Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
04.03.2021 / 19:15:38

В продолжение темы. ПОЭТ - ДМИТРИЙ АНТОНОВИЧ СУХАРЕВ


  Дмитрий Антонович Сухарев - бард.

 Из поколения шестидесятников. Он и поэт, и  композитор и исполнитель в одном лице. Но главным из трёх - создатель, творец текста. Он - автор идеи, конструктор, который воплощает её в модель. И технолог. Без него вообще ничего не получится. Но рождается  раньше - поэзия. Дух. Смысл.Чувства. Некоторые считают, и я в том числе, что самое лучшее  в бардовской песне – это музыка, её высокая красота. И воплощается она в песне. Музыка дает песне крылья для взлета. Хорошая музыка - для высокого полета. Многие стихотворные произведения у Сухарева мелодичны - музыкальны. Может быть потому, что обучали его музыке с детства.

Почитайте, послушайте  Чупу!

" Чупа

Стучи, машина! Курс норд-вест!

Чупа вовек не надоест,

Чупа — столица наших мест,

В ларьке сметана.

Куда ж нам плыть, как не в Чупу?

Плывём, шугу круша в щепу,

И тает иней на чубу

У капитана.

Привет Чупе! Чупа — приют,

Чупа уютней всех кают,

Бичи печально соки пьют,

А ну, плесни-ка!

В Чупе светло и без движка,

Куснёшь с дорожки пирожка,

А в нём морошки с полмешка,

А в нём — брусника.

Чупа — черта, сиди и пой.

А что там дальше за чертой?

Как нас погладят за Чупой

Шершавой лапой?

В Чупе в кино идёт «Чапай»,

А ты на станцию ступай,

Билет чупейный почупай

И к югу чáпай."

1984

"Отношения с музыкой у меня очень любовные, душевные, она для меня — высшее из искусств. Если бы имел возможность выбирать, то писал бы не стихи, а музыку. Из композиторов абсолютным кумиром долго был Рахманинов, позже выбор не раз уточнялся. Чаще других вещей слушаю, пожалуй, Вторую симфонию Скрябина. Она не относится к его знаменитым гремучим опусам, их я скорее недолюбливаю, а Вторую, особенно в её пасторальных разделах, знаю наверно от первого до последнего такта. Очень близки романтики, особенно Шопен. Люблю слушать щедринское переложение «Кармен». То есть вкусы вполне демократические, без изысков К классике я пристрастился в музыкальной школе, позже много слушал в студенческие годы. Биофак МГУ был в двух шагах от консерватории, после занятий мы бегали на бесплатные классные вечера — студенты играли свои программы, профессура слушала. Меня музыка тянула к себе довольно долго...

Я учился на виолончели. В эвакуации выпала редкая удача, я попал к изумительному педагогу. Голод, вши, горе людское кругом, а в классе Андрея Семёновича Мельникова наперекор войне царили музыка и любовь. И для меня это самые дорогие воспоминания. Школа была ташкентская, при центральном Дворце пионеров. Вообще-то это был дворец великого князя, которого туда сослали за любовь к женщинам. При советской власти он стал дворцом пионеров. На территории этого «княжества» был ещё флигель, а во флигеле размещалась музыкальная школа. Там я занимался не только виолончелью, но и по классу ансамбля, и в оркестре играл. Как это было хорошо! До войны я тоже немного успел походить в музыкальную школу, там у нас главной достопримечательностью был мальчик постарше — Слава Ростропович. Счастье длилось недолго. Едва немцев отогнали от Москвы, и Театр Революции, в котором моя мать работала актрисой, вернулся из эвакуации. Был ещё 43-й год — целых два года до Победы. Москва холодная, пустая, отец на фронте. Мама пристроила меня к несчастному такому старичку-виолончелисту из театрального оркестра. После Мельникова мне было просто невозможно с ним заниматься, бросил." ( Из интервью  с Сергеем Трухановым).

Сохранился отзыв звезды - бардовца Юрия Визбора о Д.А. Сухареве.

Ю.Визбор.

