Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
14.05.2018 / 13:22:25
Эстрадно-цирковому колледжу – 85 лет!8 мая 2018 года в Республиканском эстрадно-цирковом колледже состоялась научно-практическая конференция, посвященная двум знаменательным датам в истории узбекского искусства – 125-летию со дня рождения основоположника династии джигитов-наездников, одного из основоположников узбекского цирка Народного артиста Узбекистана Карима Зарипова, а также 85-летию со дня создания Республиканского эстрадно-циркового колледжа. Изучая архивные материалы по истории узбекского цирка, я обнаружил немало интересных сведений, свидетельствующих о том, открытие эстрадно-циркового техникума в Ташкенте в 1933 году явилось одним из важных событий в истории узбекского искусства 30-х годов ХХ века. Чем же была вызвана необходимость в его создании и какую роль сыграло творческое учебное заведение в развитии эстрадного и циркового искусства в Узбекистане? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно более подробно рассмотреть те исторические условия, на фоне которых происходило развитие и становление эстрады и цирка в Узбекистане. Как известно, в 1920-е годы, в силу объективных обстоятельств, в цирках и на концертных площадках, действовавших на территории Узбекистана, стало сокращаться количество иностранных артистов, приезжавших сюда на гастроли из России и других стран. Для того, чтобы не снизился художественный уровень цирковых и эстрадных программ, нужны были новые оригинальные номера, но в исполнении не приезжих, а местных артистов. Однако к тому времени значительная часть узбекских артистов, не выдержав конкуренции со стороны гастролеров, оставила манеж и вернулась в традиционный театр и цирк, выступая на народных гуляниях, на ярмарочных и базарных площадях. Именно в данных условиях впервые на повестку дня ставится вопрос о необходимости подготовки и переподготовки национальных артистических кадров и налаживании постановочной работы на качественно новом уровне. Цирковая арена и эстрадная сцена должны были стать не только прокатной площадкой для приезжих артистов, но и своеобразной творческой мастерской, кузницей новых талантов. Кроме того, необходимо было в принципе изменить систему работы цирковых предприятий и осуществлять координацию их деятельности. Иными словами, возникла насущная необходимость в осуществлении коренной реформы циркового дела в Узбекистане и оказании ему государственной поддержки. В 1930-м году в Ташкенте, при Народном комиссариате просвещения, создается Управление государственными цирками. Оно объединило в себе свыше двадцати цирков, действовавших на территории всей Центральной Азии – в Узбекистане, Казахстане, Киргизии, Туркмении, Таджикистане. Для укомплектования творческого состава, со всей республики из числа артистов традиционного цирка, было отобрано около ста человек, исполнявших в общей сложности, более тридцати номеров. Помимо этого, по мере необходимости, Управление приглашало по договору из России русских артистов, исполнявших те номера, которых не было в репертуаре узбекских артистов. В 1932 году в Ташкенте при Народном Комиссариате Просвещения создаётся Узбекское Государственное Объединение музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий (УзГОМЭЦ). Новая творческая организация объединила в себе все концертные и цирковые предприятия, действовавшие на территории республики. Управление государственными цирками вошло в его состав в качестве структурного подразделения. Создание УзГОМЭЦ позволило поднять развитие циркового и концертного дела на качественно новый уровень. С первых же дней оно развернуло деятельность по двум направлениям – подготовке национальных кадров и созданию творческих баз на территории республики. При этом приоритетное внимание было уделено именно первому направлению. Руководство УзГОМЭЦ хорошо понимало, что без подготовки молодых исполнителей, без создания новых цирковых и эстрадных номеров разных жанров, не могло быть и речи о высоком художественном уровне репертуара зрелищных предприятий. Подготовка национальных кадров в УзГОМЭЦ осуществлялась в двух направлениях, которые можно условно назвать традиционным