Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.12.2021 / 22:30:28
"Звезда Востока". Обзор № 6, 2021В рубрике «Проза» в № 6 несколько рассказов, эссе и очерк. Среди них подборка из четырех рассказов Игоря Альмечитова «Поколение Pepsi»: три из них – с отчетливо выраженной рефлексирующей составляющей («Весь этот блюз...», «Без определенного места жительства», «Анна») в психике героя, либо оказавшегося на обочине жизни, либо избегающего открытости в отношениях, опасаясь тщетности, преходящести, не верящего в благополучный исход; последний («Синдром менеджера») – публицистическое размышление о людях «группы риска», к которым он относит многочисленную в современной действительности армию менеджеров, чья жизнь превращается в «экстрим, убивающий … эфемерную “душу” и разлагающий тело…» В основе рассказа Рамиля Ибрагимова «Гость из прошлого» лежит традиционный для литературы сюжет путешествия во времени, когда герой либо попадает в будущее, либо возвращается в далекое прошлое. Такое «путешествие» позволяет взглянуть на привычное для настоящего устройство мира свежим взглядом и оценить его. Михаил Смирнов в рассказе «Брат» исследует человеческие ценности, которые могут кардинально различаться даже у родственно близких людей (в рассказе – братьев), порождая неразрешимый конфликт. О поведении людей в экстремальной ситуации повествует Алексей Ротанов в рассказе «Последний луч солнца». «Экстрим» здесь – ситуация вирусной пандемии, во время которой одни стараются выжить за счет других, а иные жертвуют собой во имя сохранения жизни на Земле. Ностальгические воспоминания о дружбе творческих сообществ республик бывшего Союза – в основе эссе Александра Колмогорова «Тбилиси. Артисты. Самолет», связи между которыми трагически ослабились из-за распада некогда большой страны. В публицистическом очерке «Будьте добры!» Андрей Слоним размышляет о «противоречивом времени» – нашем настоящем, в котором ощущается «дефицит истинной доброты и человеколюбия», поднимая серьезные проблемы современности. В интервью «Мосты родовой памяти» Хосият Рустамова знакомит узбекистанцев с современным украинским поэтом Дмитрием Бураго, лауреатом премии Международного конкурса поэтов 2020 г., посвященного памяти недавно ушедшего узбекского поэта Абдували Кутбиддина. Среди переводных произведения узбекских авторов: это рассказ Нодирабегим Иброхимовой с говорящим названием «Запоздалое прозрение» (в переводе с узбекского Дилдоры Турдыевой) о том, как важно высказать признание творчеству писателя при жизни, о чем сожалеет его вдова, не относившаяся серьезно к делу жизни мужа, пока он был рядом. В другом рассказе – «Зеркало Бабура» Нодира Норматова (перевод с узбекского Г. Норматовой) – изложена мистическая легенда о чудодейственных свойствах зеркала работы древнего мастера, которое могло помочь увидеть человеку, когда-либо прикасавшемуся к зеркалу в прошлом, «свой прежний образ». Турсун Али в стихотворной подборке «Сердце мое нарисуй...» представляет вниманию любителей поэзии свои опыты в стиле японских хокку и танка (перевод с узбекского Раъно Азимовой). Впервые на страницах ЗВ публикуются стихи Леонида Негматова (подборка «Страницы памяти листая...») и рассказ молодого прозаика Асрора Аллаярова «Махалля “Кладбище”» (перевод с узбекского Диляфруз Муратовой) о любителях острых ощущений, решившихся на противоестественный квест – провести ночь в «гостевом» склепе, чтобы «прочувствовать, что будет после смерти» и «каково в склепе». В рубрике «Философия искусства» – искусствоведческая статья Нелли Зиганшиной «Художник и время», посвященная памяти безвременно ушедшего в этом году художника Марата Садыкова, воспевшего в своих полотнах родную Бухару, раскрывающая особенности воплощения в его картинах времени. Поэтические страницы представляют стихотворная подборка российской поэтессы Лидолии Никитиной «Жизнь не терпит черновиков», стихи отечественного поэта и прозаика Игоря Эрнста в подборке «Я руки к тебе простираю», подборки россиянина Евгения Харитонова «Люблю в траве рассыпанные росы» и ташкентца Алишера Адылбаева «Все навек останется со мной». Обзор современной литературной критики о женской прозе Узбекистана представляет Наргиза Ибрагимова («Женская проза в современной литературной критике Узбекистана»); литературный критик Татьяна Авдонина исследует записные книжки Сергея Довлатова в одноименной статье, а Елена Каминская в статье «Живописный экфрасис в структуре повествования» пишет о роли и функциях живописи в структуре художественного текста на примере произведения Сухбата Афлатуни «Рай земной». Со всем этим читатель может ознакомиться в рубрике «Литературоведение. Литературная критика». В «Караване истории» – статья Юрия Флыгина «Пионер российского исламоведения» об известном востоковеде Александре Эдуардовиче Шмидте, со дня рождения которого в 2021 г. исполняется 150 лет.
|
|