Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.10.2023 / 09:56:16
"ФОРМУЛЫ ЗОЛОТЫХ ПРОПОРЦИЙ". ЕСЕНИНСКИЕ ЧТЕНИЯ В ЛТО "ДАНКО"Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть... Сергей Есенин
В этот раз , по любезному приглашению члена Союза писателей Узбекистана Олега Георгиевича Бордовского, отправились к нему в гости. И вот, удобно расположившись в уютной квартире нашего друга и наставника, мы начали беседу о поэзии. Но сначала поздравили с днём рождения ветерана ЛТО «Данко» Надежду Милашевич – архитектора, заслуженного художника Международной ассоциации «Искусство народов мира», ландшафтного дизайнера – и пожелали ей доброго здоровья и успехов в творчестве. Ведь она увлекается не только поэзией, но и живописью. И конечно, Надежда в ответном слове не ограничилась простой благодарностью, а ещё рассказала о том, что 9 октября день рождения Николая Константиновича Рериха – художника, сценографа, философа, писателя, путешественника и археолога, общественного деятеля. Мы приближаемся к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича, которое будет отмечаться в 2024 году. Это немалый срок, и, казалось бы, можно было уже достаточно глубоко изучить наследие этого человека, но на самом деле мы только приступаем к его освоению: столь велико и необъятно всё, что оставил он нам. Надежда Милашевич представила свою картину «Жемчуг исканий», на обратной стороне которой была цитата Н. К. Рериха из его труда «Художники жизни», написанного в Гималаях в 1931 году: «Знаком красоты открываются врата запечатанные». Наше внимание привлекли формула и графическое изображение на картине. Автор пояснила, что это формула золотых пропорций и графическое пояснение к ней. Она прочитала собственное стихотворение из цикла назидательных стихов:
Как в море слов жемчужины собрать? Их просверлить и рифмою связать? Из океана мыслей вытянуть улов, Чтоб разум не страдал от лишних, длинных слов.
В ответ мне шепчет тихая волна: «Служи мечте и будь мечте верна!» И добрый ветер обласкал, напел: «Не делай сразу десять дел!» А следом камень изрекает: «Всё только время испытает». Также Надежда прочитала стихи Николая Рериха Не закрой (1916)
Над водоемом склонившись, мальчик с восторгом сказал: «Какое красивое небо! Как отразилось оно! Оно самоцветно, бездонно!» — «Мальчик мой милый, ты очарован одним отраженьем. Тебе довольно того, что внизу. Мальчик, вниз не смотри! Обрати глаза твои вверх. Сумей увидать великое небо. Своими руками глаза себе не закрой». Открывая страницу календаря, я напомнила присутствующим, что с 1985 года 3 октября, в день рождения великого русского поэта – представителя ново крестьянского поэтического искусства и имажинизма в литературе Сергея Есенина – отмечается Есенинский праздник поэзии. Но, по сути, весь октябрь не только на родине поэта, но и за рубежом проходят Есенинские чтения. Мы обсудили статью «Есенинские места в Ташкенте» Бориса Голендера – научного сотрудника дома-музея Сергея Есенина, вышедшую на сайте «Культура.уз». Автор рассказал о местах, где бывал Сергей Есенин, и о том, что «поиск фотодокументов, показывающих облик утерянных ныне памятных мест, где бывали в Ташкенте знаменитые деятели литературы, продолжается». Иногда мы задумываемся, каким учителем был бы Сергей Есенин, если б по окончании церковно-приходской школы он работал по специальности. Но как раз этот момент учебы стал отправным в становлении его как поэта. Поэтому по приезду в Москву жизненные пути приводят его в книгоиздательскую типографию «Культура», а далее он поступает вольным слушателем на историко-филологическое отделение Московского народного государственного университета. И уже понятно, что путь его далёк от учительства. От первых опубликованных стихов в 1914 году до издания книг поэта срок оказался недолгим. Есенин сближается с группой «ново крестьянских поэтов», увлёкшись этим направлением. И после выхода в 1916 году первого сборника «Радуница» получает широкую известность. Надо отметить, что с 1914 года Сергей Александрович печатается в детских изданиях, пишет стихи для детей. Это стихотворения «Сиротка», «Побирушка», повесть «Яр», «Сказка о пастушонке Пете». Есенин становится популярным, его приглашают на творческие встречи. В 1918 – 1920 годах он увлекается имажинизмом. Выходят в свет сборники «Исповедь хулигана», «Трерядница», «Стихи скандалиста», «Москва кабацкая». Многие литературоведы пишут, что образ Сергея Есенина, как и вся его жизнь, соткан из множества загадок и противоречий. До сих пор нет однозначного ответа по поводу ухода поэта из жизни. А ведь он чувствовал близкое её завершение: Снежная равнина, белая луна, Эти строчки написаны поэтом 4, 5 октября 1925 года. Поэт увековечен в памятниках, его именем называют улицы, школы, а бессмертные строки покоряют сердца поклонников русской лирики до сих пор. Мною было прочитано посвящение Сергею Есенину собственного сочинения:
Вспоминая Есенина
В эти дни ушла прохлада, утра стылость, дрожь. Листья шепчут: «Вот услада! Осень, нас не трожь!»
Снова небо голубое, снова синь ясна. Ах Есенин, ты такое ведь любил всегда.
Словно крылья вырастают: лёгкость за спиной. За мечтою вслед взлетают люди над землёй.
Так и манит в себя синью неба глубина. Кажется, что в эту осень вновь пришла весна.
И на поле в цвет малины (так ведь ты писал) Отыскала я люпины средь увядших трав.
