Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
28.12.2022 / 18:38:07
Замечательный поэт, талантливый полководец, умелый правитель Бабур – наш современник. К выходу из печати в Минске поэмы Исмата Кучиева "Бабур сквозь века"![]() «Бабур Мирзо — великий сын нашего народа.Имя его живет в литературе, науке, просвещении… Работа по повышению национального самосознания,пропаганде нашей великой истории среди молодежи, развитию науки и просветительства даст высокие результаты». Шавкат Мирзиёев.Президент Узбекистана
Наш соотечественник Исмат Кучиев известен читателям книгами о выдающемся государственном деятеле, известном писателе и поэте, пламенном публицисте Шарафе Рашидовиче Рашидове, поэмой о великом узбекском поэте и мыслителе Алишере Навои, замечательными стихами и мудрыми рубаи. А недавно в столице дружественной нам Беларуси издана его поэма о выдающемся поэте и писателе, полководце и государственном деятеле Захириддине Мухаммаде Бабуре (Исмат Кучиев. Бабур. Сквозь века. Минск. «Альфа-книга».2022), приуроченная к 540-летию со дня рождения замечательного сына узбекского народа. Имя Захириддина Мухаммада Бабура (1483-1530 г.г.), в истории Узбекистана стоит наравне с такими деятелями политики и военного дела как Джалалиддин Мангуберды, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои. Тимуридский царевич, создавший империю Бабуридов в Индии, был преданным сыном своей Родины и до конца своих дней боролся за её благополучие. Имя «Бабур» означает «лев, полководец, барс»… Автор предисловия к книге поэт, лауреат Международной премии «Звёзды содружества», лауреат Национальной литературной премии Республики Беларусь Алесь Бадак, пишет: «Волны истории набегают на берега человеческой жизни, то принося невиданные сокровища, то разрушая нестойкие следы нашего пребывания на прибрежном песке... Именно так, волнами, неожиданно меняя направление, силу, но вместе с тем подчиняясь какому-то внутреннему ритму, воздействует на читателя новый труд Исмата Кучиева – поэтическое повествование о жизни великого Бабура. Глава за главой, песня за песней погружают нас в смесь исторических событий и размышлений автора. Причём избранный стиль повествования как бы размывает грань между исторической личностью Бабура, лирическим героем вольного переложения «Бабур-наме» и самим автором этого произведения... Любовь к Родине. Кто, как не Бабур, являет собой прекрасный пример и повод поговорить о любви к стране и народу. Он родился в Андижане, стремился в Самарканд, высоко ценил Навои, немалую и значимую часть жизни провёл в Кабуле, достиг величия, сделал своей столицей Агру, объединив под своей властью огромные территории Индии и оставив потомкам великую державу – однако всю жизнь помнил и любил Самарканд, желая вернуться в свои родные земли. С одной стороны, перед нами достаточно типичный Тимурид, властитель, для которого его страна – это место, где ему удалось добиться власти. С другой стороны, его порывы к возвращению, его ностальгия не связаны с попыткой захвата власти, он хочет именно оказаться на родной земле, не обязательно в статусе её правителя… С другой стороны, он дорожит дружбой с Алишером Навои – великого поэта и политика своего времени, который как никто другой прославил имя узбекского народа, относя к таковому каждого тюркоязычного земледельца Герата, Самарканда, Ферганы. Здесь надо понимать, что оба они жили в особый исторический момент, когда узбекский народ в его современном виде только формировался из смешения тех племён и родов, которые с древнейших времён проживали в регионе – или относительно недавно появились в нём, кто в роли добрых соседей, кто – жестоких завоевателей … Литературный Бабур уже начинает сомневаться: не является ли он сам тем же узбеком по крови и духу, и не будет ли в будущем узбеком зваться каждый достойный человек на всех землях, ставших для него хоть сколько-то родными? Впрочем, окончательного вывода нам не даётся. Финал произведения оказывается достаточно неожиданным: течение размышлений героя прерывается, и автор полностью завладевает вниманием читателя. Очевидно, таким образом автор подчёркивает и молодой возраст, и внезапность гибели Бабура – тому не исполнилось и пятидесяти, когда болезнь достаточно быстро унесла его в могилу. Кроме того, автор напоминает нам, что только в литературе существуют плавные подводки и красивые композиции окончаний, в жизни же финал непредсказуем, и всегда обрывает массу планов, расчётов, надежд, оставляет незавершённые дела… Возможно, вся поэма – лишь зеркало, в котором кто-то из ныне живущих должен узнать себя. Возможно – все мы». И.Кучиев образом Бабура создал настоящий гимн его величеству Человеку, показывая от песни к песне, как в эпическом произведении, от главы к главе физический и моральный рост своего героя. Однако главное то, что его действительно делает народным героем, преданность своему народу, любовь и тоска по Родине – Андижану, Самарканду. Он со своими соратниками постоянно заботится о том, чтобы обеспечить людям мирную и счастливую жизнь… Бабур так писал о Навои: «Алишер бек Навои... известен щекотливостью нрава. Говорили, что его щекотливость происходила от обольщения властью, но это не так. Подобное качество было у него природным... Неизвестно, существовал ли когда-нибудь другой такой пособник и покровитель людей науки и искусства, как Алишер бек... Мало кому удавалось построить столь полезных зданий, сколько построил он. Без сына, без жены прошёл он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке». Читая поэму Исмата Кучиева, я невольно вспомнил, написанное в своё время о Бабуре, крупным общественным деятелем, известным поэтом, публицистом Аъло Максумовичем Ходжаевым. Вот, что он писал: «Начну с примечательного факта моей жизни: в 1972 году я проходил «беседу» в ЦК КПСС в связи с намечаемым избранием меня секретарём ЦК комсомола нашей республики. Заведующий сектором Средней Азии ЦК Ю.