Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
05.08.2020 / 19:23:12
Выпущенная недавно издательством "Узбекистан" книга "Шараф Рашидов: жизнь и судьба" с большим интересом встречена читателямиЭто издание получило высокую оценку историков и специалистов, всех тех, кто его знал и работал c Шарафом Рашидовым (1917-1983) бок о бок многие годы. Ее автор видный российский писатель, публицист и историк Федор Раззаков совсем неспроста называет Узбекистан своей второй родиной. Его отец родился в Шафирканском районе Бухарской области и встреча с Узбекистаном для него всегда большой праздник. У нас в стране делается многое для того, чтобы восстановить доброе и честное имя , воздать должное памяти великого сына узбекского народа, выдающегося государственного деятеля Шарафа Рашидова (1917-1983). О том, как много им было сделано в качестве руководителя Узбекистана , его нелегком жизненном пути пишутся книги, снимаются фильмы. Большое испытание ему пришлось пережить после того, как кремлевские глобалисты того времени затеяли в Москве во многом надуманное «хлопковое дело». Его память достойно увековечена как в Ташкенте, Самарканде, где он проработал многие годы жизни , а также в Джизаке, где начинался его большой жизненный путь. Книга открывается вступительной статьей академика Академии наук Узбекистана Акмаля Саидова в которой в концентрированном виде представлена ценнейшая информация по этим вопросам. По нашей просьбе один из инициаторов этого проекта, известный журналист Рахимжан Султанов прислал нам в электронной версии эту статью , а также предисловие Федора Раззакова . Предлагаем их вниманию посетителей нашего сайта АКМАЛ САИДОВ. ЖИЗНЬ И СУДЬБА ШАРАФА РАШИДОВА История - справедливый судья: ставит любого государственного деятеля на свое место в соответствии с его заслугами (и не только) как перед Родиной, так и мировым сообществом. Чьи-то имена вечно сохраняются в памяти людей и их сердцах, а чьи-то предаются забвению. При оценке исторической личности следует учитывать реальную действительность того времени, когда жил и творил этот человек. Принцип историзма требует этого, ибо, как отметил известный писатель и общественный деятель Бернар Дадье, «искавший человека» Диоген был мудрее других искателей истины: только найдя человека, можно добиться истины. В этом контексте Шараф Рашидов - масштабная историческая личность, о чем повествует исследование российского историка и писателя Федора Раззакова «Шараф Рашидов: жизнь и судьба», вышедшее в Издательско-полиграфическом творческом доме «O’ZBEKISTON». Глава за главой, страница за страницей, строка за строкой книга повествует о крупном государственном деятеле (1917-1983 годы) ХХ века. Ш. Рашидов - известный писатель, своей социально-политической и художественно-творческой деятельностью внесший большой вклад в развитие нацио¬нальной литературы и искусства. Он, несомненно, великий деятель, занявший достойное место в новой истории Узбекистана и бывшего Союза. В постановлении Президента Узбеки¬стана Шавката Мирзиёева «О праздновании 100-летия со дня рождения выдающегося государственного деятеля и писателя Шарафа Рашидова» дается высокая и достойная оценка этого великого человека как «выдающегося государственного деятеля, известного писателя Шарафа Рашидова, возглавлявшего нашу республику в чрезвычайно сложные и тяжелые годы, самоотверженно трудившегося во имя ее развития, своей общественной и творческой деятельностью внесшего большой вклад в развитие национальной литературы и культуры…» Это был преданный всей душой народу человек, который, несмотря на разного рода преграды авторитарного строя, свои силы и знания, потенциал и опыт вложил в развитие республики. В тревожное время всегда стремился к повышению авторитета Узбекистана, укреплению его позиций на международной арене. Народ Узбекистана чтит историческое прошлое республики, отдает ему должное. И Родина помнит своих сынов, беззаветно служивших ей. Несмотря на неблаговидные действия тогдашнего «Центра» и деятельность его нечистоплотных посланников, пытавшихся очернить имя Шарафа Рашидова, узбекский народ не предал забвению память о верном сыне. В восстановлении его честного имени большая заслуга принадлежит архитектору нашей независимости Исламу Каримову. Особенно стоит отметить, что в ноябре 1992 года в стране широко праздновалось 75-летие со дня рождения Шарафа Рашидова. Автору этих строк лично известно, что еще в самом начале 1990-х было начато благородное дело - восстановление честного имени Шарафа Рашидова. Я был тому непосредственным свидетелем. Первый Президент, еще в 1990 году указывая на необходимость сдержанности, объективности и ответственности на крутых поворотах истории, призывал так же относиться и к оценке деятельности Шарафа Рашидова. И 30 июня того же года на второй сессии Верховного Совета двенадцатого созыва была создана парламентская комиссия по оценке деятельности Шарафа Рашидова. На третьей сессии принято постановление Верховного Совета по данному вопросу. