Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.06.2024 / 10:00:56
В Ташкенте отметили 135-летие со дня рождения Анны АхматовойВ этом году ташкентские поклонники поэзии Серебряного века отмечают два юбилея: в декабре 25-летие «Мангалочьего дворика Анны Ахматовой» и в июне - 135-летие со дня рождения Анны Ахматовой (23 июня 1889 г. - 5 марта 1966). По этому поводу 20.06.24 в преддверии дня рождения А. Ахматовой в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ собрались любители изящной словесности, чтобы отдать дань памяти любимому поэту. Руководитель ахматовского музея Ирина Анатольевна Парамонова кратко рассказала биографию поэта и обозначила двухчасовую программу концерта в честь юбиляра. Ведущая отметила особый период в жизни поэта: с 8 ноября 1941-го до мая 1944 года Анна Андреевна наряду с другими деятелями литературы и искусства проживала в узбекской столице в эвакуации и здесь написала много стихов, вошедших в цикл «Ташкентские тетради». В эвакуации она начинает работать над созданием патриотического цикла «Ветры войны», в который входит стихотворение «Мужество» (1941 г.). Здесь в Ташкенте в 1943 году вышел её сборник избранных стихов, в котором было опубликовано это знаменитое стихотворение. На вечере его по-детски искренно и задушевно прочитала наизусть 10-летняя Ольга Терновых. В устах школьницы особенно убедительно звучал завет русского поэта, ставшего участницей и непосредственной свидетельницей многих переломных событий в русской истории. Ахматова не приняла революцию, но любовь к своей стране не позволила ей стать эмигранткой. Она именно в мужестве видела залог спасения русского народа: как актуально сегодня звучат эти стихи! Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова,И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем,И внукам дадим, и от плена спасемНавеки.Именно здесь в Ташкенте в два приёма был написан эпилог «Поэмы без героя» Анны Ахматовой, в которой много строк посвящено городу, заменившему на время деятелям русской культуры их родной очаг: «И Ташкент в цвету подвенечном… // Скоро там о верном и вечном // Ветр азийский расскажет мне…». Эти стихи непосредственно из уст Анны Ахматовой слышал 16-летний Эдуард Бабаев, впоследствии высокий специалист по русской литературе и журналистике XIX в., посвятивший себя педагогической деятельности на факультете журналистики МГУ. Уроженец Ташкента, преданный гид Ахматовой и хранитель чемоданчика с рукописями её «Поэмы без героя» и стихов опального поэта Осипа Мандельштама, доверенных ему его супругой Надеждой Мандельштам, так отзывался о родном городе: «Нет-нет, я никогда не забуду город, созданный для счастья и где тополя живут по триста лет». Когда я читала на вечере в епархии стихотворение из цикла «Ташкентские тетради. Луна в зените, № 6»: «Я не была здесь лет семьсот, // но ничего не изменилось… // Всё так же льётся Божья милость // С непререкаемых высот…», - я слышала низкий пророческий голос Анны Ахматовой и её дыхание – в тот момент она была с нами. Это ощущение продлили Геннадий Арефьев, исполнивший под гитару несколько лирических песен на стихи Анны Ахматовой; чтец-декламатор Ирина Парамонова, читавшая наизусть откровенные и одновременно возвышенные стихи о любви и горечи потерь («Проводила друга до передней», «Здравствуй! Лёгкий шелест слышишь?..» «Не будем пить из одного стакана…»). В программе приняли участие артисты ГАБТ им. А. Навои и юная Виктория Роговая из детской студии при ГТМК (оперетты) Узбекистана (рук. Наталья Салихова); поэты и писатели; литературоведы, музыканты, солисты самодеятельного танцевального ансамбля «Шалом» под руководством Рано Досметовой (они исполнили вальс «Прощание» и танец «Ватаним»); декламаторы и просто любители художественного слова. Поэт, переводчик, литературный критик Николай Ильин в своём выступлении подчеркнул, что ахматовский музей и само творчество Ахматовой объединили профессиональных и самодеятельных поэтов: здесь не разделяются по рангам или степени известности того или иного литератора. Мерилом духовного родства является искренняя любовь к поэзии, как это и было всегда в ахматовском окружении. Николай Ильин прочитал несколько своих посвящений Анне Ахматовой на высоком профессиональном уровне. Стихи Анны Ахматовой и посвящения ей также читали: Людмила Ким, Татьяна Попова, Олег Бордовский. Гуарик Багдасарова преподнесла на суд зрителей авторскую реминисценцию на «Стихи о Петербурге» Ахматовой под названием «Я свободна…»: Ты свободен, я свободна,Завтра лучше, чем вчера, —Над Невою темноводной,Под улыбкою холоднойИмператора Петра. Анна Ахматова. Стихи о Петербурге.Ты свободен. Я свободна. Завтра лучше, чем вчера.