"Дмитрий Антонович Сухарев протоптал свою тропу в песенной поэзии - неспешно, но основательно и надёжно. Он - глубокий гуманист, это его личное качество, научиться этому совершенно невозможно. Это нужно просто иметь. Поэтому Сухарев - отдельное явление в нашей песенной поэзии. Его поэзия штучна, его тропинка - индивидуальна. И когда он пишет: "Мы живы, покуда поём, пока наши песни не лживы", - то так оно и есть. Он - един в своих помыслах и поэтических идеях, его человеческое достоинство всегда было совместимо с достоинством поэтическим. Известно, что бардовская песня переживала различные времена, и во все эти времена волнообразно накатывались различные моды, веяния, поветрия. Дмитрий Антонович неспешно и упорно следует своей дорогой. "Старым путём, милым путём в Звенигород, в Звенигород идём". Всю свою песенно- поэтическую жизнь он твёрдо следует к одной цели, каждый раз достигая её и каждый раз начиная этот путь снова. Цель эта - несказанная поэтическая драгоценность. Её имя - интонация. Она - одновременно и цель, и средство. Поэтому его песни не стареют. Песенный герой Дмитрия Антоновича - не интеллигент, но интеллигентен. Его песни просты, но не простецкие. Его постоянный герой - человек, который любит другого человека. Лично о себе Сухарев всегда говорит с лёгкой, свойственной настоящим мастерам, мудрой иронией. Но своего героя он любит, а это тоже не часто встречается. Он не отправляется за ним в далёкие края. Он не прячется за северные горы, бушующие моря и прочую р-р-романтику. Места, где появляется его герой, весьма скромны двор, вагон, поляна, бульвар, тропинка. Да, в Париже, на пароходике, плывущем по Сене, он, его герой, точно такой же, каким он был на пароходике, шлёпающем по Оке в Голутвин. Щемящая, раздирающая сердце интонация этого стиха, соединённая с великолепной музыкой Сергея Никитина, стала одной из лучших их песен ("Пароход"). Он работал со многими одарёнными композиторами: Г. Шангиным-Березовским, В. Борисовым, В. Берковским, С. Никитиным. Мне доводилось не раз наблюдать процесс рождения их песен, эти домашние университеты. Дорабатывал ли поэт свои стихи? О, да. Иной раз - в течение не одного месяца. Живой процесс взаимного творчества - вот что это было. Но чаще всего Дмитрий Антонович выступал в роли селекционера нот, и, надо сказать, вкус его никогда не подводил. Я давно люблю Дмитрия Антоновича Сухарева, я старый поклонник и почитатель его замечательного таланта. Я горжусь тем, что мой друг - крупный учёный и зрелый поэт, который когда-то очень давно где-то возле Звенигорода пошёл своим путём. От человека к человеку. От сердца к сердцу. Старым путём и, между прочим, милым путём..." ("Старым путём", газета Московского КСП "Менестрель", * 8, 1980)

Сухаревские песни "Альма - матер", " Вспомните, ребята", "Бричмулла" стали широко известны и любимы многим благодаря не только его  талантливым стихам, а потому еще, что попали они в мастерские руки. Интересно, что композитором многих  его произведений, которые стали хитами, был  ученый - технарь, профессор Виктор Семёнович Берковский, который в свободное от научной и преподавательской работы, сочинял музыку.

 

В.Берковский.

 Он  -  страстный бард и автор музыки более 200 песен.  Судьбы жизненные Сухарева и Берковского во многом схожи. Отцы их воевали  в Отечественную. Они, по возрасту -  не успели. Но память о  ребятах, которые " шагали от военкомата с бритыми навечно головами" соединила поэта и композитора в совместной  душевной песне.

 " Вспомните, ребята.

Вспомните, ребята, поколение людей

В кепках довоенного покроя.

Нас они любили,

За руку водили,

С ними мы скандалили порою.

И когда над ними грянул смертный гром,

Нам судьба иное начертала -

Нам, непризывному,

Нам, неприписному

Воинству окрестного квартала.

Сирые метели след позамели,

Все календари пооблетели,

Годы нашей жизни как составы пролетели -

Как же мы давно осиротели!

Вспомните, ребята,

Вспомните, ребята,-

Разве это выразить словами,

Как они стояли

У военкомата

С бритыми навечно головами.

Вспомним их сегодня всех до одного,

Вымостивших страшную дорогу.

Скоро, кроме нас, уже не будет никого,

Кто вместе с ними слышал первую тревогу.

И когда над ними грянул смертный гром,

Трубами районного оркестра,

Мы глотали звуки

Ярости и муки,

Чтоб хотя бы музыка воскресла.

Вспомните, ребята,

Вспомните, ребята,-

Это только мы видали с вами,

Как они шагали

От военкомата

С бритыми навечно головами."

