Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
09.06.2018 / 21:57:24
Учебный год 2018-2019: нововведения, актуальные задачи и анализ проблемСтремительное развитие науки и техники, происхождение различных событий требует от сферы образования, как и от других сфер, применение нового подхода, внедрение инноваций. Это, в свою очередь, отражается в необходимости дальнейшего совершенствования учебных программ, учебников, методик, своевременного повышения квалификации учителей, внедрение в учебный процесс современных и передовых информационных технологий. На сегодняшний день учащиеся общеобразовательных школ обеспечиваются учебниками и учебно-методической литературой посредством арендной системы на основе постановления Президента Республики Узбекистан «О дополнительных мерах по совершенствованию системы обеспечения учебниками общеобразовательных школ» от 31 мая 2006 года. Реализация учебников посредством арендной системы создает для родителей удобство и позволяет полностью обеспечить учащихся учебниками и учебно-методической литературой. Учащиеся 1-го класса общеобразовательных школ, домов «Мехрибонлик», воспитанники специальных школ и школ-интернатов, дети из малообеспеченных семей обеспечиваются учебниками бесплатно. Для первичного обеспечения арендной системы общеобразовательных школ учебниками выделяются средства из государственного бюджета. Обеспечение библиотечных фондов общеобразовательных школ, в частности, приобретение и доставка учебников и учебно-методических пособий для учащихся на основе арендной системы осуществляется Республиканским целевым книжным фондом при Министерстве финансов. Согласно действующим нормативно-правовым актам для учащихся 1-х классов общеобразовательных школ учебники издаются каждый год, 2-4-х классов – один раз в два года и 5-9-х классов один раз в четыре года. Процесс выбора авторов для новых учебников происходит открыто. В нем принимают участие профессорско-преподавательский коллектив, ученые и практикующие учителя. В связи с внедрением в нашей стране 11-летнего образования, исходя из приоритетных направлений развития общества, на основе изучения мнений ученых, практикующих педагогов и широкой общественности для 10-11 классов были заново разработаны учебные планы по 12 общеобразовательным предметам, внесены соответствующие изменения. На основе предметных программ для учащихся 10-х классов были изданы учебники в 18 наименованиях на 7 языках в 9 млн.экз. и доставлены на места. С целью качественного и своевременного издания учебников для 2018/2019 учебного года Министерство народного образования начало подготовительные работы. При этом отдельное внимание уделяется содержанию и дизайну. В 2018-2019 учебном году были подготовлены учебные и учебно-методические комплексы в полном комплекте для 1-2-х и 11-х классов общеобразовательных школ и начаты работы по их изданию. В частности, для 11-го класса создан оригинальный макет учебников 32 наименований по 20 предметам на 7 языках. Для 1-2-х классов учебно-методические комплексы 76 наименований были подготовлены к переизданию. Для нового учебного года учебники будут изданы в 28 млн. экз. Вместе с тем наблюдаются некоторые проблемы и недостатки по созданию на основе современных требований учебников и учебно-методических комплексов общего среднего и среднего специального образования, подготовке их к изданию. В частности, в учебниках и учебно-методических комплексах не уделяется должное внимание отражению практических и контрольных заданий, основанных на компетентном подходе, теория отдалена от практики, что приводит к неполному усвоению учащимися необходимых знаний по точным и естественных предметам, учащиеся не могут полноценно применять приобретенные знания в повседневной жизни. Предъявленные требования технического регламента к созданию учебников и учебно-методических пособий (шрифт, кегель, длина и количество слов, плотность, цвет бумаги) необходимо пересмотреть с учетом международного опыта. Нехватка квалифицированных специалистов в издательствах и типографиях при подготовке учебников и учебно-методических пособий к изданию, в частности, редакторов, переводчиков, корректоров и художников приводит к тому, что они выпускаются с орфографическими ошибками, иллюстрации и рисунки публикуются в не соответствующем современным требованиям виде. Поэтому сегодня разрабатывается новый порядок по созданию учебников и учебно-методических пособий, на основе чего предусмотрено их совершенствование и внедрение в практику после апробации в образовательных учреждениях. Согласно новому порядку создание учебников осуществляется в течение одного месяца издательствами и проводится через экспертизу практикующими учителями. После внесения изменений на основе полученных заключений и предложений они проходят апробацию в течение месяца в образовательном учреждении. По результатам экспериментальных работ разрешается издание в типографиях прошедших проверку учебников. Печатные организации обеспечивают издание учебной литературы в необходимом качестве и на уровне мировых стандартов. Привлечение на основе общественности экспертной группы и рецензентов, куда входят ученые, методисты и практикующие учителя, к работе по разработке, подготовке к изданию учебников и учебно-методических комплексов оказывает положительное влияние на их содержание. Наряду с этим Министерством народного образования проводится ряд мер по обогащению новой литературой книжного фонда общеобразовательных школ, в частности, ценными произведениями узбекской и мировой детской литературы на латинском языке. За прошедший период с целью обогащения информационно-ресурсных центров и библиотек школ в 2016-2018 годах было издано 2,3 млн. экз.книг 66 наименований на латинской графике – художественная литература узбекских и зарубежных писателей, энциклопедии, что было доставлено по всем образовательным учреждениям. Для пропаганды чтения среди учащихся в системе проводятся такие мероприятия, как «Праздник книголюбов», «Китобим-офтобим», «Литературные дни», «Презентация книги», «Лучшие читатель-книголюб», «Юные читатели».
|
|