Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.07.2019 / 23:37:01

Александр Волков: Нужна преемственность в развитии музея имени Савицкого


Прошло 35 лет, как Нукус простился с первым директором ныне известного на весь мир музея – хранилища редкой по значимости коллекции русского и туркестанского авангарда и прикладного искусства каракалпакского народа. Даты его жизни (04.09.1915 - 27.07.1984) стали памятными для истории мировой культуры.

Музей, который носит имя своего основателя, по праву считается градообразующим учреждением столицы Каракалпакстана. Неожиданное увольнение в 2015 году преемницы Савицкого Мариники Бабаназаровой, которая около 32 лет верой и правдой служила делу своего наставника, и последующие перемены в его управлении взбудоражило отечественную и международную культурную общественность, вызвав закономерную тревогу за судьбу музея и его коллекции. 

Трижды за недолгое время сменились руководители крупнейшего музея страны, пока в марте 2019 года Министерство культуры и Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан не объявили о проведении открытого международного конкурса на должность директора Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого. 

Экспертный совет в составе министра культуры Республики Узбекистан Бахтиера Сайфуллаева (председатель), директора Музея Пикассо (Антибы) Жана-Луи Андраля, бывшего директора музея имени Савицкого, историка искусства Мариники Бабаназаровой (Нукус), исполняющей обязанности главы представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Марии дель Пилар Альварес-Ласо и директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой (Москва) рассмотрел кандидатуры нескольких претендентов. 

И отдал предпочтение российскому искусствоведу, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, заместителю Генерального директора Государственного музея искусства народов Востока по научной работе, доктору искусствоведения Тиграну Мкртычеву. 

 

Мы не раз рассказывали читателям о легендарной жизни Савицкого, истории музея и его непростой жизни наши дни. В день памяти основателя музея, 27 июля, обратились к известному московскому художнику Александру Волкову с просьбой побеседовать о Савицком и его преемниках. 

 

- Вы близко знали Игоря Витальевича, все годы директорства Мариники Бабаназаровой поддерживали с нею деловые и дружеские контакты, хорошо знакомы с Тиграном Мкртычевым. Интересно узнать ваше мнение о результатах открытого конкурса. 

- Да, день сегодня памятный – 35 лет нет в музее и с нами Игоря Витальевича. Вспоминаются встречи и общение с ним. И поскольку в последние годы события в музее его имени были горячими новостями как в Москве, так в Ташкенте и Нукусе, у меня ощущение, что Игорь Витальевич жив. Кажется, я с ним буквально вот-вот встречался. Он остался для меня живым, энергичным, всегда устремленным куда-то в очередных поисках шедевров. Глаза его горят от возможной встречи с чем-то, что он может увезти в свой музей. Несмотря на состояние здоровья, в нем жила увлеченность, страстность, энергичное желание создать удивительную по своей значимости коллекцию в Нукусе. Он собирал её , чтобы сохранить, в первую очередь, произведения искусства. Это редкий человек по степени бескорыстия и полной поглощённости своим делом. 

Встречи с ним были моментами взаимной радости. Мы его любили, и он нас, молодых в те годы художников – моего брата Валерия и меня, наших друзей Евгения Кравченко и Дамира Рузыбаева – ценил. Рассказывал, что нового раздобыл для музея, какие у него планы. Горячей его мечтой было построить новое здание. Слава богу, мечта свершилась, хотя и много лет спустя после его ухода. 

Савицкий для меня человек вечного движения и служения делу, которое всю жизнь помогало ему в этом движении. Таким энтузиазмом были преисполнены и создатели музея «Новый Иерусалим» в Истре Московской области, собиравшие тот же пласт искусства, что и Савицкий. 

 

- Видела в постоянной экспозиции музея имени Савицкого работы не только вашего отца, но и ваши, Валерия Александровича – всей вашей бригады. 

 

- Творческие отношения с этим музеем у нас сложились давно. Мы изучали коллекцию, выставляли свои работы на выставке в 1972 году вместе с Кравченко и Рузыбаевым. И потом, мы с братом лично знали мастеров кисти, чьи работы составили славу коллекции: Усто Мумина ( А. Николаева ), Н. Карахана, М. Курзина, У. Тансыкбаева. Были знакомы с московскими художниками Е. Коровай, М. Горчилиным, А. Тарасовым, О. Соколовым и другими. Из нашей домашней галереи в коллекцию музея Савицкого вошли картины А. Рыбникова. 

 

- Как восприняли сообщение о результатах открытого конкурса на должность директора Нукусского музея?

 

- С радостью. Жизнь нашей семьи связана с Нукусом с первых лет создания Савицким художественной коллекции. Мы знали его как прекрасного художника, потом как собирателя музейной коллекции. В шестидесятые годы художников «туркестанского авангарда» обвиняли в формализме, очернении социалистической действительности. Работы, годами сокрытые в мастерских, не выставлялись, художники бедствовали. Их имена нередко были безвестны. 

