историей и значением бесценных памятников старины Узбекистана, а также то, что в самом конце книги можно увидеть немало уникальных фотографий, которые их иллюстрируют. Все, что написано Джахангиром Темирходжаевым основано на его довольно большом опыте ученого-историка и его работы прежде в качестве заместителя директора Государственного музея искусств Узбекистана, а также директора Галереи изобразительного искусства Узбекистана в настоящее время. Можно с уверенностью сказать, что книга рассчитана не только на специалистов музейного дела, но и широкий круг читателей, глубоко интересующихся вопросами истории Узбекистана и музейного дела.
Б.БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|