Мирон Пенсон — известный кинооператор, большой мастер фотографии. Он был заслуженным работником культуры Узбекистана. Родился в семье выдающегося фотокорреспондента, автора известной фотографии «Узбекская Мадонна», Макса Захаровича Пенсона. Их было четверо – старшая сестра Ганя, потом родился Мирон, следом был брат Эдуард и в 1932 году родилась младшая сестра, фотожурналист Дина Пенсон. Сегодня можно с уверенностью сказать, что это было настоящее созвездие талантов и одним из самых ярких представителей этой замечательной семьи был Мирон Максович. У отца, как он писал в своей книге «На волне памяти», не было выходных дней, не было праздников. Он вошел в историю Узбекистана как непревзойденный мастер фотографии и человек бесконечно влюбленный в свой родной край и создавший потрясающую серию образов своих современников. Мирон Максович стал продолжателем его дела и тоже оставил большой и добрый след на земле . Вся его жизнь была проникнута стремлением к творчеству и достижению максимального результата во всем, что он делал и как кинооператор, и как мастер художественной фотографии.
Мирон Пенсон много лет работал оператором на студии узбекской кинохроники. Ему довелось снимать многие самые значительные события в жизни республики, большие праздники в Ташкенте. После окончания Ленинградского института киноинженеров в 1952 году вернулся в Ташкент и всю свою жизнь посвятил любимому делу – съемкам фильмов, как документальных, так и художественных. «Малик Каюмов – целая эпоха в моей жизни»,– писал он в своей книге воспоминаний «На волне памяти». Они были неразлучны в течении 10 лет, вместе создали такие лучшие документальные киноленты того времени, как «Два имени – одна жизнь», «Голодная степь», «Приезжайте к нам в Узбекистан». С ведущими режиссерами Узбекистана Мирон Пенсон снял такие лучшие картины студии «Узбекфильм», как «Прозрение», «Далекие, близкие годы», «Всадники революции» и другие.
Еще одной гранью таланта Мирона Максовича стало создание им фотоальбомов «Сады Узбекистана», «Ташкент-2000», «Белое золото Узбекистана», названия которых сами говорят за себя, и нескольких книг, в которых запечатлено время и слышны его голоса.
На конечном этапе жизни он приезжал в Ташкент, можно сказать, что это было прощание мастера с родным краем. На открытии фотовыставки в галерее "Bonum Factum", посвященной жизни и творчеству отца Макса Пенсона, в интервью сайту Культура Уз он говорил о своей бесконечной любви к Узбекистану, незабываемых годах активной творческой деятельности в нашем крае и добрых переменах на узбекской земле.
Б.Бабаев