...Я наблюдал за зрителями во время чтения В. Сухаревым своих стихов. Они аплодировали ему. Дружно. С уважением. Когда же звучала его песня - весь зал пел. Воодушевленно. Радостно. Я воочию убедился в преимущесте песни над текстом. А если эта песня еще несет  себе глубокий смысл, драму, трагедию, то она совершает чудеса. 

А. Вертинский.

Александр Вертинский вспоминал событие, которое произошло на его выступлении в Черновцах, еще румынском городе Он исполнял очень драматическую песню. Она так тронула  присутствующих, что "Зал грохнул...Точно почувствовал, что это сейчас уже не концерт, а суд... публичная казнь, возмездие, от которого некуда деться... как на лобном месте.Толпа неистовствовала. Стучали ногами... кричали... свистели... И ломились стеной к эстраде".

 Бардовская, самодеятельная, туристическая, студенческая. песня  исполняется обязательно под акустическую  шестиструнную или семиструнную гитару. Нетрудный в походе инструмент порой заменяет целый оркестр. Игрой своей  выражает душу и  искренние чувства исполнителя. Лучше всего песня исполняется  и слышится у костра, у палатки, в студенческом общежитии. Там, где она родилась - не в домашних парниковых условиях, не в каменных  городских джунглях, а  в нелегких турпоходах, в  путешествиях, в стройотрядах, в геологоразведочных экспедициях, на биостанциях, в кругу любителей природы. Песня - детище, собственное, выращенное  авторским интеллектом и живой природой. Песня о дружбе и любви, о Родине, о верности и чести, о добре и зле, о смысле жизни. О войне и военном детстве.

Б. Окуджава.

. Как сказал Булат Окуджава: "Это мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью."

 - Жениться, сын, женись,

Коль время подоспело,

Но только не ленись,

Ищи жену умело.

Старайся освежить

Подвянувшие гены,

Чтоб жить нам не тужить

Под флагом гигиены.

 

Татарка - вот огонь,

Не гены, а подарок!

Татарку пальцем тронь -

Останется огарок.

Голубит допьяна!

Воспряло б наше древо!

Обидно, что она

Не прочь гульнуть налево.

 

Бери жену позлей -

Полячку, для примера:

На нас, на кобелей,

Нужна крутая мера.

Красива и статна,

Не девка - королева!

Обидно, что она

Не прочь гульнуть налево.

 

Еврейка - вот душа,

Притом в уютном теле!

На кухне хороша

И ласкова в постели.

Роскошная жена -

Пленительная Ева.

Обидно, что она

Не прочь гульнуть налево.

 

Не знаю, как и быть…

А может, по старинке

Невесту раздобыть

В архангельской глубинке?

Вот счастье! - царство льна,

Стеснительная дева…

Обидно, что она

Не прочь гульнуть налево.

 

А впрочем, сын, пора

Оставить эту ноту:

Ведь глупо ждать добра

От брака по расчёту.

Когда самой судьбой

Предъявится невеста,

Тогда само собой

Нам станет всё известно.-

Эту шуточную песню  Дмитрий  Сухарев исполнял  на многих бардовских встречах. Издана была  в 1978г.

В истории авторской песни записано, что  в начале 1950-х годов мощный пласт авторских песен появился в студенческой и аспирантской среде — на биологическом факультете МГУ (известнейшими авторами этой плеяды стали Ген Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и в Педагогическом институте им. Ленина (Юрий Визбор, Юлий Ким, Ада Якушева).

 В мае 1967 года состоялся первый общемосковский слёт КСП, где уже блистали новые имена: Александр Галич, Сергей Никитин, Евгений Клячкин.

