Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.02.2019 / 00:19:01
Танец, длинною в век. Кундузхон-опа Миркаримова. И это все о ней.Тот факт, что в любимый миллионами людьми праздник Весны и Любви – 8 марта родилась именно это женщина, является свидетельством высшего предназначения, которым оделила судьба наш край, подарив Узбекистану и миру искусств эту легендарную женщину.
Кундузхон-опа Миркаримова - народная артистка не только в нашей стране, но и на постсоветском пространстве, лауреат многочисленных молодежных фестивалей мира, призер олимпиады искусства, обладатель медали «Шухрат» и ордена «Дусглик», лауреат национальной премии «Эътироф-2016» («Признание») в номинации «Внимание, уважение, почет», профессор, преподаватель Ташкентской высшей школы хореографии и национального танца.
Ее служение богине танца Терпсихоре длится почти век, потому что, несмотря на более чем почтенные годы, она продолжает оставаться Мастером, чье мнение и советы бесценны. Выступления Кундуз Миркаримовой на многочисленных сценических подмостках Азии, Африки, Европы и Америки покоряли сердца миллионов зрителей, впервые знакомившихся с узбекским народным классическим танцем.
Танцевать маленькая Кундуз, начала с раннего детства, когда при звуке музыки живо реагировала на первые такты. Родители понимали, что у девочки талант, и ее необходимо обучать на профессиональном уровне. В открывшееся в середине 30-х годов прошлого столетия хореографическое училище в Ташкенте на Бешагаче родители неохотно отдавали девочек на учебу. Сказывались строгое религиозное воспитание старшего поколения, боязнь нового, несвойственного узбекскому менталитету - обучать девочек танцу. Но маленькую Кундуз в училище привела мама, которая сама была очень жизнерадостным, светлым человеком, любила танцевать, была пластичной, с удовольствием играла ложками и тарелками, отбивая ритмическую мелодию. Она сердцем почувствовала, что изучение танцевального искусства будет путеводной звездой для дочери, которую очень любила и желала ей счастья в жизни.
Таким образом, в 1938 году Ташкентское хореографическое училище имени Тамары Ханум стало первой школой становления будущей звезды, прославившей в дальнейшем национальное узбекское искусство на всех континентах мира. Первым учителем классического танца в училище у Кундузхон была Вера Николаевна Губская, которая оставила о себе добрую память не у одного поколения балерин. Учиться у Веры Николаевны ей посоветовали Бегим-ая - жена устоза Алима Комилова - лучшего дойриста того времени. Домла Губская сразу же отметила для себя хорошие хореографические данные юной ученицы, ее музыкальность и чувство ритма. С большим воодушевлением начала учебу Кундузхон, но закончить школу не успела - началась война.
Несмотря на сложности военного времени, девочка, считавшая себя служительницей искусства, вместе со своими подругами не сидела сложа руки. Они выступали с концертными программами перед ранеными солдатами, поддерживали дух бойцов, старались поднять настроение. После небольшого перерыва вновь возобновились занятия в училище, где Кундузхон обучалась до 1945 года. В 1948 году в театре имени Мукими участвовала в балете «Сухайль и Мехри» (постановка В.Н. Губской, автор музыки Маннон Левиев). В 1949 году она попала в группу молодых одаренных танцоров, которых отправили на стажировку в Москву в хореографическое училище при Больтом театре, которое тогда считалось лучшим в бывшем Союзе. Три года училась молодая балерина из Узбекистана мастерству танца под руководством педагога Марии Алексеевны Кожуховой.
