Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература
Мир знаний
04.04.2020 / 21:40:59

Роль библиотек и архивов в сохранении и распространении письменной культуры Узбекистана


Фредерик Старр, Профессор университета Джонса Хопкинса в городе Балтимор, штат Мэриленд, США. Основатель и председатель института Центральной Азии и Кавказа

Все народы стремятся принять и продвинуть свое культурное наследие, но у Узбекистана есть особые причины для этого. С одной стороны, можно претендовать на необычайно богатое наследие прошлого, охватывающее четыре тысячи лет, людей со всех уголков Евразии, могущественных и богатых империй, большинства мировых религий, потрясающие достижения в искусстве, архитектуре и культуре, которые не имели себе равных где-либо на земле. С другой стороны, во времена упадка, сопровождаемые контролем вплоть до 1991 года, привели к тому, что многие из этих достижений были забыты или потеряны. Только с повышением суверенитета и независимости стало возможным окунуться в это необычайное наследие свежим взглядом.

Невозможно за короткое время благодарить всех тех людей, которые поддерживали очаг культуры Узбекистана на протяжении последних поколений, и тех, кто активно работает над тем, чтобы возродить ее сегодня. В их число входят ученые, поэты, музыканты, педагоги. журналисты, политические деятели и обычные граждане. Этот дух жив и здоров сегодня. Существует сильное желание вернуть культурное наследие Узбекистана, восстановить его и вернуть обратно в национальную структуру.

Среди лидеров этого движения сегодня Фирдавс Абдухаликов, динамичный основатель первой в регионе независимой телевизионной станции в Самарканде, недавно назначенный руководителем известной в Узбекистане киноиндустрии. Благодаря его инициативе и множеству людей в Узбекистане и за рубежом была создана международная организация «Культурное наследие Узбекистана». Это повлекло за собой изучение и представление произведений искусства, архитектуры и литературы, что означало поиск музейных и частных коллекции по всей стране и в зарубежных странах. Благодаря этим огромным усилиям количество известных сокровищ на  территории современного Узбекистана увеличилась, и это еще не все.

Задача сохранения и культуры письменного слова           

Большая часть наследия культуры Узбекистана хранится в музеях. Как мы уже отмечали, проект «Культурное наследие Узбекистана» проделывает героическую работу по выявлению малоизвестных сокровищниц, которые хранятся в музеях мира. Проект также призывает директоров и кураторов музеев выставлять эти работы на выставках и предоставлять их в аренду музеям в других местах. Однако крайне важно признать, что библиотеки и архивы играют одинаково важную роль в сохранении и распространении плодов культуры. Они не только собирают книги и рукописи, которые в противном случае могут быть утеряны, но и выполняют огромную работу по восстановлению хрупких свитков и рукописных документов. Только благодаря открытию и сохранению этих древних документов, можно заново открыть всю историю мысли в таких разных областях, как философия, математика, астрономия и медицина.

Такие крупные учреждения, как Центр восточных рукописей им. Абу Райхана аль-Бируни и Национальная библиотека им. Алишера Навои в Ташкенте, получают  поддержку от правительства и работают на высоком мировом уровне. Однако провинциальные коллекции и библиотеки часто не имеют средств для сохранения материалов, представляющих ценность для местной истории и культуры. Они заслуживают большей поддержки и этот факт может быть поднят, как международными спонсорами, так и местными чиновниками.

Совершенно отдельно от этой проблемы является тот факт, что до настоящего времени сохранилась лишь малая часть произведений великих ученых, врачей, философов, математиков и изобретателей Узбекистана. Например, едва ли десятая часть произведений таких гигантов, как Бируни, Аль-Хорезми или Ибн Сина, сохранилась до наших дней. Большая часть остальных была испорчена на протяжении веков. Тем не менее, более чем вероятно, что гораздо больше этих ранних произведений сохранилось в частичной форме в библиотеках и архивах мира. Тот факт, что в двадцатом веке были обнаружены разные работы, свидетельствует об этой истине. Безусловно, многие из «потерянных» работ могут существовать только в фрагментарной форме, будучи включенными в более поздние работы, которые еще не были должным образом каталогизированы.

Настало время изучить эту перспективную сферу. Необходим раздел «Культуры Узбекистана», посвященный письменному слову, или отдельная, но параллельная и скоординированная инициатива с той же целью. Молодые ученые могли обращаться к крупным и второстепенным библиотекам, архивам и репозиториям в поисках законченных работ и, скорее всего, игнорировать фрагменты работ великих мастеров Золотого века Центральной Азии. Затем их можно скопировать так же, как «Культура Узбекистана» копирует произведения искусства и публиковать в соответствующих форматах.