 Одной из вершин бардовского песенного творчества Дмитрия Антоновича Сухарева, на мой взгляд, стала знаменитая песня "Бричмулла", которая имеет биографические отметины. Как рассказывает автор, расстояние от Ташкента до Бричмуллы - (это  реальный кишлак, не сказочный Гель-Гью из Александра Грина ) -  преодолевалось за два дня, с ночевкой в пути, никакого транспорта не было. Некоторые приезжали на велосипедах, но чаще приходили пешком, совершая длительное и нелегкое путешествие. Из  письменных воспоминаний  Дмитрия Антоновича :" Чтобы попасть туда, надо было заранее позаботиться о каком-нибудь транспортном средстве. Обычно это была арба. В середине дня арба подъезжала к дому. На нее грузились посуда, кастрюли, ведра, продукты из тех, что трудно было добыть в Бричмулле (например, рис, макароны), и постели. Одеяла раскидывались на помосте арбы толстым слоем, на него пассажиры усаживались, а то и ложились. Возница-арбакеш сидел на лошади, поставив ноги на длинные оглобли. Ехали до темноты, останавливаясь на ночлег в одном из селений, вблизи того места, где сейчас плотина и мост через Чирчик. Из Искандера выезжали рано утром. Прежде всего переезжали на пароме через Чирчик, а затем уже ехали по левому берегу через Ходжикент и Юсупхану в Бричмуллу. Перед самой Бричмуллой надо было перебраться на другую сторону Чаткала, текшего в глубоком ущелье (сейчас все это глубоко под водой Чарвакского водохранилища). Мост был старый, покорежился, сгорбился, изобиловал дырами, и переезжать по нему не рисковали: весь скарб перегружали на ишаков и далее три-четыре километра шли пешком, рядом с ишаками....Мы возвращались в Ташкент более сильными, ловкими, натренированными походами, часто очень трудными и полезными.

Бричмулла запечатлелась у меня как лучшее, красивейшее место на земле. Она обогатила меня. И до сих пор для меня лучше, чем Бричмулла, нет ничего на свете! "

"Брич-Мулла.

 Сладострастная отрава - золотая Брич-Мулла,

   Где чинара притулилась под скалою.

   Про тебя жужжит над ухом вечная пчела:

   Брич-Мулла,

          Брич-Муллы,

               Брич-Мулле,

                     Брич-Муллу,

                          Брич-Муллою.

Был и я мальчуган и в те годы не раз

Про зеленый Чимган слушал мамин рассказ,

Как возил детвору в Брич-Муллу тарантас -

Тарантас назывался арбою.

И душа рисовала картины в тоске,

Будто еду в арбе на своем ишаке,

А Чимганские горы царят вдалеке

И безумно прекрасны собою.

Но прошло мое детство и юность прошла,

И я понял - не помню, какого числа,-

Что сгорят мои годы и вовсе дотла

Под пустые, как дым, разговоры.

И тогда я решил распроститься с Москвой

И вдвоем со своею еще не вдовой

В том краю провести свой досуг трудовой,

Где сверкают Чимганские горы.

Мы залезли в долги и купили арбу,

Запрягли ишака со звездою во лбу

И вручили свою отпускную судьбу

Ишаку - знатоку Туркестана.

А на Крымском мосту вдруг заныло в груди,

Я с арбы разглядел сквозь туман и дожди,

Как Чимганские горы царят впереди

И зовут и сверкают чеканно.

С той поры я арбу обживаю свою

И удвоил в пути небольшую семью,

Будапешт и Калуга, Париж и Гель-Гью

Любовались моею арбою.

На Камчатке ишак угодил в полынью,

Мои дети орут, а я песни пою,

И Чимган освещает дорогу мою

И безумно прекрасен собою!" 

Бричмулла.

Бричмулла, сегодня - кишлак Бурчи-Мулло, расположен  на северо-востоке Ташкентской области, в 100 км от столицы,  на западной оконечности Коксуйского хребта Западного Тянь - Шаня, на высоте 960 метров над уровнем моря, у водохранилища. Летом здесь намного прохладнее, чем в Ташкенте - температура не поднимается выше плюс 30. Зато зимой стоят сильные морозы. Населенный пункт получил широкую известность благодаря популярной песне Сергея Никитина на стихи Дмитрия Сухарева "Бричмулла". Поселок, притулившийся к горе, стал символом Родины  для каждого человека. У каждого своя Бричмула. У кого- то  город Каргополь.

 - Он город невелик,

А забыть его мне сердце не велит:

         Может, он и мал слегка,

         Да Онега велика,

         Да немерены леса,

         Да без края небеса. - ( "Каргополочка" Д. Сухарев 1963г.)

У моей жены Евы тоже сердце щемит, когда вспоминает родное гнездо -  село Великий Кучеров, расположенное в Карпатских горах.

Слушатели на концертах Никитиных повторяют слова этой несни и  не скрывают свою нежность и любовь к Бричмулле.

 Название песни тоже имеет свою историю. Кое - кому не нравилось слово " Мулла". Редактор, чтоб "не дразнить гусей," убрал черточку между словами. С названием поселка -" Брич -  Мулла",  связана  старинная легенда, которая и сегодня очень  поучительна для всех нас.