В 1952 году балетная труппа театра Алишера Навои пополнилась талантливыми начинающими балеринами, которые впоследствии получили высокие награды и звания правительства Узбекистана. Среди них народная артистка Узбекистана Гульнара Маваева, Клара Юсупова, заслуженные артистки республики Фая Насырова, Раджаб Гангуриев и Кундуз Миркаримова. В Государственном театре оперы и балета имени А.Навои Кундуз Миркаримова работала два года под наблюдением опытных мастеров, предсказывавших ей хорошее будущее балерины. Но судьба распорядилась иначе…
Выдаюшийся мастер узбекского танца, легендарная Мукаррамхон-ая Тургунбаева пригласила Кундуз Миркаримову к себе. Наблюдая за творчеством балерины с классическим московским образованием, Мукаррамхон-она решила обучить Кундуз Миркаримову узбекским танцам «Тановар», «Жонон» и другим, так как почувствовала в ней ту искорку, которая убедила великого мастера выбрать именно Кундузхон своей ученицей. Это было подарком судьбы. Кундуз всегда была горячей поклонницей творчества 'Гургунбаевой, восхищалась ее мастерством и человеческими качествами. Заниматься с мэтром национального танца было легко и радостно. Кундуз впитывала в себя уроки своей наставницы, запоминала каждое слово и жесты. На всю оставшуюся жизнь осталась благодарна Мукаррам Тургунбаевой за ту щедрость, с которой делилась она своим мастерством, обучившая и осветившая, словно факел, всю дальнейшую жизнь. Первое самостоятельное выступление на сцене произошло благодаря случайности. В театре шла опера «Гульсара». В одном из актов должна была танцевать Тургунбаева, по она была на гастролях в области и не успевала к началу своего выступления. Начались поиски замены. Главному дирижеру Толибжону Содикову сказали, что есть молодая ученица Мукаррамхон, она знает танец «Тановар» и может исполнить в спектакле. Кундуз срочно загримировали, одели в костюм Тургунбаевой и выпустили на сцену. Когда об этом узнала Мукаррамхон-ая, она была очень благодарна своей ученице, которая не подвела ее, с блеском справилась с проблемой так, что никто и не заметил подмены. После этого Кундуз Миркаримова получила благословение своего учителя, которая еще многому успела обучить свою ученицу. В 1955 году Кундузхон и еще несколько танцовщиц готовятся участвовать во Всемирном фестивале молодежи в Варшаве вместе с бубнистом Кахрамоном Дадасвым. В Варшаву поехали танцовщицы Бернара Кариева, Тамара Юнусова, Флюра Кайдан, Рая Хадиниязова, Кундуз Миркаримова. В Варшаве узбекская группа получила первое место и золотую медаль фестиваля. В 1957 году под руководством Мукаррам Тургунбаевой был создан ансамль «Бахор», принесший мировую славу узбекскому танцу. Кундуз Миркаримова была первым помощником, репетитором и танцовщицей в этой труппекак оказалось впоследствии, ансамблю она посвятила более 20 лет. Когда прошли первые десять лет работы в «Бахоре», Кундуз-опа была вынуждена сделать перерыв, так как семья, маленькие дети требовали ухода и внимания. Но она продолжала работать, готовить кадры для «Бахора», заниматься преподаванием в хореографическом училище. В 1972 году в составе ансамбля «Бахор» было 40 танцовщиц, среди которых многие являлись ученицами Кундуз Миркаримовой. В 1978 году ушла из жизни Мукаррам Тургунбаева, но продолжателем ее дела, руководителем и главным балетмейстером «Бахора» стала ее лучшая ученица, друг и последователь Кундуз Миркаримова. За десять лет работы в ансамбле были поставлены многочисленные танцы, с триумфом прошли выступления в 29 странах мира. Искусству «Бахора» рукоплескали в Японии, Франции, Мозамбике, Йемене, Тунисе, Китае,- Индии и многих других странах. В 1987 году выступали перед воинами в Афганистане, дали более пятидесяти концертов за полтора месяца гастролей. У Кундузхон-оны очень много учеников, которые с честыо продолжали традиции узбекского национального танца. Среди них Малика Ахмедова, Мамура Эргашсва, Гуль- чехра Фазылджанова, Ушлой Мухамедлва, Гульнара Джураева, Гавхар Аманова, Карима Узакова, Дильбар Юнусова, Сайера Тураева. За более чем 45 лет преподавательской работы в хореографическом училище и 20 лет работы в ансамбле «Бахор» Кундуз Миркаримовой поставлены более 250 композиций, среди которых наиболее известными являются массовый танец «Пахта» - музыка С.Юдакова, маком «Эй Сарвиравон», сольный танец «Гульноз» на музыку М.Мирзаева, хорезмский танец «Баригал», «Узбекская миниатюра» Б.Алиева и многие другие. Двенадцать ганцев были посвящены памяти Мукаррам Тургунбаевой, над созданием которых работали вместе с Кундузхон-опой Исохор Оки- лов, Розия Комилова и Гавхар Рахимова. Среди них танец «Она калби», «Мустозот», «Ер-истаб», «Муножот» и другие. Кундузхон-опа полна творческих замыслов, ее приглашают на постановки танцев ие только в регионы нашей республики, по и соседи. Она является автором постановок четырех массовых танцев в театре имени Сары Джандарбенова в Джамбуле, работала в Китай для постановки национальных танцев в районах проживания узбекской диаспоры. Ей неподвластны годы. Когда она идет но коридору хореографического училища своей легкой, пластичной походкой в окружении юных учениц, вам и в голову не придет мысль о ее возрасте. Кундузхон-опа уверена, что силы для жизни, творчества ей дает работа, востребованность и вдохновение, сопутствующие прекрасной дочери богини танца Терпсихоры.
Дилором ЗАКИРОВА.
|
|