Так бывает у природы: возвращает май И капризы непогоды гонит невзначай.
Нежность, видно, сохранилась и надежду шлёт Это небо – Божья милость, там мечты полёт…
Поэт, писатель, публицист Гуарик Багдасарова рассказала данковцам о творческих поездках Сергея Есенина в Туркестан в мае 1921 года и позднее в 1924 и 1925 гг. в Закавказье – Баку и Батуми. Результатом поездок на Восток стал самым ярким лирическим циклом в русской поэзии Серебряного века – «Персидские мотивы», созданный в 1924 году. Искусствовед Гуарик Багдасарова прочитала стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ» из этого цикла и поведала историю его написания: – Прототипом Шаганэ была молодая школьная учительница русского языка Шаганэ Нерсесовна Тальян. В своём интервью журналисту В. Белоусову в 1958 году она искренне поделилась воспоминаниями о романтических отношениях с русским поэтом во время его пребывания в Батуми: это прогулки по набережной Чёрного моря и чтение любимых стихов; знакомство в доме Шаганэ с «Антологией армянской поэзии» под редакцией В. Брюсова, выпущенной в издательстве «Парус» М. Горьким в 1916 г.; трогательное ухаживание Сергея Есенина за молодой учительницей в период её краткого недомогания и вечерние чаепития с кизиловым вареньем; подарок из первых рук поэта авторского сборника «Москва кабацкая» с автографом: «Дорогая моя Шаганэ! Вы приятны и милы мне!..». Есенин дарил своей возлюбленной розы и фиалки и уже на третий день преподнёс ей рукопись своего знаменитого любовного послания «Шаганэ ты моя, Шаганэ!». Второе стихотворение он посвятил восторженной кавказской девушке позднее, уже после отъезда из Батуми: «Ты сказала, что Саади…». Девушка была высоконравственной, поэтому с Есениным их объединяла только дружба. Память о русском поэте Шаганэ пронесла до конца своих дней. Прекрасный перевод на узбекский язык «Персидских мотивов», в точности повторяющий ритмику есенинского стиха, сделал Герой Узбекистана Эркин Вахидов. Невозможно было не вспомнить, что 8 октября 1892 года появилась на свет Марина Ивановна Цветаева – в будущем русская поэтесса Серебряного века, прозаик и переводчица. Сколько было написано о её подчас нелёгкой жизни, трагически оборвавшейся 31 августа 1941 года. Гуарик Багдасарова дополнила сообщение о жизни и творчестве Марины Цветаевой декламацией её раннего стихотворения «Сини подмосковные холмы» (1911): Сини подмосковные холмы, Я иду домой возможно тише: На примерах более позднего творчества «неистового поэта» провела мысль о неистребимом жизнелюбии Марины Цветаевой, несмотря на то что 31 августа 1941 года в г. Елабуге закончилась её жизнь в доме Бродельщиковых, куда вместе с сыном Георгием (Муром) была определена на постой. Её уход из жизни – многоточие, которое бесплодно пытаются разгадать более 80 лет поэты, историки и литературоведы. И ещё одна страничка календаря: в октябре отмечается и день рождения Михаила Юрьевича Лермонтова. Будущий великий поэт, прозаик и драматург родился 15 октября 1814 года. Читали его стихи, посвящённые Кавказу: Хотя я судьбой на заре моих дней, О южные горы, отторгнут от вас, Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз: Как сладкую песню отчизны моей, Люблю я Кавказ… Много стихотворений звучало в тот вечер. Олег Георгиевич Бордовский читал свои сонеты «Я плакал на заре, когда померкли дали» и «Когда стелила ночь росистую постель», вдохновлённый стихотворением С. Есенина «Моей царевне». Фаузи Мухамеджанов читал есенинские стихи «Руки милые – пара лебедей», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель», «Пой же, пой». Валентина Показанец подхватила есенинскую тему и декламировала отрывок из стихотворения «Письмо к женщине» и своё «Я очнулась от сна». Георгий Близняков подготовил любимые им стихи Есенина, в том числе «Не жалею, не зову, не плачу…». А также поделился стихами «На озере» Салима Ашура в переводе Николая Ильина, опубликованными в литературном журнале «Звезда Востока». Мурад Якубжанов декламировал стихотворение «Люблю твою травинку на пригорке» и своё посвящение великому поэту, которое так и называется «Сергей Есенин»: …Мне бы крылья на плечи да белые Сергей Мартыненко читал свои шуточные стихи «Я – Сергей, родился в мае», «Герой». Его супруга Лариса Мартыненко – стихи полюбившегося ей поэта Якуба Коласа «Что ты грустен?» и «Не ищите, не просите». Ольга Афонина вспоминала Марину Цветаеву и читала её стихи «Вчера ещё в глаза глядел». А Дания Рысаева вернула нас к поэзии Сергея Есенина, прочитав стихи «Гой ты, Русь моя родная», и под аккомпанемент банджо спела песню «Отговорила роща золотая». Завершила наши чтения Евгения Абалян стихами собственного сочинения «Пороки человечества» и «Зарницей Божьего рубина». Подошла к концу встреча, наполненная поэзией любимых авторов, живших в разные времена, но оставивших негасимый свет любви к поэтическому слову. Мы прощались с Олегом Георгиевичем, его гостеприимным домом в хорошем настроении, зная, что очередной творческий диалог не за горами. Татьяна Грушина, руководитель творческого клуба «Данко» при музее Сулеймана Юдакова
Фото автора и Ольги Афониной
|
|