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев, будучи в то время народным депутатом, осуществляющим свою деятельность в парламенте в качестве председателя Мандатной комиссии Верховного Совета, непосредственно участвовал в историческом процессе. В этом смысле его деятельность является органичным и логичным продолжением тех благородных дел: во-первых, переименование в ноябре 2016 года Джизакского района на Шараф-Рашидовский; во-вторых, принятие постановления Президента о праздновании 100-летия со дня рождения Шарафа Рашидова; в-третьих, создание в Шараф-¬Рашидовском районе Джизакской области мемориального комплекса Шарафа Рашидова и установление бюста; в-четвертых, организация в городе Джизаке мемориального дома-¬музея Шарафа Рашидова и установление памятника; в-пятых, издание избранных произведений писателя. Сегодня в нашей стране постоянно публикуются книги, статьи и воспоминания, связанные с жизнью и деятельностью великого соотечественника. Размышляя об этом, необходимо обратить внимание на подходы к освещению жизненного пути выдающихся исторических личностей. В связи с этим следует признать, что у нас до сих пор не разработаны ни национальная история, ни научная теория, ни методология исследования такого жанра литературы, как мемуаристика. В этом смысле весьма динамично развивается направление по созданию политического портрета Шарафа Рашидова, опубликован ряд книг. В частности, «Шараф Рашидов: портрет человека в эпохе и эпохи - в человеке» Гульнары Рашидовой (дочь Ш. Рашидова) и Данияра Камилова (его внук). Необходимо отметить, что при подготовке книги были продолжены исторические традиции написания подобного рода работ на Востоке. Ибо здесь издревле имеется опыт сочинения мемуаров детьми и внуками о своих уважаемых предках. Яркое тому подтверждение - произведение «Хумоюннома» дочери Захириддина Мухаммада Бабура Гулбаданбегим, которое во всем мире высоко ценится тем, что в нем автор приводит уникальные исторические сведения о своем отце, старшем брате и других представителях великой династии, не известные ни одному историку, а также отличается богатством духовных чувств, которые не сумели передать другие авторы. С этой точки зрения Г. Рашидова и Д. Камилов своей книгой о жизни и деятельности Шарафа Рашидова продолжили эту добрую национальную традицию. Следует отметить, что такая перекличка поколений среди авторов еще более повышает значение этой фундаментальной книги. Когда речь идет о содержании книги «Шараф Рашидов: портрет человека в эпохе и эпохи - в человеке», необходимо отметить, что это произведение не просто биография или некий панегирик выдающемуся человеку. Книга далека от заезженных и скучных подробностей, обычно возникающих в нашем представлении при произнесении слова «биография». Через описание разных эпизодов показаны важнейшие этапы становления героя мемуаров как человека, общественного и государственного деятеля, писателя. Мы узнаем, что: во-первых, социально-историческая атмосфера, царившая в то время, послужила не только фактором формирования и поэтапного совершенствования его как личности, но и сыграла огромную роль в достижении профессионального роста; во-вторых, в книге облик Ш. Рашидова нарисован не только с учетом той исторической обстановки, которая существовала, но и проанализированы вопросы влияния данной эпохи на формирование его личности, а также влияния самого Шарафа Рашидова на тот период. Если учесть, что сегодня не существует монографического исследования о его жизни и деятельности, то не ошибемся, сказав: данная книга как научно-историческое исследование послужила заполнению существующего вакуума. Еще одна книга, написанная в этом направлении, - документальное эссе «Унутилмас сиймолар: хужжатли эссе» («Незабываемые личности») Вали Каххара. В ней речь идет о встречах государственного и общественного деятеля, писателя с населением Бухарской области. Живые воспоминания показывают, с одной стороны, Шарафа Рашидова как образец природной скромности, честности, порядочности, рисуют его руководителем, обладавшим прекрасными человеческими достоинствами, а с другой - напоминают современной молодежи о том, что самоотверженные люди всегда были и будут в большом почете. Самое важное в этом благородном деле - практическое подтверждение мудрого изречения: у народа, честно смотрящего в свое прошлое, - великое будущее. К подобным произведениям также можно причислить и такие книги, как «Шароф Рашидов: сиёсий портрет» («Шараф Рашидов: политический порт¬рет») С. Ризаева, второе издание которой вышло в 2017 году, «Шароф