Над Анхором быстроводнымСинь небес и чистота. Я давно не одинока.С той поры, как ты ушёл,Гости с запада-востока входят в мой открытый дом. Мы беседуем о жизни. Диалог Любви ведёмИ за трапезой вечернейСмысл бытийный познаём. Ты же бродишь всё по свету.Поиск истины тернист.Есть короткие тропинки.Есть пути длиною в жизнь.Ташкент, 2005 Алексей Кирдянов прочитал стихотворение нашей современницы Елены Тепловой (1933-2012) "Ташкентский романс" из сборника «Признание. Стихотворения поэтов Узбекистана» (2007). Приятным сюрпризом для меня стало позабытое посвящение Алексея Кирдянова мне: «'Что же делать ещё? Жизнь - в избытке..."[1]. Литературовед и специалист по Серебряному веку Вадим Фомичёв в своём выступлении коснулся сложных отношений Анны Ахматовой с Николаем Гумилёвым и раскрыл её покаяние в стихах, написанных после гибели мужа в застенках НКВД: Многим Я — голос ваш, жар вашего дыханья, 1922 В программе прозвучала европейская классика: «Вальс» Фридерика Шопена и «Аве Мария» Франца Шуберта (В. Галаян), редко исполняемые 27 соната Людвига Бетховена и этюд № 11 Александра Скрябина(В. Цветков). Ведущая солистка ГАБТ им. А. Навои Анжилика Мухаметзянова в ансамбле с концертмейстером Людмилой Слоним проникновенно исполнила два романса: «Минареты» Бориса Прозоровского на стихи Леонида Собинова и «Сирень» Сергея Рахманинова на стихи Екатерины Бекетовой. В этом же блоке выступил режиссёр-постановщик ГАБТ им. А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним со своим поэтическим приношением «незабвенной Анне Андреевне Ахматовой…»: Ажурная шаль … Она – из века, что давно отцвёл,Она – из века, что ещё настанет.И вечный в смене вех столетий ствол,И трепетной поэзии престолЕё живым мемориалом станет.Ахматова… Да – звучный псевдоним,Сроднившийся и с тайнами Востока,Дал имя Ей. Соединившись с нимВсем многоцветным существом своим,Она сияет вне границ и срока… …Она жила на грани двух веков,На сломе всех устоев оснований.Она познала тяжести оковИ горечь разрушения основГармоний, грёз, и светлых упований.Она любила… Но глухой запретСудьбы на всё, что в помыслах рождалось,И полчища немых железных «нет!»Стремились погасить лампады свет,Который вёл к надеждам – как казалось… …Поэзия Её была иной,Чем свод прекрасных, но – других речений. Сияя тайной тонкой новизной,Она была то светлой, то – больнойОт мира тяжких, горьких искривлений.Она познать сумела грани твердьМеж Жизнью и молчаньем вечной Ночи.И на путях не раз встречала Смерть,Которая сквозь жизни круговертьСвой вещий взор ей устремляла в очи… …Железный век навстречу маршем шёл,Цветы и строки без следа сметая.А стих Её звучал всё. И расцвёл – Ранимый и таинственный! – но в стволПривычности вложиться не желая.Идя по тропке сквозь раздор лихой,Сквозь то, что миром средь людей зовётся, И сквозь Войну – остался он собой,Лишь закалившись в данности такойИ веруя, что к свету он пробьётся… …Изведав раны горя и печаль,И мрак опустошения, что горек,Она спасла свет духа, глядя вдаль.Её стихов навек ажурна шаль,И вечно жив Мангалочий тот дворик.И где бы ни собрались рядом те,Кто чтит Поэта Слово в жизни бурнойВ гармониях иль в серой пустоте – Её заветный взор зовёт к мечтеИз-под покрова шали той ажурной…17 июня 2024Андрей Евсеевич подарил собравшимся ещё два своих стихотворения, в которых раскрывался облик и образность Серебряного века - «Ночь спустилась в печали…» и «В нежданных судеб искривленьях…». В своём автобиографическом очерке «Коротко о себе» в 1965 г.Анна Андреевна, в частности, рассказывала: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь моя со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны в эти годы и видела события, которым не было равных»[2]. Собравшиеся на юбилее выдающегося русского поэта Серебряного века услышали эти ритмы в музыкальных классических произведениях, русских народных песнях в исполнении Натальи Мудровой, – талантливой молодой исполнительницы с тембром голоса, напоминающим Лидию Русланову, а также песнях на стихи Ахматовой в интерпретации Геннадия Арефьева; непосредственно стихах Ахматовой и посвящениях ей разных участников, которые прозвучали в этот благословенный вечер. В заключение концерта Ирина Парамонова сообщила, что ахматовский музей уходит на летние каникулы до сентября 2024 года. Мы не прощались, а говорили друг другу: «До свидания!» Гуарик Багдасарова, искусствовед, член СЖ УзбекистанаФото видеооператора Светланы Руденко
1. Стихотворение было опубликовано на сайте "Близкое эхо", а также в книгах А. Кирдянова «Из двух веков» (2015), "Обожжённая нежность. Избранное" (2015). 2. Анна Ахматова. Лирика. – М.: Художественная литература, 1990. С. 8
|
|