Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
02.06.2018 / 18:24:18
День рождения звезды. Мукаррама ТургунбаеваЕжегодно в последний день календарной весны - 31 мая, танцевальный мир Узбекистана отмечает день рождения Народной артистки СССР Мукаррам Тургунбаевой. При жизни Мукаррам-опы я не помню таких пышных торжеств, которые стали проводить в этот день после ее кончины. Много лет 31 мая проводили республиканский конкурс молодых исполнителей имени М.Тургунбаевой. Наверное, это было правильно. Со всей республики в Ташкент приезжали юные таланты и показывали свое мастерство перед очень требовательным жюри. В его составе, особенно в первые годы, были звезды легендарного ансамбля «Бахор» и другие самые известные танцовщики и балетмейстеры страны. В последние годы, уж не знаю по какой причине, конкурс этот не проводится. Высшая школа хореографии (ТГВШНТиХ) отмечала день рождения М.Тургунбаевой круглыми столами с участием студентов и авторитетных искусствоведов, концертами в стенах училища, где учащиеся исполняли танцы, поставленные в разные годы Мукаррам-опой. Одним словом, мероприятий, говоря языком чиновников, было более чем достаточно. Для артистов и музыкантов ансамбля «Бахор» 31 мая начиналось с посещения Чигатайского мемориального кладбища. Там, у могилы танцовщицы собирались все, кто в разные годы работал в ансамбле, и для кого уход Мукаррам-опы навсегда стал личным горем. Потом музыканты ансамбля делали плов во дворе концертного зала «Бахор», где многие годы находились «штаб-квартира» ансамбля и его музей, на который приходили все, кто знал и любил эту удивительную женщину. Позже, когда у ансамбля забрали это помещение, все в этот день собирались в музее Тамары Ханум. И это не было случайно выбранным местом встречи. Мукаррам-опа до последних дней жизни считала Тамару Ханум своей матерью, старшей сестрой, самым главным человеком в жизни. Тамара Артемовна увидела ее еще девочкой и всю жизнь опекала Мукаррамхон, любила ее всем сердцем и считала своим самым главным открытием. Ей она передала тайны узбекского народного танца, и вместе с усто Алимом Камиловым огранили этот народный самородок до блеска редчайшего бриллианта. Потом, правда, наступили такие дни, когда Мукаррам-опа уже оберегала и всячески помогала Тамаре Ханум. Приходила к ней перед каждыми своими гастролями, рассказывала, куда едет коллектив, прощалась и тихонько, так чтобы опа не заметила, оставляла ей деньги. На расходы. Она знала, что Тамара-опа никогда не будет просить о помощи. Всю жизнь знаменитая на весь мир артистка сама помогала людям. Во время войны танки на фронт отправляла и даже самолет, но теперь уже не работала и жила на скромные доходы. 31 мая - не день памяти Мукаррам Тургунбаевой (она умерла 26 ноября 1978 года). Это день ее рождения. Хотя, если честно, дата эта произвольная. Опа сама не знала точной даты своего рождения. Рано осиротела и родственники, у которых она жила, говорили, что родилась она в разгар весны. Но в паспорте стояла дата 16 сентября. Это был день, когда ее зачислили артисткой в Узбекский Экспериментальный театр. Мукаррам-опа сама выбрала эту дату. С этого дня начался ее творческий путь восхождения к вершинам танцевального искусства. Прошла она его достойно, хотя все было не так безоблачно, как нам сегодня кажется. Чем дальше уходит Мукаррам-опа от нас, тем больше легенд рождается вокруг ее имени и, главное, творчества. И как тут не вспомнить имя замечательного искусствоведа, историка узбекского танца, кандидата искусствоведения Любови Александровны Авдеевой. На мой взгляд, нет лучше работы о творчестве Мукаррам-опы и ансамбля «Бахор», чем ее книга «Танец Мукаррам Тургунбаевой». Сколько редкой информации собрано в этом труде, какой точный анализ дан постановкам Мукаррам-опы, ее танцевального творчества! А главное – написано с такой любовью и восхищением, что просто душа замирает, когда читаешь книгу. Как-то слышала такую фразу: «Ну, вот! У нас теперь есть новая Авдеева!». Нет у нас новых Авдеевых и, к моему глубокому сожалению, не будет. Масштаб личности не тот. У каждого из нас, тех, кто работал в ансамбле «Бахор», в памяти осталась своя Мукаррам-опа. Она была разной: веселой, ценившей хорошую шутку, резкой, когда ее не понимали, серьезной и задумчивой, когда работала над новой постановкой, доброй и душевной, когда у ее девочек, так она нас всех называла, что-то не складывалось в личной жизни. Могла отчитать за ошибки, наказать за какой-то промах, подсказать, как лучше сделать грим или заплести косы. Разная, очень разная она была. Из личного опыта общения с Мукаррам-опой часто вспоминаю эпизод, когда я забыла выйти на сцену и завести куклу в знаменитом танце, поставленном Мукаррам-опой для Валентины Романовой. Дело было в Москве на концерте во Дворце съездов. Представляете?! Я была ведущей концерта и за кулисами во время исполнения Вали этой самой «Куклы», переодевалась к следующему номеру. Что со мной случилось? Как я могла так отвлечься и забыть о том, что мне надо выйти и большим золотым ключом завести куклу, чтобы она продолжила свой танец. Ох, и досталось же мне! Сначала от Вали Романовой, которая накричала на меня за кулисами, а вечером в гостинице от опы. Меня сняли на неделю с ведения концертов и оставили только в двух танцах – «Вальс Бахор» и «Пахта» просто потому что народу не хватало. А вообще-то грозились совсем снять с концертов. Это было жестокое наказание. Сколько слез было пролито! Запомнилось на всю жизнь. Сейчас из Мукаррам-опы делают идеального человека, почти идола, которому поклоняются танцовщицы разных поколений. Не думаю, чтобы ей это понравилось. Она очень переживала, что «гипноз «Бахора» направил все танцевальное искусство республики в одно русло». Это цитата их книги Л.А.Авдеевой «Танец Мукаррам Тургунбаевой». И далее: «У нас девочки выходят справа, а в новом танце какого-то ансамбля – слева, вот и все новое…» На мой взгляд это актуально и сегодня, а книга-то написана в 1989 году! В этом году Мукаррам-опе исполнилось бы 105 лет и осенью будет 40 лет, как ее нет с нами. Когда-то Кахрамон Дадаев выдающийся дойрист, Народный артист Узбекистана, на одном из юбилеев Мукаррам-опы сказал, что «Аллах послал Мукаррамхон узбекскому народу, как свою улыбку». Красиво и очень точно сказано. Время, время, время… Какая-то непонятная субстанция. Люди уходят и все меньше остается тех, кто помнит Мукаррам-опу молодой, тогда еще без своего знаменитого коллектива ансамбля «Бахор». Она работала в Большом театре оперы и балета им. А.Навои, делала свои первые постановки... Балет она любила, и ее последняя постановка была для «Молодого балета» театра им. Навои - «Голубой маком» на классическую узбекскую музыку. Спасибо, что она была с нами. Верю, что память о ней сохранится на долгие годы.
ЛЮДМИЛА РАДЖАБОВА, журналист, педагог, ученица Мукаррам Тургунбаевой
|
|