Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
10.02.2022 / 21:49:52
"Ташкентское братство" – под обложкой одной книгиВ последние годы все, что пишет Лейла Шахназарова, сразу привлекает к себе внимание, становится предметом обсуждений и оживленного обмена мнениями. Это неудивительно: она человек большого таланта, знающий и любящий Ташкент – город солнца и многослойной культуры. Вот и вышедшая недавно книга Лейлы «Тогда, под чинарами Ташкента…» удивляет и радует. Ее стоит почитать. И вот почему. В эту книгу вошли очерки и эссе о знаменитых ташкентцах, а также людях, бывавших, живших здесь какое-то время – и вписавших свое имя в историю нашего города. Не случайно автор отмечает, что Ташкент «подпитывал» творчество многих выдающихся людей, оставивших след в его культуре. Очень впечатляющие портреты многих из таких людей и предстают в книге Лейлы. «Знаменитые ташкентские чинары видели на своем веку многое, – пишет она в открывающем сборник авторском вступлении. – Замечательные произведения – и старших современников, и моих сверстников – рождались под их сенью. Сегодня многих из тех, о ком я написала в этой книге, уже нет в нашем любимом городе. Иных – нет на земле. Почти не осталось и прекрасных чинар, которые их помнили. Значит, пришло время помнить нам. И те деревья, и тех людей, которых объединяло заветное имя – Ташкент…». Да, многих из этих людей уже нет, но помнить о них надо. Они оставили такой добрый след на нашей земле, что их образы должны быть запечатлены в хороших книгах, фильмах, произведениях искусства. Именно этому – сохранению памяти о замечательных ташкентцах, своеобразному и неповторимому «ташкентскому братству», объединяющему и ныне людей в разных уголках мира, – посвятила свою книгу Лейла Шахназарова. Уже в самом начале обращает на себя внимание очерк «Двух голосов перекличка». Это очень трогательный рассказ о нашем легендарном дикторе телевидения, народной артистке Узбекистана и всеобщей любимице Галине Мельниковой. Уместно дополняют рассказ о ней стихи, посвященные Галине Витальевне известным поэтом Александром Файнбергом. Вчитайтесь в эти строки: Прощай, далекое начало…Нас по планете разбросало.Но ты светить не перестала,Экрана яркая звезда.Ты – наше чудное мгновенье.И не един я – поколенияСклоняют пред тобой колени…Гори, не гасни никогда!Очерк совсем небольшой, но сколько из него узнаешь интересного, важного о жизни и творчестве этих двух легендарных людей, настоящих ташкентцев... …Совсем недавно по российскому телевидению был показан интереснейший сериал о жизни и творчестве прекрасного певца Александра Вертинского. Там отразилось все – огромный масштаб артиста, поистине невероятные истории из его жизни, рассказ о гастролях по всему миру. В книгу же, о которой мы ведем разговор, вошел очерк, позволяющий взглянуть на жизнь и творчество знаменитого певца с несколько неожиданной стороны. Читать эссе Л. Шахназаровой «Вертинский в Ташкенте» – одно удовольствие. Так давно это было, столько лет прошло, а Лейла во все вникла, разузнала многие подробности – и предоставляет читателям возможность соприкоснуться с доселе не знакомыми деталями «романа» А.Н. Вертинского с Ташкентом, понять, чем стал для него наш город, где его так тепло принимали. Первый раз Александр Николаевич приехал с концертами в Ташкент в марте 1948 года. Из его письма жене: «…Узбекские артисты пришли все на концерт. Помнишь Халиму Насырову? Когда мы приехали, были на ее концерте в зале Чайковского? Вот она и оперные узбеки тоже. Театр тут построили новый, говорят – чудо архитектуры…» Следующие гастроли Вертинского в Ташкенте пришлись на осень 1956 года. «Приехал человек, прошедший испытание замалчиванием, – пишет автор «Чинар…», – уже хорошо узнавший, помимо эмиграции, и то, как несладка и репатриация, особенно в тоталитарной стране…». Здесь, в Ташкенте, городе, так сердечно его встретившем, Александр Николаевич позволил себе высказать откровенно все, что наболело за годы после его возвращения в СССР. Об этом можно прочитать в воспоминаниях ташкентского радиожурналиста К. Курносенкова. Мне посчастливилось работать с Константином Мартирьевичем в последние годы его жизни, и я помню, какой это был дотошный, опытнейший журналист, вникающий во всё. В своей книге «Подвижники» он рассказал о той встрече с Вертинским. «…27 сентября, пятьдесят шестой год, четверг, вечер, – первое выступление Вертинского. Переполненный публикой концертный зал имени Свердлова. Люди стоят в проходах, сидят на приступках амфитеатра, теснятся на балконах…» Воспоминания Курносенкова