Рашидов. Хакикат ва ривоят» («Шараф Рашидов. Истина и миф») Ирисмата Абдухаликова, «Эрк истар кунгил» («Сердце, желающее свободы») Шухрата Эргашева, сборники «Халкимизнинг оташ калб фарзанди» («Пламенный сын нашего народа»), «Ёди хамиша ёдда» («Память о нем всегда в нашем сердце»). В то же время наша цель - не проведение анализа и комментария к этим книгам, а обращение внимания на то, что в последнее время этот жанр у нас последовательно развивается. В связи с этим хотел бы остановиться на произведении известного российского писателя и историка Федора Раззакова «Шароф Рашидов: хаёт ва мамот» («Шараф Рашидов: жизнь и судьба»). Это существенно дополненное и переработанное издание книги, вышедшее в 2009 году в Москве под названием «Коррупция в Политбюро. Дело «красного узбека». Если мы подойдем к этой книге с точки зрения политического портрета Шарафа Рашидова, уместно признать, что Ф. Раззаков описывает его облик на основе принципов справедливости и правды, объективности и историчности, беспощадно и убедительно разоблачая политические интриги так называемого «узбекского дела». Говоря словами автора: «Лица, ставившие своей целью уничтожение Советского Союза, основной удар направили на Шарафа Рашидова и узбекский народ. О том, как это случилось, рассказывается в этой книге». Особенность произведения в том, что в нем клевета «Центра» по отношению к Узбекистану в связи с «узбекским делом» впервые зарубежным писателем проанализирована бескомпромиссно, открыто и объективно, оценена совершенно с другой позиции. Отрадно, что автор книги неоднократно обращается к значимым материалам газеты «Правда Востока», опубликованным в те годы. Ф. Раззаков сравнивает Шарафа Рашидова с правителем и писателем Мирзо Улугбеком. А я бы сравнил героя книги еще и с другим выдающимся государственным деятелем - султаном Хусейном Байкара, время царствования которого было золотым веком узбекской литературы. Хусейн Байкара (близкий друг Алишера Навои) в своем произведении «Рисолаи Хусайний» («Трактат Хусайни») пишет: «Я счастлив потому, что живу в эпоху Джами и Навои… Я горжусь тем, что только в одном Герате есть тысяча поэтов». Заслуживает также внимания выпущенная в 2019 году книга «Спасти Рашидова», являющаяся по сути первым художественным произведением о жизни этой незаурядной личности. Шараф Рашидов, как Хусейн Байкара, наряду с развитием всех отраслей экономики внес огромный вклад в развитие науки, культуры и искусства страны. Он всегда заботливо относился к таким творческим личностям, как Эркин Вахидов, Абдулла Арипов, впоследствии народным поэтам и героям Узбекистана, оказывал им духовную и материальную поддержку. Он гордился, что живет с ними в одно время. В шестидесятые годы ХХ века Эркин Вахидов опубликовал поэму «Узбегим». Это произведение пронизано мятежным духом против идеологии авторитарного строя. Поэтому со стороны Комитета государственной безопасности (КГБ) Союза ССР началось преследование поэта. Несмотря на тяжелую обстановку того периода, Шараф Рашидов как руководитель республики и настоящий патриот, встав на защиту Эркина Вахидова, спас его от всеобщей травли. Федор Раззаков по приглашению правительства Республики Узбекистан в ноябре 2017 года принял участие в торжествах по случаю 100-летнего юбилея Шарафа Рашидова, выступил на конференции, организованной Академией наук, и на встрече с коллегами в Союзе писателей. Он посетил могилу Шарафа Рашидова в мемориальном комплексе Чигатай в Ташкенте. Принял участие в открытии памятника в Джизаке. Шараф Рашидов всегда выделялся энергией и профессионализмом. Обладал чрезвычайно высоким человеческим потенциалом и прекрасной памятью. Как отмечал известный юрист и политик Л. Левитин, Шараф Рашидов по личным качествам был ярким политическим деятелем своего времени. Еще одна черта Ш. Рашидова, должная стать достойным примером для молодого поколения, - увлечение литературой. Он любил читать, интересовался русской и европейской прозой и поэзией, историей, особенно историей Узбекистана. У него была богатая библиотека, потому что глубоко сознавал: книги имеют важное значение в воспитании человека, формировании его мировоззрения. Шараф Рашидович был хорошим семьянином. У него и его супруги Хурсандой-апы было пятеро детей. Со временем их семья пополнилась внуками, правнуками и праправнуками. Хурсандой-апа, столетие которой в этом году было скромно отмечено в кругу семьи, в течение сорока лет находилась рядом с мужем, была ему верной супругой, преданным другом, близким помощником, заботливой хозяйкой, отличной матерью. Важно, что мы, узбекистанцы, почитая память великих сынов узбекского народа, людей, подобных Шарафу Рашидову, вкладываем в умы молодого поколения такие важные понятия, как память и патриотизм, человечность и беззаветное служение Родине.