И. Полукаров призвал меня более решительно бороться с проявлениями национализма, которые иной раз проявляют себя в республике. «Вы представляете, в Андижанской области даже умудрились назвать один колхоз именем Бабура», — патетически воскликнул он. – «Ну и что?», -наивно спросил я. «Как это что? Бабур ведь был падишахом, завоевателем, он не только угнетал народные массы в Средней Азии, но и в завоёванных им Афганистане и Индии. Как идеолог, Вы меня удивляете». Я ответил, что народом Бабур воспринимается прежде всего, как тонкий поэт, ностальгирующий лирик, чьи песни до сих пор любимы. Более того, великий Неру очень благодарно отозвался о Бабуре в своей знаменитой книге «Открытие Индии». Юрий Иванович откровенно был обескуражен, но надо отдать ему должное – не стал выгонять меня из кабинета, а, наоборот, видимо, по-своему оценил мою смелость и познания. Во всяком случае, я вскоре стал крупным идеологическим работником. (А Ю.И. Полукаров впоследствии был избран 2 секретарём ЦК Компартии Таджикистана). Так из-за кого же я поспорил с высоким партийным чиновником? Известный узбекский поэт, большой ценитель и покровитель науки, искусства и литературы Захириддин Мухаммад Бабур за свою короткую 47-летнюю жизнь (1483-1530) оставил богатое литературное и научное наследство. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшее мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения, содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству. Но Бабур оставил ещё и огромное государство, получившее в Европе название «Империя великих моголов». В очередной раз можно сожалеть, что знаменитые наши земляки — выходцы из Узбекистана — вошли в анналы истории либо с искажёнными именами, подобно Авиценне или Амиру Тимуру, либо как представители других национальностей и стран, чаще всего – арабских. А Бабур – уроженец Ферганской долины, основатель единого и крупного государства на севере Индии, до сих пор воспринимается многими как монгол, воинствующий кочевник. В бывшем Союзе таких заблуждений не было, но не было и интереса официальных лиц к этой исключительно одарённой и необычайной личности, поскольку он был классово «чуждым элементом». Вот и случилось, что мы чуть ли не впервые заговорили о Бабуре только после приезда к нам в 1954-м году первого Премьер-Министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Первую же характеристику Бабура мы прочитали опять же в его книге. Своё письмо за №88, адресованное 3 сентября 1932 года из тюрьмы своей дочери Индире Ганди, Неру посвятил именно Бабуру. Приведу его суждения: «… Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали. Он был свободен от сектантской ограниченности и религиозного фанатизма и не разрушал, как это делали его предки. Бабур увлекался искусством и литературой и сам писал стихи. Он любил цветы и сады и в жаркой Индии часто вспоминал свою Родину в Средней Азии. «Фиалки так прекрасны в Фергане, — писал он в воспоминаниях, — там масса тюльпанов и роз»… Бабур почти всю свою сознательную жизнь прожил и скончался на чужбине. Поэтому всё его творчество полно любви к своей Родине, к Андижану, Самарканду, полно тоски по родной земле, по её природе… В поэме Исмата Кучиева это очень ёмко отражено в следующих строках: Этот прах – могилы предков,Без него нам корни крепкоВ глубине не удержать,Потеряешь землю, память –Тяжело потом исправить,Не удобрить сад души,Ничто не тяготит на свете,Как расставание с землёй,Что привелась тебе родной.Держись корней, насколько можно!Бывает это очень сложно,Но упустив – не возвратить,А перерезать эту нитьНе в силах нож, и меч булатный,И нет хорошего врача,Что мог бы, за любую плату,Ту связь из крови откачать!Всё творчество Бабура служит сегодня воспитанию патриотизма, любви к Родине, к своему народу. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчёркивает: « Литература показывает сердце народа, духовность народа. В сегодняшнем сложном мире необходимо использовать влиятельную силу литературы, чтобы проникнуть в сердца людей, вдохновить их на благородные цели. Мы создадим все условия для изучения наследия наших предков, создания великой литературы, достойной нашей великой культуры». Поэма Исмата Кучиева читается на одном дыхании: умелое использование богатства великого и могучего русского языка этому надёжная основа. Читая произведения замечательного поэта, выдающегося полководца и мудрого правителя и поэму Исмата Кучиева, посвящённую ему, мы, вслед за известным писателем, сказавшим, что великий Алишер Навои не просто поэт, мыслитель, живший в средние века, а современник в каждую эпоху, наш мудрый современник и что в его произведениях можно найти ответ на многие вопросы, духовные и моральные проблемы современности, то же самое можем сказать и о Бабуре. Поэма «Бабур. Сквозь века» является достойным подарком к 540-летию Захириддина Мухаммада Бабура и любителей его поэзии, бессмертной книги «Бабур-наме».
Носир Таиров, член Союза журналистов Узбекистана
| ![]() |
![]()
|