Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
03.05.2021 / 21:44:05
В Ташкентском клубе "Интеллектуал" на новой встрече говорили об искусстве авангарда в коллекциях Узбекистана. И опять не хотелось расходитьсяВновь мы собрались в уютном зале нового столичного отеля «Габриэлле». Наши ряды пополнились и состоявшаяся дискуссия оправдала все наши ожидания. Но сначала поздравили с 55-летием члена клуба, известного ташкентского философа и общественного деятеля Равшана Назарова. Конечно, он был очень рад и признался, что поздравления ему пришли и из очень многих стран мира. Потом представили новых участников клуба, это очень интересные люди , которых можно считать интеллектуалами. А потом , за чашкой чая, состоялся очень обстоятельный и доверительный разговор на избранную тему.
Но сначала я представил наш документальный фильм «Авангард, Пространство, Время». Его мы сняли не очень давно вместе с режиссером Денисом Кодзаевым на студии «Фаввора-фильм». Состоявшиеся премьеры проходили с большим успехом. И мы уже слышали самые добрые слова о картине , посвященной уникальным коллекциям авангарда в Государственных музеях искусства в Нукусе и Ташкенте, а также коллекции Великого князя Николая Константиновича Романова , хранящейся в нашем городе уже многие годы. Это были известный в стране кинорежиссер Али Хамраев , многолетний прежний директор знаменитого музея им. Игоря Савицкого , искусствовед Мариника Бабаназарова , заместитель министра культуры Камола Акилова и другие. Съемки удалось сделать в 2019 году, когда отмечалось 100-летие создания Государственного музея искусств Узбекистана и во время открытия в те же дни выставки картин авангарда из коллекции нукусского музея в Галерее изобразительного искусства Узбекистана. После просмотра фильма у каждого участника клуба и его новых членов была возможность высказать свои соображения. И вот какие записи остались на моем репортерском диктофоне…
МАРИНИКА БАБАНАЗАРОВА (вступительное слово перед показом фильма) - Хотелось бы напомнить, как все это было. Сначала была открыта выставка авангарда в Государственном музей искусств Узбекистана в Ташкенте. И я не знаю, как это получилось, паралельно в художественной галерее Национального банка в столице была развернута коллекция из нукусского музея, о которой говорит весь мир. Почти накануне этой выставки она побывала в Москве, в Пушкинском музее , в рамках официального визита Президента Узбекистана в российскую столицу. Об этой выставке говорили в России, Узбекистане. В результате происходило некоторое соперничество, об этом говорилось в различных комментариях и отзывах на эту выставку. В свое время мы слышали некие укоры, почему это такая коллекция в Нукусе , а у нас в Ташкенте есть свой авангард… Но почему нет такой известности и популярности. Фильм я знаю и могу сказать , что в нем очень умело показано, в чем особенности нукусской коллекции и ташкентской коллекции, которая состоит из звездных имен. Потому это стало дополнением к понятию авангард , но в разных собраниях. В фильме показан подход к коллекционированию и экспонированию в нукусском музее картин художников-авангардистов и показана коллекция ташкентского музея, ее особенности. Савицкий в то время делал то, что он читал нужным. А мы, его ученики, несли дальше это знамя.
БАХТИЕР ТУРСУНОВ, общественный деятель - Когда я узнал о том, что собирается этот великолепный клуб, мне захотелось принимать участие в его работе. Такие интересные , такие высокообразованные люди! Быть с вами в одной команде очень приятно. Радостно здесь видеть известного режиссера Андрея Слонима; зав. кафедрой подготовки телеоператоров и других специалистов, известного мастера фотографии Батыра Базарбаева; кинорежиссера Алиаскара Фатхуллина. Очень хороший фильм, я его смотрел с большим удовольствием. Хотел бы пожелать его создателям новых творческих успехов. А клубу «Интеллектуал» всего наилучшего. Такого рода клуб в нашем городе очень нужен.