ФЕДОР РАЗЗАКОВ. ТРЕТЬЕ РОЖДЕНИЕ КНИГИ ОБ УЗБЕКИСТАНЕ За более чем четверть века моей литературной деятельности из-под моего пера вышло свыше ста двадцати пяти книг. И у каждой есть своя история рождения. У книги, которую читатель держит в своих руках, эта история особенная – в каком-то роде необыкновенная. Дело в том, что рождалась она при особенных обстоятельствах, которые направлялись, как я понимаю теперь, откуда-то свыше. Такое бывает только тогда, когда некие высшие силы заинтересованы в появлении подобных произведений и создают для автора идеальные условия для работы. Вот и со мной при работе над этой книгой произошло именно это. Однако расскажу все по порядку. В бытность мою гражданином Советского Союза (а прожил я в этом статусе почти 30 лет) мой отец – Ибат Раззаков – уроженец Бухарской области, практически ежегодно вывозил всю нашу семью (она насчитывала пять человек) к себе на родину – в кишлак Денау (ныне – Новбахор) Шафирканского района Бухарской области. Например, лично я впервые попал на родину своих предков в пятимесячном возрасте летом 1962 года. А в последний раз мне посчастливилось посетить Узбекистан в составе СССР в июле 1979 года. После чего моя связь со второй родиной на какое-то время прервалась по естественным причинам. Сначала я на два года отправился служить в армию, потом женился, родилась дочка, а затем началась бурная горбачевская перестройка, которая захватила в свой водоворот не одного меня – всю нашу огромную страну. В итоге связь со второй родиной я поддерживал через отца или посредством телефонной и почтовой связи. Затем начались 90-е годы, которые не зря называют «лихими» – там вообще началась не жизнь, а борьба за выживание. Пришлось по-настоящему задуматься о хлебе насущном для себя и своей молодой семьи. В поисках этого «хлеба» я и взялся за перо – стал заниматься литературным творчеством, попутно работая в разных местах, начиная от охранника и заканчивая журналистом в одном частном издании. В ноябре 2001 года в наш дом пришло большое горе – ушел из жизни мой отец. Я остался за старшего в семье и именно ко мне перешли все узбекские связи моего покойного родителя. И теперь дело было за малым – продолжить эту связь не только в телефонном или почтовом виде, а в личных контактах. И я стал готовиться к визиту в Узбекистан после долгого отсутствия. Эта поездка стала возможной в начале мая 2007 года. То есть, на своей второй родине я не был целых 28 (!) лет. Достаточный срок для того, чтобы любому человеку от чего-то отвыкнуть. Но случилось настоя¬щее чудо! Я приехал в Узбекистан, будто не было этих долгих лет отсутствия – так, как будто я был здесь в последний раз только вчера. Я даже узбекский язык не успел забыть, хотя языковой практики у меня давно не было (разговаривал я только с отцом, а после его ухода почти шесть лет вообще не говорил по-узбекски). Несмотря на то, что я ехал наобум (никого не предупреждая), у меня была счастливая дорога – что называется, ок йул. Это мне отец свыше помогал. Причем буквально с первых же минут моего пребывания на узбекской земле. Уже в аэропорту ко мне подошел таксист-узбек, назвавший эквивалент своего русского имени – Анатолий, который услышав мою историю (что я приехал на свою вторую родину почти после 30-летнего отсутствия), тут же предложил свою помощь. Он отлично говорил по-русски (научился во время службы в Советской Армии), поэтому взаимопонимание у нас было полное. Выслушав от меня приблизительное месторасположение отцовского кишлака (Шафирканский район, кишлак Денау, бывший колхоз имени Ю. Ахунбабаева), таксист усадил меня в машину, и мы тронулись в путь. И за всю дорогу сбились лишь однажды – я перепутал поворот. Но в итоге мы благополучно достигли родного для меня места, приведя всю мою большую родню в неописуемый восторг. Короче, та поездка стала поистине ЭПОХАЛЬНОЙ, причем во всех смыслах. Во-первых, я снова воочию встретился со всей