Немного менее заслуживает нашего внимания тот факт, что только несколько основных произведений всемирно известных деятелей  территории современного Узбекистана были переведены на современный узбекский язык, в то время как еще меньше доступно на основном языке мировой науки - английском. Десять лет назад Первый президент Узбекистана инициировал программу по выпуску и публикации окончательных узбекских и английских переводов основных произведений ведущих мыслителей  территории Узбекистана. Такие издания необходимы, если ценности таких людей, как Бируни, Хорезми и Ибн Сина, должны быть сохранены, как живое наследие и переданы будущим поколениям на родине и за рубежом. К сожалению, эта инициатива с тех пор застопорилась. Пришло время обновить её и выпустить современные переводы произведений известных мыслителей Узбекистана, которые дадут новую жизнь гениям из прошлого Узбекистана. Без таких изданий эти гиганты в противном случае останутся не более чем забытыми именами в учебниках и их огромными достижениями, неизвестными ни гражданам современного Узбекистана, ни образованной общественности во всем мире.

Обещания и опасности туризма

Усилия Министерства туризма и организации «Культурное наследие Узбекистана» уже вызывают зарубежный интерес к Узбекистану, как туристическому направлению, богатому архитектурными и художественными сокровищами. Этот интерес, несомненно, будет расти в будущем, принося экономические выгоды основным направлениям и стране в целом. В то же время Узбекистан должен признать деструктивную сторону туристической индустрии. Опыт всех основных туристических направлений в мире подтверждает, что массовый туризм неуклонно изнашивается и ухудшает те места, которые привлекают туристов в первую очередь. Не менее разрушительной является тенденция вытеснять местных жителей из исторических кварталов и превращать эти сооружения в отели и магазины, которые обслуживают туристов. С точки зрения нормального общества туризм создает мертвые зоны, такие же стерильные и безжизненные, как Аральское море.

Проще говоря, туризм может разрушить незаменимые сокровищницы и уничтожить исторические сообщества, которые связывают прошлое и настоящее. Единственный способ избежать этого - полностью избежать массового туризма и отдать предпочтение «высококлассному» культурному туризму с меньшим количеством туристов. Это требует строгого контроля, который будет способствовать качеству, а не количеству, и стойкому сопротивлению многим силам, которые будут энергично подталкивать к расширению массового туризма. Это также требует, чтобы индустрия туризма стала более осведомленной о том, что она представляет, и стала более сложной в целом.

Своеобразная реальность архитектурного наследия Узбекистана и Центральной Азии состоит в том, что большинство наиболее значительных зданий прошлого были построены из высушенного на солнце кирпича, а не из камня. Со временем они просто растворились. Археологи могут раскопать  фундаменты, но посетителю ничего не остается увидеть и, следовательно, невозможно оценить то, что когда-то существовало на месте.

Лучший способ решить эту проблему - разработать виртуальные реконструкции древних и средневековых зданий. Компьютеризированная реконструкция может позволить студенту или туристу, который посещает, например, Шахрисабз, увидеть не только немногие остатки дворца Тимура, но и всю структуру, которая когда-то существовала. Действительно, и студент, и посетитель, или кто-то, кто находится за полмира, могут совершить виртуальную прогулку по зданию и, таким образом, полностью оценить его чудеса.

Организация для продвижения исторического сохранения

Что необходимо сделать для защиты существующих зданий и сообществ, которые являются важной частью культурного наследия Узбекистана? В отличие от книг и рукописей, которые можно хранить в строго контролируемых условиях в библиотеках и архивах, здания и исторические сообщества подвержены воздействию погоды и, что еще более опасно, прихотям градостроителей и застройщиков. Законы защищают то, что называют «архитектурными памятниками», то есть теми немногими зданиями, которые могут занимать видное место в истории архитектуры. Но они не делают ничего, чтобы защитить непосредственное окружение таких зданий. Что еще более важно, они не защищают те сотни других менее значительных зданий из прошлого, которые в отдельности и вместе свидетельствуют о духе и ценностях народа Узбекистана. Таким образом, защита целых исторических общин - например, древних и благородных махаллей Самарканда и Бухары - оставлена ​​на волю случая. Такие общины со своими домами с дворами и виноградными беседками воплощают традиционный образ жизни народа Узбекистана. Лучший способ обеспечить защиту исторических сооружений и целых кварталов, которым угрожает неосторожная перестройка, - это самоорганизация граждан. Сотни неправительственных обществ по сохранению истории существуют в Англии, США, Японии и Европе. Они нужны и узбекистанцам. Такие группы могут мобилизовать гражданскую поддержку для сохранения исторических структур и кварталов и, собственно, самой культуры Узбекистана. Они могут объяснить правительственным чиновникам и бизнесменам ценность того, что находится под угрозой. И они работают с хокимами и официальными агентствами, чтобы найти средства для его сохранения.