АНДРЕЙ СЛОНИМ, режиссер ГАБТа им. А. Навои - Авангард - понятие обширное, разнообразное и обозначающее очень важное направление развития изобразительного искусства на определенном этапе истории. Когда и на каких стадиях возникает авангард в искусстве? Это творческий поиск, это новые формы работы, порой совсем необычные по сравнению с тем, что уже было. И все это есть в фильме «Авангард, Время, Пространство», который мы сейчас увидели. Дорогой Борис Рахимович, спасибо за замечательный вечер и прекрасный фильм. Все выступают крайне интересно и раскованно. Важная тема раскрыта вами и вашей командой очень своеобразно. Спасибо за эстетическое удовольствие от нашего замечательного клуба.
ЮСУФ АБДУЛЛАЕВ, доктор исторических наук, профессор - Хотел бы тоже выразить благодарность создателям этого фильма. Здесь видно все: и мастерство съемочной группы, и прекрасная режиссура, и отличный сценарий Бориса Рахимовича. Поздравляем вас всех с большим творческим успехом. Да, авангард - это величайшее достояние, как говорила уже Мариника Маратовна. Да, это «Лувр в пустыне». Но, когда вы загляните в этот музей в Нукусе, то увидите поистине уникальный шедевр Джавдатбека Куттымуратова. Это его работа «Амударья». Он взял дерево, отбросил все лишнее и создал шедевр . Я его видел еще в 75 году, когда посетил этот музей. Я впервые видел тогда живого Игоря Витальевича. Куттымуратов говорил: «Савицкий состоялся, он действительно уникум». Но его бы не было, не будь рядом с ним академика Нурмухамедова. Потому что Савицкий - подвижник, бессребреник, но то, что он сделал — собрал великую коллекцию картин, а дальше его дело продолжила Мариника Маратовна, и теперь это заслуживает большого уважения. В будущем году в Самарканде состоится большой мировой форум-заседание ШОС в Узбекистане. Там сейчас строится восемь отелей, очень современных, и один из них решено назвать «Савицкий-плаза».
- БАРНО ТУРГУНОВА, искусствовед, куратор выставок - Я хотела бы кое-что добавить к словам Юсуфа Нематовича о том, что связь очень сильная между поколениями. И в этом тоже немалая заслуга Мариники Маратовны. Она , будучи там директором, вместе со своими сотрудниками ездила по многим школам и возила туда предметы искусства. Они читали лекции, проводили игры, показывали картины. Это большой труд. Я бывала в таких школах, мы с ней в то время сотрудничали. Можно сказать, что это был подарок от музея Савицкого - эти показы картин, эти приезды в школы, часто очень отдаленные. Проект назывался «Музей на колесах» и он осуществлялся довольно много лет.
- РАВШАН НАЗАРОВ, кандидат философских наук - Я смотрел этот фильм с очень большим интересом. И вот почему. Авангард- это передовая гвардия, те, кто идет впереди. Это очень удачный термин, потому что в нем идет речь именно о тех людях, прекрасных художниках прошлого века, которые шли впереди. Савицкий был одним из них и потому оставил такой большой след в искусстве и истории нукусского музея. На меня произвело большое впечатление и то, какие прекрасные картины периода авангарда есть и в Государственном музее искусств Узбекистана . Это очень хорошо показано в фильме. Хотел бы отдельно отметить коллекцию, оставшуюся в наследство Узбекистану от Великого князя Николая Константиновича Романова, она тоже уникальна. И это убедительно демонстрирует лента, которую нам сегодня посчастливилось посмотреть.
- РАХИМЖАН СУЛТАНОВ, журналист, ветеран телевидения и радио - Фильм, конечно, хороший. Но его создатели все-таки очень дипломатичны. Я имею в виду тот факт, что музей в Нукусе вдруг лишился своего директора, и Мариника Маратовна, столько сделавшая для него, совершенно несправедливо лишилась этой должности. Сколько у нее было проблем, сколько было слез. В фильме об этом ничего не сказано. Я давно мечтаю о том, что в наших городах Ташкенте, Самарканде, Нукусе, других начнут работу культурологи, люди, которые хорошо понимают, что такое культурное развитие города , развивают основные направления урбанистики. Ну нельзя ставить на эти позиции случайных людей, которые в этом плохо разбираются. Много у нас проблем и с топонимикой, у нас много проблем с названиями улиц . Эти вопросы требуют к себе неукоснительного внимания. Надо, чтобы наш клуб понемногу вникал в эти вопросы и высказывал свое отношение, как это должно быть и что для этого надо делать.