своей многочисленной узбекской родней (а со многими из молодого поколения я вообще увиделся впервые, ведь они родились уже после 1979 года), а во-вторых – в моей голове СОЗРЕЛА ИДЕЯ написать книгу про Узбекистан. И посвятить ее моему покойному отцу. Только я долго не знал, какого героя выбрать в качестве главного (ведь я специализировался на написании биографий). В голове крутились два персонажа, которых очень любил мой отец: великий певец Батыр Закиров и лидер Узбекистана Шараф Рашидов. В итоге победил второй, причем по естественной причине. Б. Закиров родился в 1936 году и, значит, не мог захватить своей биографией всю советскую историю узбекской республики (впрочем, прославленному певцу тоже нашлось место в моей будущей книге). А вот у Ш. Рашидова годом рождения является 1917-й – эпохальный год для Советского Союза. А тут еще в 2007 году в России стали происходить события, которые не могли остаться без моего внимания. По телевидению стали демонстрировать документальные фильмы об «узбекском/хлопковом деле» 1983–1989 годов. Причем трактовка этого «дела» была прежняя – как будто снова реанимировали журнал «Огонек» конца 80-х. То есть, по сути это была антиузбекская трактовка. После этого последние мои сомнения по поводу написания биографии Ш. Рашидова были отменены, и я взялся за работу. И первое, что я сделал, – отправился в Историческую библиотеку за материалами. А когда вернулся домой, написал первые две странички будущей книги. Взглянул на календарь и обомлел – там стояла дата … 6 ноября 2007 года. День 90-летнего юбилея Ш.Р. Рашидова. Это был явный ЗНАК СВЫШЕ о том, что я на правильном пути. Таким образом, эта книга писалась не мной одним – свыше ее направляли два человека: мой отец и сам герой моего произведения – Ш. Р. Рашидов. Так легко мне давно не работалось. Перед книгой была открыта счастливая дорога – ок йул. Поэтому написал я ее быстро, поскольку все нужные материалы приходили ко мне в руки практически сразу, а строчки складывались в голове молниеносно и сразу просились на бумагу. Не было проблем и с издателями. Хотя, казалось бы, какой мог быть интерес в тогдашней России к биографии Ш.Р. Рашидова? Но издатель нашелся сразу («Алгоритм»), который на волне успеха от первого издания в 2009 году «Коррупция в Политбюро. Дело “красного узбека’’», вскоре выпустило и второе издание в 2012 году под названием «Дело, взорвавшее СССР». Короче, резонанс у книги получился большой, ее заметили. Но особенный интерес к ней был, конечно же, в Узбекистане. Причем, как со стороны политиков, профессиональных историков, так и со стороны простых читателей. Кульминацией всего этого стало мое приглашение правительством Узбекистана на торжества по случаю 100-летнего юбилея Ш.Р. Рашидова, широко отмечавшееся в ноябре 2017 года. Таким образом, круг замкнулся. Я начал писать свою книгу в юбилейные дни 90-летия Ш.Р. Рашидова и даже не мог себе представить, что десять лет спустя непосредственно буду участвовать в официальных торжествах по поводу его 100-летия. Что буду иметь счастливую возможность встретиться с членами семьи Ш. Р. Рашидова и буду упомянут в приветственном слове Президента Республики Узбекистан Ш.М. Мирзиёева в числе почетных гостей из России. А теперь, с выходом моей книги на узбекском языке, я также имею возможность встретиться и с тысячами моих соплеменников на страницах этого издания. Будем надеяться, что это не последняя наша встреча! Пользуясь случаем, выражаю искреннюю признательность академику Академии наук Узбекистана Акмалу Холматовичу Саидову, а также за помощь в работе над этим изданием моему консультанту по Узбекистану Рахимжону Ахмедовичу Султанову, переводчику на узбекский язык Абдухамиду Ташбаевичу Пардаеву, а также АКБ «Капиталбанк», без посильного участия которых не вышла бы эта книга в свет в моем во всех смыслах родном Узбекистане.
Подготовил БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|