и современным. Традиционное направление заключалось в использовании издавна сложившейся в узбекском зрелищном искусстве школы индивидуального ученичества – «устоз – шогирд». Наиболее квалифицированные и опытные артисты брали себе в ученики подростков, которые при помощи своих наставников путём ежедневных тренировок овладевали старинными жанрами узбекского площадного искусства. Они учились исполнять акробатические прыжки, показывать гимнастические упражнения на трапеции, танцевать на ходулях, жонглировать глиняными чашками, блюдами или пиалами, ходить по канату, исполнять комедийные сценки, танцевать, а также играть на национальных музыкальных инструментах. Примечательно, что подобная школа ученичества сохранилась в узбекском народном искусстве до сих пор. Как показывает опыт, уровень профессиональной подготовки в ней был достаточно высоким, поскольку ученики приобретали навыки работы в разных жанрах и становились универсальными артистами. Именно этот метод обучения использовали Ташкенбай Эгамбердиев, Мухаммад Ходжаев, Карим Зарипов, Хатам Мадалиев, Рахман Абдухалилов и другие мастера узбекского цирка, которые сами прошли школу ученичества. Современный метод подготовки артистических кадров осуществлялся в специальном учебном заведении – эстрадно-цирковом техникуме, открывшемся в 1933 году при УзГОМЭЦ. Необходимость создания техникума была очевидной и несомненной. В те годы на территории пяти республик Центральной Азии действовало более двадцати цирков, а также десятки клубов, открытых эстрадных площадок, где проводились разнообразные концерты и массовые представления. Для обеспечения их плодотворной работы нужны были новые номера самых разных жанров, новые разнообразные и красочные программы. С этой целью и было принято решение об открытии учебного заведения. К педагогической и тренерской работе в техникуме были привлечены работавшие в Ташкенте узбекские и русские артисты, имевшие большой творческий опыт. В частности, длительное время техникум возглавлял и преподавал в нем известный кизикчи и акробат, основоположник династии джигитов-наездников КаримЗарипов. Набор в училище проводился на конкурсной основе, исходя из внешних и физических данных абитуриентов. Учебная программа предусматривала специализацию по основным жанрам циркового искусства, таким, как акробатика, воздушная гимнастика, эквилибристика и жонглирование. На эстрадном отделении проводились занятия по сценической речи, пантомиме, вокалу, хореографии, игре на музыкальных инструментах. Вместе со специалистами разных жанров над постановкой номеров работали режиссер-постановщик и балетмейстер. Оснастить техникум необходимым инвентарем и аппаратурой помогли профессиональные артисты цирка и эстрады, которые безвозмездно передали собственный реквизит, сценические костюмы, музыкальные инструменты. Если в процессе индивидуального ученичества основное внимание уделялось подготовке сольных номеров, то в техникуме осуществлялась постановка парных и групповых номеров, без которых цирковые и эстрадные программы не могли быть полноценными. Так же в техникуме проводилась переподготовка уже действующих цирковых номеров – в них вводились новые исполнители, усиливалась и усложнялась трюковая работа. В конечном счете, создание техникума сыграло значительную роль в формировании узбекского национального искусства, в пополнении творческого состава новыми исполнителями, в повышении художественного и исполнительского уровня цирковых и концертных программ. Особо следует отметить, что Ташкентский эстрадно-цирковой техникум был в то время единственным учебным заведением подобного рода во всей Центральной Азии. Он стал не только кузницей кадров, но и своеобразной постановочной базой для всех цирковых и концертных предприятий региона. В наши дни республиканский эстрадно-цирковой колледж по-прежнему является единственным во всём центрально-азиатском регионе. С 2005 года его возглавляет заслуженная артистка Узбекистана, кавалер ордена «Дустлик» Карима Зарипова, которая достойно продолжает лучшие традиции в сфере эстрадно-циркового образования, у истоков которых стоял её дедушка – Карим Зарипов.
Пулат ТАШКЕНБАЕВ, кандидат искусствоведения
|
|