- ВАЛЕРИЙ БИРЮКОВ, глава представительства ТАСС в Узбекистане -То, что коллекция музея в Нукусе сохранилась, это просто чудо. И это чудо фактически сотворили великий человек , отличный художник Игорь Савицкий и вы, Мариника Маратовна, и ваши единомышленники. Это огромное дело, и это надо хорошо понимать и высоко ценить. Что касается самого фильма, я давно занимаюсь темой авангарда. Потому меня всегда интересовало, почему советская власть авангард, мягко говоря, не поддерживала. Хотя, если вдуматься, об этом говорят очень серьезные искусствоведы, что такое авангард? По моему мнению, это художественное осмысление и изображение на полотнах гибели старого и рождение нового мира. Таков стиль авангарда. Вы посмотрите, это рубленные такие фигуры и в то же время яркие такие цвета, совсем необычные и глубоко осмысленные лица, которые блистательно изображены на этих картинах. Фактически, художники показывали, как уходил старый и нарождался новый мир, о чем я уже говорил. Но было тогда создано прокрустово ложе соцреализма со своими жесткими условиями. Но уже в 1966 году Савицкому разрешили создать музей и это тоже говорит о многом. Борис Рахимович, ваш фильм дает надежду, что когда-нибудь появятся фундаментальные работы, в том числе и кинематографические, когда явление авангарда будет переосмыслено, ему будет дана должная оценка. В фильме говорится о коллекции князя Николая Константиновича. У нее богатейшая история, ее надо ценить и беречь.
- ЕВГЕНИЙ СКЛЯРЕВСКИЙ, руководитель проекта «Письма о Ташкенте» - Меня восхищают в коллекциях авангарда многие картины. Каждая из них выделяется своими отдельными красками и содержанием. Спасибо, что здесь обо всем этом нам снова напомнили, я буду снова и снова просматривать картины авангарда.
- НАТАЛЬЯ КРИЧАГИНА, интернет-специалист - Я смотрела фильм с восхищением. Это такой кайф! В нем все так подробно, понятно, так классно. То есть, здесь кладезь информации просто безграничный. Я хотела бы пожелать создателям фильма в будущем найти возможности , чтобы вернуться к этой теме и раскрыть ее еще больше и еще глубже. Когда приходишь в музей и видишь эту красоту, не все понятно. Здесь же мне все объяснили. Нужно еще много серий чтобы проникнуться этой темой в полной мере.
УМАРБЕК КУРБАНОВ, руководитель интернет-сайта Art-blog.uz - Я проникся этим явлением уже давно. Если люди видят на сайте эти работы, их все-таки немного. А вот если об этом рассказывает фильм, это другое дело. Его могут посмотреть тысячи людей. Будем надеяться, что придет время и этому важнейшему явлению в изобразительном искусстве будет уделяться гораздо больше внимания. Очень приятно здесь находиться и принимать участие в этом диалоге.
Самые добрые слова о фильме, о проекте клуба «Интеллектуал» были высказаны в этот вечер нашим другом и коллегой, одним из лучших наших кинодокументалистов Алиаскаром Фатхуллиным, известным очеркистом, автором статей по истории края Владимиром Фетисовым, предпринимателем Любой Исхаковой, интернет-специалистом Владиславом Доленко, журналистом Натальей Романченко и другими участниками этой встречи.
Правление клуба выражает благодарность руководству отеля «Габриэлле» за предоставленную возможность проводить наши заседания.
Следующая встреча состоится здесь через две недели.Главная тема - история математики, а также просмотр документального фильма «Математика - царица всех современных наук».
БОРИС БАБАЕВ, председатель клуба «Интеллектуал» фото - БАТЫР БАЗАРБАЕВ
|
|