Савицкого поначалу в Ташкенте знали немногие. Хорошо знаком он был с моим братом Валерием – они участвовали в декаде литературы и искусства Узбекистана в Москве. Не все гладко складывалось в работе у собирателя авангарда. В начале 60 -х на него стали поступать жалобы. Для проверки в Нукус послали комиссию, в состав которой включили и Валерия. Вместе с искусствоведом Аведовой он отстоял Игоря Витальевича. Вскоре прошла персональная выставка И.В. Савицкого в Ташкенте, и Валерий горячо поддержал автора на обсуждении. Когда Савицкий задумал собирать картины для краеведческого музея в Нукусе, он вместе с Валерием уговаривал вдов и родственников некоторых из художников передать картины в музей. 

Семья Волковых в Государственном музее искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого. Нукус, 2014 г. 

Кстати, первой картиной в реестре музея под инвентарным номером 1 значится работа А.Н. Волкова. И это послужило примером для других художников и их семей. В общей сложности мы передали музею для приобретения около 90 работ нашего отца. И кто будет в нём директором, нам не безразлично. 

 

- Вы знакомы с Тиграном Мкртычевым? 

 

- Да, и на днях встречался, беседовал с ним. Он учился в ТашГУ, работал в Институте искусствознания, там же потупил в аспирантуру и защитил диссертацию по теме «Древняя космология и ее отражение в искусстве Средней Азии V-X вв.». Его профессиональное становление прошло в Ташкенте. Он любит этот край, знает и понимает менталитет народа. 

Портрет Тиграна Мкртычева кисти Виктора Литвинова, ученика П.П. Бенькова

С 1985 года он работает в Государственном музее искусства народов Востока, пройдя путь от старшего научного сотрудника до заместителя Генерального директора по научной работе ГМИНВ. Сфера его научных интересов связана с древним и современным искусством Центральной Азии. 

Тигран Мкртычев имеет колоссальный опыт музейной работы. При недавней встрече мы говорили о судьбе музея имени Савицкого. Он полон решимости вступить в бурную реку жизни музея, с тем, чтобы успокоилась жизнь в коллективе и сотрудники начали заниматься своей работой, а не переживали, кого сняли, а кого назначили. Главное – настроить людей на рабочий лад, включить их в профессиональную, серьезную и трудную работу. В первую очередь провести инвентаризацию, привести в порядок документацию, подобрать и подготовить кадры, воспитывая их в недрах музея. Это большая организационная работа. Надо разобраться с колоссальным наследием музея, оцифровать фонды. Идеи большие: привлекать современное искусство, восстановить связи с зарубежными друзьями музея. Есть и другие планы – озвучивать их директор будет сам по ходу дела. Вызывает удивление и уважение, что человек уезжает из Москвы в Нукус. Это серьезный шаг, и семья поддержала его решение. Тигран Константинович увлечён идеей , которая вне рамок личного благополучия. Должность директора Нукусского музея под силу только подвижникам рода Савицкого и Бабаназаровой.

 

- При недавнем посещении выставки «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее в Москве, я неожиданно встретила на служебной лестнице Ирину Антонову. Поздоровалась, она приветливо ответила и пошла – без всякого сопровождения. В свои 96 лет Ирина Александровна ежедневно приходит в музей, выполняет президентские задачи, участвует в записи телевизионных программ в музейных залах. Опыт её служения искусству бесценен, как и других ветеранов музейного дела. Видите ли вы при новом директоре фигуру Мариники Бабаназаровой? 

 

- Я думаю, у них будет возможность восстановить отношения. Мариника Маратовна с отдала музею Савицкого половину своей жизни. Не будем заранее обсуждать этот вопрос. Тигран отдает отчет её роли в развитии музея, очень ценит её опыт и хочет, чтобы она помогла ему как опытный профессионал. Безусловно, он будет работать в самом прямом контакте с преемницей Савицкого на благо музея. 

Все годы директорства Мариники Маратовны мы поддерживали творческие связи с музеем. Снимались в документальных фильмах: « Искусство затерянное в песках» американских авторов и « Страсть Игоря Савицкого» узбекского режиссера Али Хамраева. Последний был специально снят к 100-летию основателя музея. К сожалению, презентацию киноленты в дни юбилейных торжеств отменили. По нашей просьбе фильм показал узкому кругу друзей продюсер, глава Фонда Марджани Рустам Сулейманов. Маринику Маратовну и ведущих сотрудников вызвали в Ташкент, перестроили программу праздника, которая подготавливалась коллективом в течение двух лет. Часть гостей, узнав об отстранении Бабаназаровой от должности, отказалась приехать в Нукус. Директорское кресло временно заняла персона, далёкая от искусства. И началась чехарда с назначением и переназначением одного директора за другим. 