Жили в этом селе люди, погрязшие в пороках. Они воровали, брали взятки, предавали друзей, обманывали и бездельничали. Б-г увидел такое поведение, разгневался и решил жителей селения наказать, посылая им несчастья : землетрясения, наводнения, засуху и заразные вирусы. Не знали люди как прекратить эти напасти. Но однажды зашел в поселок священнослужитель и обратились сельчане к нему за помощью. Он  помолился и объявил собравшимся: "Вы прогневали всевышнего, потому что не следуете заветам пророка. Вы думаете о желудке, но не о душе. Вы обманываете бедных и ничего не даете страждущим. Но я вам помогу. Вы должны изменить свой образ жизни, а я попрошу Аллаха простить вас". Жители поселка старались исправить свое поведение, а  мулла так истово молился, что Б-г смилостивился и простил людей, перестав насылать на них несчастья. Селяни стали благодарить  муллу, но тот  отмахнулся: "Не благодарите, это мой долг!". С тех пор это место так и называется - "брич"-долг, "мулла"- священник.

Сергей Никитин, композитор,  старинный товарищ по братству бардов, сочинил замечательную музыку к этой песне Д. Сухарева. К слову, Сергей Никитин и его жена Татьяна. тоже ученые -  кандидаты физико-математических наук. С. Никитин говорит, что мелодия к "Бричмулле" пришла к нему оттуда, сверху, с небес.

С. Никитин.

 Д.А. Сухарев  и сегодня работает, пишет.(- Пусть поистёрся, но потрясён / Тем, что маршруты мои не нарушены.-) 

Последняя  книга его -  "Голошение волн". Она посвящена  Узбекистану.

Д.А. Сухарев утверждает, что мы живы, пока поем. Так и песня называется.

"Мы живы, покуда поем".

Стихи Дм. Сухарева Музыка В. Берковского

                      ***

Мы живы, покуда живём, Покуда хватает закваски,

Пока мы легки на подъём. И смотрим вперёд без опаски.

В гитары уткнув животы, Мы в землю упёрлись ногами,

И видно звезде с высоты, Как ширится песня кругами.

Мы живы, покуда поём, Покуда не ищем наживы,

Пока мы стоим на своём, Пока наши песни не лживы.

А песню подхватит любой, А песне найдётся работа,

Покуда в ней нашей судьбой Оплачена каждая нота.

А песня готова на бой, А песня на плаху готова.

****************

Видео- клип. Бричмула Олега Якупова

https://vimeo.com/193116909

https://youtu.be/QXa60kmdQ8I Никитины

 Михаил Ружанский.





Другие материалы рубрики

04.03.2021 / 18:53:54

В Ташкенте журналисты обсудили с чиновниками социальные реформы

В Ташкенте представители негосударственных электронных СМИ и общественных организаций обсудили с депутатами и членами правительства реформы в социальной сфере. Далее...

03.03.2021 / 19:50:53

АЁЛ БОРКИ ОЛАМ МУНАВВАР!

Юртимизда яшариш, янгиланиш фасли бўлган баҳор байрамлар билан бошланади. Баҳорнинг илк байрами 8-март Халқаро хотин-қизлар кунидир. Далее...

03.03.2021 / 19:43:57

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ В УЗБЕКИСТАНЕ

Пандемия COVID-19 ярко продемонстрировала всем нам насколько тесно взаимосвязаны здоровье, состояние окружающей среды и экономика. Как использовать этот опыт для масштабного перехода к "зеленому развитию" Узбекистана? Далее...

03.03.2021 / 19:35:01

МЕРОПРИЯТИЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ К ТВОРЧЕСТВУ ИЗВЕСТНОГО ЛАТЫШСКОГО КОМПОЗИТОРА ЭМИЛСА МЕЛНГАЙЛИСА

2 марта т.г. в Комитете по межнациональным отношениям и дружественным связям с зарубежными странами при Кабинете Министров Республики Узбекистан состоялось мероприятие, посвященное к творчеству известного латышского композитора Эмилса Мелнгайлиса на тему "Музыка - укрепляет дружбу". Далее...

03.03.2021 / 19:09:01

Онлайн-мероприятие по случаю китайского традиционного праздника фонарей, организовано Посольством КНР в Узбекистане

26 февраля 2021 года в Китае встречают праздник фонарей, который отмечается в 15-й день 1-го месяца по китайскому лунному календарю и считается окончанием праздника Весны (или китайского Нового года). Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте