Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
30.06.2022 / 16:35:34
Создание книги "Воспоминания о Савицком" событие большого международного значения. Его роль в истории создания коллекции "таинственного авангарда" в Нукусе поистине бесценнаВ Ташкенте произошло событие которого давно ждали. Известный искусствовед Мариника Бабаназарова , работавшая прежде многие годы директором Нукусского музея искусств им. И.Савицкого, на презентации в конференц-зале ЦВЗ А Н Узбекистана, представила свое новое , можно сказать, уникальное издание — книгу «Воспоминания о Савицком». Это плод многолетней работы, тщательного поиска материалов о жизненном пути и удивительной подвижнической деятельности создателя в Нукусе музея искусств о котором теперь говорят во всем мире — Игоре Витальевиче Савицком. Это издание стало возможным благодаря усилиям и поддержке «Клуба друзей Нукусского музея» за рубежом и частных лиц. Оно выпущено на русском и английском языках. Говоря об этом ведущая презентацию , искусствовед Эльмира Ахмедова выразила пожелание чтобы книга была в скором времени выпущена на узбекском и каракалпакском языках, что вызвало поддержку у участников и гостей презентации. Накануне прошла презентация книги в Нукусе. И там она тоже получила должную оценку. О том, как это было рассказал в интервью сайту Культура.Уз директор музея Тигран Мкртычев. Все , что сделано и делается сейчас в этом направлении Эльмира Рахимовна назвала в определенной степени феноменом. Вызывает уважение то, что Савицкий уже тогда разглядел в Маринике Маратовне столь талантливого , влюбленного в свое дело молодого человека. А она , в свою очередь, очень бережно относится к наследию своего учителя, уже более 42 лет не только бережно хранит , но и приумножает память об Игоре Витальевиче. Сейчас уже можно с уверенностью говорить о том, что именно через нее мир узнал о совершенно удивительном музее в Нукусе и его создателе . И теперь очень важно помнить и чтить память об этом удивительном человеке сделавшем невозможное возможным и собравшим здесь коллекцию картин, получившую у специалистов название таинственного авангарда. Это совершенно потрясающие картины русских художников, которых советская власть не жаловала, подвергала преследованиям , сажала в тюрьмы. В музее свое достойное место занимают коллекции авангарда известных узбекских и каракалпакских художников. Листаешь книгу, которая совершенно великолепно издана в «Бактрия-пресс», и диву даешься как много в ней собрано совершенно великолепных статей и материалов по воспоминаниям многих замечательных людей, которые знали, работали с Игорем Савицким. Это прежде всего сотрудники музея, художники, владельцы картин, искусствоведы и реставраторы. В отдельных главах представлены воспоминания участников знаменитой Хорезмской археолого-энографической экспедиции экспедиции в составе которой работал в начале своего пути Игорь Витальевич. Не менее интересна личная переписка Савицкого с друзьями, художниками, родными и близкими. Но все надо было найти, собрать, обработать, подготовить к печати. И это сделано М.М. Бабаназаровой в результате многолетней и очень напряженной работы. Очень впечатляют и воспоминания самой Мариники Маратовны. И вот, что, в частности, она рассказывала во время презентации : - Мы собирали материалы все время и после того, как ушла из жизни моя коллега Светлана Турутина в 2005 году, которая мне очень помогала. Потом продолжала сама, но системы не было. Но когда я оказалась на пенсии , появились новые формы работы — записывать интервью . Этим занималась моя сестра Ирина Маратовна. У нас вся семья участвовала в работе музея , привозя , например, книги Жданько из Москвы в Нукус , или выполняя какие-то мои поручения в Москве и многое другое. Те, кто бывал в музее знают, что у нас есть коллекция шедевров Нади Леже из ателье Лувра. И вот благодаря ее поддержке, к юбилею Савицкого , были переданы в 1975 году ее подарки нашему музею. Вот ее интервью записали. Но это осталось в аудиоформате. Я тогда уже не была в своей должности , у меня не было помощников , которые мне много помогали. Потому только часть материалов того времени вошла в этот сборник. Может быть в будущем кто-то это доделает. В данном случае материалы находились вплоть до последней минуты. И тогда нам помогали многие друзья. Одна из них Зухра Касымова. Она здесь, приехала из Америки, где готовит свою диссертацию и работает в архивах. Савицкий будучи кристально чистым человеком, иногда делал невозможное. Им двигала страсть. Мы с ней продолжали поиски и это нам помогло генеалогическое древо Савицкого дополнять. Постепенно пазл его биографии составлялся. Все время находятся все новые и новые материалы. Кто с нами соприкасался, побывал в музее , они нам до сих пор пишут письма. О том, каким был в реальной жизни Савицкий, как он работал рассказывает в своих воспоминаниях сын известного художника -авангардиста А.Н. Волкова — Александр Александрович Волков: - Чем же подкупала личность Игоря Савицкого? Одетый всегда очень скромно, если не сказать бедно, он излучал такое страстное отношение к своему детищу, что склонял на свою сторону и заставлял уважать себя даже очень скептически настроенных людей. Очено скоро стало известно, что этот человек не ищет никаких материальных выгод для себя, абсолютно бескорыстен, живет как монах и все тащит в музей. Постепенно складывалась коллекция , работы круга ташкентских художников помогал собирать мой брат Валерий, так как он хорошо представлял себе художественную жизнь, родители его аскали на все обсуждения и выставки с самых ранних лет. Вместе с Савицким они обходили наследников и уговаривали их отдать работы в музей.Так, Валерий посоветовал пойти к Уралу Тансыкбаеву, к тому времени маститому, обласканному властью художнику, но растерявшему в погоне за славой свой живописный талант. Ранние работы он хранил в своей мастерской и никому не показывал , боясь обвинений в формализме. Игорь сумел его очаровать и получил все ранние работы блистательного периода. В своей страсти И.В. был неудержим. Если он нападал на золотую жилу наследия, он использовал ее до конца. Я помню, как в нашей московской квартире появлялись штабеля холстов из очередной московской мастерской. . Меня всегда поражало его умение оплести, легко и играючи, холсты веревкой и потом, одним ловким движением затянуть так , что при перевозке ни один холст не мог пошевельнуться. Потом все грузилось на машину и увозилось на вокзал и в Нукус. На презентации очень трогательными и запоминающимися были выступления специально прилетевшего в Узбекистан руководителя «Клуба друзей Нукусского музея « Дэвида Пирса, ташкентских знатоков и поклонников жизни и творчества Савицкого Натальи Глазковой, Барно Тургуновой. О многом довелось узнать от сидевшей рядом со мной искусствоведа Ирины Богословской. Кстати она сделала и фотографии с места события , которые вы здесь видите.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|