 

- Всё это в недалёком, незабытом прошлом. Промежуточные фигуры, назначенные директорами, не привнесли в жизнь музея ничего существенного, кроме повреждённого полотна. Их словно и не было, хотя с 2017 года прошло три выставки Нукусского музея: в Москве и в Ташкенте. Спасибо за них министерству культуры. Не кажется ли вам, что можно выделить три звена преемственности в руководстве музеем: Савицкий – Бабаназарова - Мкртычев

 

- Да, и поэтому хотелось бы, чтобы общественность поддержала выбор Экспертного совета. Пока я не вижу ни одной более достойной фигуры, которая могла бы занять место директора. В числе претендентов два зарубежных специалиста. Но могут ли они вынести нукусский климат, поймут ли менталитет народа? 

Тигран Мкртычев с деятелями изобразительного искусства Узбекистана

Тигран Мкртычев и Бобур Исмаилов. Москва, 2019

Мкртычев при четкой собственной позиции в выборе, умеет слушать профессионалов и принимать взвешенные решения. Он лично участвовал в раскопках в Средней Азии и прекрасно понимает, что в музейном деле, кроме исторически складывающегося времени и пространства важна преемственность. Когда коллекция музея переходит из рук одного директора в руки другого, необходимо сохранить главную нить и идею собрания. Мне кажется, Тигран Константинович достаточно хорошо знает политику, которую вел Савицкий, прекрасно представляет, что сделано Мариникой Маратовной и узбекистанскими художниками. И будет продолжать дело, сохраняя на новом уровне дух и суть коллекции Савицкого, чтобы она не осталась замороженной на каком-то этапе, а развивалась с учетом новых технологий, возможностей музейного дела и новых специалистов. 

 

Беседовала Тамара Санаева

Москва

Источник: nuz.uz

 





Другие материалы рубрики

28.07.2019 / 22:11:20

Аrt- галерея ZERO LINE и сайт KULTURA.uz представляют: "ЛИЦОМ к ЛИЦУ"

Супер-проект "ЛИЦОМ к ЛИЦУ" с участием интеллектуальной элиты Ташкента. Борис Бабаев беседует с Борисом Гафуровым. Главная тема – Театр Марка Вайля "Ильхом" всегда на острие, всегда в творческом поиске. Разговор обо всем и очень откровенно. Далее...

26.07.2019 / 22:52:08

ПОСОЛ УЗБЕКИСТАНА ПОСЕТИЛ КАЛИНИНГРАДСКУЮ ОБЛАСТЬ

22-23 июля 2019 года Посол Узбекистана в Российской Федерации Ботиржон Асадов посетил Калининградскую область. Далее...

26.07.2019 / 20:55:51

В столице Белоруссии в конце июля состоятся Дни культуры Узбекистана

К поездке в Минск готовится большая группа известных деятелей культуры и искусства Узбекистана. Перед минчанами выступит известный вокально-инструментальный ансамбль "Ялла" под руководством народного артиста Узбекистана Фарруха Закирова. В белорусской столице будет развернута выставка изобразительного искусства Узбекистана, в программе также фестиваль узбекских фильмов. Далее...

25.07.2019 / 19:50:35

Презентация международного проекта полного вывода из потребления гидрохлорфторуглеродов (ГФХУ) в Узбекистане.

24 июля 2019 года, в городе - Ташкенте прошла презентация, нового совместного, международного - проекта Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды Далее...

25.07.2019 / 17:06:38

Свобода доступа к информации в Узбекистане. Правовая осведомленность журналистов

24 июля 2019-года в городе - Ташкенте, состоялся брифинг, посвященный открытию Юридической клиники для журналистов и медиа в рамках, международного проекта "Improving legal literacy among journalists to support media freedom in Uzbekistan" (Повышение правовой грамотности журналистов для поддержки свободы СМИ в Узбекистане). Далее...





09.11.2024 / 10:57:28
День узбекского кино в Минске – культурный мост между народами
 
08.11.2024 / 23:14:02
В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои с большим успехом прошел показ замечательного фильма-сказки Джасура Исхакова (1947-2021) - Приключения в стране Чатранга
 


12.11.2024 / 13:21:06
Посольство Франции в Узбекистане пригласило на сольный концерт известного пианиста Оливье Мулена, посвященный 100-летию со дня смерти выдающегося композитора Габриэля Форе
 
07.11.2024 / 12:37:29
Золотые ветви творчества и дружбы: Узбекистан – Венгрия
 


08.11.2024 / 10:47:31
Наш стенд - на "World Travel Market London"
 
04.11.2024 / 15:56:42
Церемония подписания соглашения о взаимопонимании между Департаментом культуры и туризма
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте