Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.02.2020 / 12:35:13
В столице республики состоялось заседание "круглого стола", посвящённое обсуждению проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан "О средствах массовой информации"Организатором этого форума по вопросам совершенствования национального законодательства в сфере масс-медиа:актуальные вопросы дальнейшего обеспечения свободы СМИ выступило Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Узбекистана (АИМК). Конечная цель - выработка предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию законодательства в сфере СМИ, обсуждение проекта закона по внесению изменений и дополнений в закон РУ «О СМИ». В обсуждении этих вопросов принимали участие представители Законодательной палаты Олий Мажлиса РУ, Министерства юстиции, НТРК, УзА,НАЭСМИ, международных и зарубежных организаций, а также представители различных СМИ. Об актуальности разработки и принятия закона, регулирующего деятельность средств массовой информации в Республике Узбекистан говорила в своем приветственном слове начальник управления масс-медиа АИМК Гулрухсор Хатамова. В нашей стране с учётом повышения роли общественного контроля, развития независимой прессы и свободы слова, усиления гарантий обеспечения доступа к информации, возникает необходимость регулярного совершенствования нормативно-правовой базы пропорционально темпам развития информационной индустрии. В связи с этим в постановлении, подписанном Президентом Шавкатом Мирзиёевым, направленным на обеспечение верховенства Конституции и закона, Агентству было поручено разработать проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон «О средствах массовой информации». В 2018 году в действующий закон «О средствах массовой информации» были внесены необходимые изменения и дополнения. В связи с тем, что за последние два года в этой сфере происходят большие позитивные изменения, в связи с чем требования участников информационного пространства существенно выросли, а отношения с госорганами и СМИ формируются на основе принципа прозрачности. Это нашло свое отражение в выступлениях модератора заседания “круглого стола”, председателя Комитета по вопросам инновационного развития , информационной политики и информационных технологий Законодательной палаты Олий Мажлиса Узбекистана Ильхома Абдуллаева, докладе представителя АИМК Бохира Ташходжаева на тему “ Основные нормы национального законодательства в сфере СМИ”. Свою точку зрения по этоим волпросам изложили на заседании постоянный координатор ООН в Республике Узбекистан Хелена Фрейзер, представитель Военно-политического измерения Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане, старший советник по проектам Ричард Уиллер. В состоявшемся затем обмене мнениями приняли участие представители различных СМИ и международных организаций. В ходе обсуждения была представлена подробная информация о предлагаемых изменениях и дополнениях в закон. Согласно законопроекту, учредители настаивают на значительном увеличении ответственности иностранных инвесторов, с усилением ответственности СМИ, гарантий свободы информации и права на участие в судебном заседании. В ходе дебатов многие эксперты, журналисты и блогеры прокомментировали законопроект и внесли свои предложения. Действующее законодательство планируется усовершенствовать на основе концептуальных предложений, представленных после изучения мнений и комментариев представителей субъектов информации, осуществляющих свою деятельность в стране. - Запретить создание частных СМИ для руководителей органов государственной власти и управления с целью создания здоровой конкуренции в частном секторе (чешский опыт); - Размещать информацию об учредителях и спонсорах средств массовой информации в СМИ. С помощью этой информации выясняется, есть ли влияние чиновников на деятельность СМИ или нет (итальянский опыт); - С целью усилить общественный контроль, узаконить право СМИ обращаться в парламент по вопросам исполнения Конституции и законов Республики Узбекистан, решений палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и их органов, государственных программ, а также по поводу реализации задач и функций, возложенных на госорганы, хозяйственного управления и должностных лиц (исландский опыт, Закон Республики Узбекистана «О парламентском контроле»); - Предусмотреть упрощение процедуры регистрации средств массовой информации, переведя её в электронный формат (Указ Президента УП № 5409, от 11 апреля 2018 года); - Заработная плата главного редактора СМИ не может существенно отличаться от заработной платы учредителя (учредителей) СМИ. Это требование не применяется, когда лицо выступает в качестве учредителя и главного редактора СМИ. - С целью создания дополнительных условийдля поощрения, редакция СМИ можетустанавливать размер оплаты за опубликованные материалы, включая гонорар, кроме заработной платы, пособия, премии; (украинский опыт: Закон «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов», Постановление Президента Республики Узбекистан ПП № 3201, от 14.08.2017 года); - Сотрудник редакции — это лицо, которое заключило трудовое или контрактное соглашение с редакцией, собирает, анализирует, редактирует и готовит материалы. Описание данного понятия расширено, с целью создания удобства для редакции, гражданам, заключившим договоры на платное обслуживание, также предлагается выступать в качестве сотрудников редакции. (Глава 38 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, статьи 703-708). - Установить норму, регламентирующую право представителей средств массовой информации на участие в открытых судебных заседаниях и на свободное получение информации о деятельности судов, при этом обратить внимание, что порядок участия представителей СМИ принят с учётом решения Пленума Верховного суда Республики Узбекистан. (российский опыт: Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», постановление Президента Республики Узбекистан ПП № 4551 от 13 декабря 2019 года); - Предложено увеличить долю иностранных инвестиций с 30 до 49 процентов (Закон Респ. Уз.«Об инвестициях и инвестиционной деятельности» от 27.01.2020 года); - Пересмотреть статью действующего закона по «использованию авторских материалов и писем» в целях обеспечения обязанности средств массовой информации распространять авторские произведения, в том числе фонограммы и аудиовизуальные произведения, на основании договора с автором; (Берн, Требования Женевских конвенций); - При вступлении государственной организации в уставный фонд (уставный капитал) СМИ в качестве учредителя также предусматриваются следующие дополнительные обязательства: а) дальнейшее укрепление и модернизация материально-технической базы средств массовой информации, б) создание условий для повышения качества медиаконтента, а также его продвижение и популяризация путём создания собственных сайтов в глобальной информационной сети Интернет, в) оказание практической помощи в развитии средств массовой информации, г) если учредитель является бюджетной организацией или получателем бюджетных средств, включать в смету расходов средства, предназначенные на развитие СМИ, а также обеспечивать контроль целевого использования средств массовой информации. Вводятся критерии ответственности за нарушение свободы средств массовой информации. Следующие положения можно рассматривать как нарушение свободы СМИ: а) препятствование законной деятельности редакций и журналистов в распространении информации со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений; б) цензура; в) незаконное вмешательство в редакционную деятельность и нарушение её свободы действия; г) незаконное прекращение или приостановление деятельности СМИ; д) нарушение права редакции на запрос и получение информации; е) незаконное приостановление печати, частичное или полное удаление информации; ж) препятствование распространению материалов легально действующих средств массовой информации, в том числе через розничную печать; з) принуждение журналиста к распространению информации или отказ от её распространения.
Б.РАХИМОВ
|
|