о ташкентской встрече с великим артистом стали одним из источников очерка Л. Шахназаровой, посвященного Вертинскому. «…Восемь концертов дал Александр Николаевич той осенью в Ташкенте, – читаем в ее книге. – Последний раз ташкентцы слушали его в воскресенье 7 октября 1956 года. Ему оставалось жить всего год…» Не менее интересен и следующий рассказ в сборнике – о поистине гениальном мастере сцены Владимире Рецептере, совершившем головокружительную театральную карьеру сначала в Ташкенте, а потом в Ленинградском БДТ. Началась она для него после окончания филфака ТашГУ. Став одним из лучших актеров Русского драматического театра им. Горького, он продолжал свое стремительное восхождение, потому что, пишет Лейла, «актер в его душе всегда уживался с филологом». «За десятилетия существования основанного и бессменно возглавляемого Рецептером Пушкинского театрального центра в Санкт-Петербурге, а с 2006 года – и единственного в своем роде театра «Пушкинская школа», к слову «Первого поэта», воплощенному искусством иной природы, приобщились десятки тысяч зрителей. На сцене здесь оживали “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, “Скупой рыцарь” и “Сцены из рыцарских времен”», – читаем в «Чинарах…». И снова звучит та же тема, проходящая через всю книгу Лейлы Шахназаровой: «…Наш прекрасный город своего неповторимого Гамлета узнал и… вспомнил?.. Да он никогда и не забывал его, как не забывает никого, кто хотя бы небольшой кусочек своей жизни прожил под ташкентским небом»… …Уже много лет я знаю очень хорошего журналиста, писателя, поэта Павла Шуфа. Вместе когда-то учились на филфаке в Ташкенте, работали в разных редакциях, встречались время от времени, а теперь он живет в США с 1992 года. Один за другим выходят там сборники его афоризмов, эпиграмм, бурлесков, сатирической поэзии. И, как пишет Лейла в интереснейшем очерке, посвященном творчеству Шуфа, каждая из этих книг, составивших декалог «Империя шуфств», раскрывает писателя по-новому, неожиданно и ярко. Именно стихи Павла Шуфа, посвященные детям войны, украсили наш документальный фильм «Большое сердце Ташкента», рассказу о котором также нашлось место в сборнике Л. Шахназаровой: …Сквозь огонь в Ташкент мы мчалисьЧерез слезы, кровь и муки,Детство Родина спасала –Молодой питомник свой.И, бедою опаленный,Ты тянул навстречу руки –Город, от войны далекий,Но уже прифронтовой…Невозможно оторваться и от строк, посвященных двум книгам Шуфа, вышедшим в последние годы, – «Дорогу не обгонишь» и «Хайям в Афинской школе». «Какое пиршество ума, безумия, юмора и нечеловеческих слез! Блестяще, ни на что не похоже...» – так отозвался о них российский писатель и литературовед Салим Фатыхов. «Тогда, под чинарами Ташкента…» – книга вроде бы небольшого объема и читающаяся обманчиво легко. Но по глубине смыслов, по масштабу обобщений –требующая вчитывания неспешного и внимательного. Начав ее – даже не читать, а просто просматривать, – уже невозможно оторваться: материалы, вошедшие в эту книгу , делают ее подлинным отражением важнейших страниц культурной истории нашего города, его духовного пространства. «Как мы делали “пушкинскую” газету», «Ржавеет золото, и истлевает сталь…», «Бах Ахмедов: загадки и таинства», «Михаил Гар: “Тоска скитальца и заложника…”», «От “Звезды Востока” – до “Востока Свыше”», – все эти очерки раскрывают интереснейшие грани существования русскоязычной литературы и журналистики Узбекистана последних десятилетий. Очень впечатляет прекрасное эссе «Редакционные истории»: здесь и эпизоды из жизни академика Э.В. Ртвеладзе, и анализ поэзии великолепной Аллы Широниной, и неизвестная страница творчества народного поэта Узбекистана Александра Файнберга... Трудно без волнения и грусти читать очерк «Жизнь была ей по плечу», в котором предстает портрет Наимы Махмудовны Махмудовой – замечательной женщины, дочери выдающегося узбекского поэта Бату, репрессированного в годы сталинизма. Много лет она руководила узбекскими профсоюзами и мне посчастливилось в те годы встречаться и беседовать с ней . Завершают книгу очень трогательные воспоминания автора о ее прекрасных родителях, об истории семьи. …В своем рассказе о фильме «Большое сердце Ташкента» автор сборника «Тогда, под чинарами Ташкента…» назвала наш город городом спасения, городом-донором. Гимном этому городу, под чинарами которого находили приют, творили, воспевали жизнь талантливейшие люди, в разное время формировавшие его культурное пространство, – можно назвать и саму книгу Лейлы Шахназаровой.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|