Региональный подход к истории культуры

Во многих отношениях замечательные культурные достижения, которые произошли на территории современного Узбекистана, неразрывно связаны с пятью современными соседями Узбекистана в Центральной Азии. Великие буддийские центры в Термезе были связаны с коллегами в Афганистане, энергичные и религиозные согдийцы оккупировали узбекский и таджикский сегменты долины Зеравшан, тюркские караханиды, которые недолго правили Самаркандом и Бухарой, вышли из своих столиц в Кыргызстане, и последователи Тимура создали их последнюю столицу в Герате на территории современного Афганистана. Такие деятели, как Хорезми, Бируни и Ибн Сина, работали на территориях нескольких современных государств Центральной Азии.

Чтобы в полной мере ощутить все богатство и сложность культурного наследия Узбекистана, в будущем будет полезно расширить рабочие контакты со всеми соседними странами. Такие ссылки должны фокусироваться на общих элементах их культурного наследия. Эти связи могут первоначально ограничиваться научными и художественными проблемами, такими как регулярные встречи между музеями, с прессой, археологическими и другими институтами и т. д. Однако со временем, такие связи могут привести к появлению привлекательных туристических пакетов, которые охватят Узбекистан или несколько других стран Центральной Азии. Расширяя возможности для иностранных туристов, которые делают свою базу в Узбекистане, число туристов будет расти, что могло бы стать интересным и прибыльным проектом для всего региона.

 

Материал подготовил Фаррух Мусаев





Другие материалы рубрики

29.03.2020 / 13:34:08

История формирования архивного фонда Государственного Эрмитажа. Современный опыт по сохранению рукописных памятников

Современная структура Отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа сформировалась в 1979 году. В настоящее время в состав Отдела входят научный архив и фотоархив. Уникальные документы, хранящиеся в архиве, отражают большой и сложный путь, который прошел Эрмитаж от дворцового собрания картин до одного из крупнейших музеев мира Далее...

27.03.2020 / 01:30:58

Нумизматическая коллекция Государственного Музея искусств Узбекистана

Государственный музей искусств Узбекистана располагает обширным собранием памятников материальной культуры - археологических предметов и нумизматики Далее...

17.03.2020 / 21:57:27

10 фактов об израильских детских садах

"Твоя дочка единственная, которая ходит в белых носках". Эту фразу я не забуду никогда. Услышав эти слова от воспитательницы детского сада, непроизвольно глаза опустились вниз и увидели около шестидесяти босых ног. Далее...

27.02.2020 / 10:58:31

О картине Эдгара Дега "Оркестр оперы"

Вся эта сложная многолюдная композиция картины "Оркестр оперы" затевалась ради центральной фигуры фаготиста. Это друг Эдгара Дега – Дезире Дио, которому художник и подарил в конце концов готовое полотно. Далее...

19.02.2020 / 12:15:12

Сестры Полгар: Невероятная история успеха трех шахматных королев

Люди, бывшие совершеннолетними в 1980-1990-х годах, наверняка помнят невероятный взлет известности венгерских сестер Полгар: Жужи, Софи и Юдит Далее...





21.07.2024 / 20:13:17
Али Хамраев. Всем...Всем…Всем!
 
18.07.2024 / 16:06:39
В Ярославле завершился 19-ый кинофестиваль семейных и детских фильмов "В кругу семьи"
 


19.07.2024 / 14:39:12
Очарованные Манасом Левиевым. Творческий путь
 
10.07.2024 / 11:12:34
Дорогая Инесса Сергеевна
 


06.07.2024 / 15:42:20
Какие туристические объекты Узбекистана привлекают россиян?
 
03.06.2024 / 10:08:07
Отмечено значение дальнейшего развития туризма стран-членов ОИС под председательством Узбекистана
 


16.07.2024 / 09:34:51
Обзор № 3 литературно-художественного журнала "Звезда Востока" за 2024 г.
 
30.06.2024 / 13:32:57
Узбекский писатель стал заслуженным деятелем культуры Кыргызстана
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте