Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.01.2022 / 10:14:05
Как научить детей самому важномуПосле того, как вы поняли, какие навыки необходимы ребенку в современном мире, перед вами встает гораздо более сложная задача: какие механизмы нужно задействовать, чтобы эти навыки привить. На прошлой неделе мы обсудили, чему современные родители должны научить своих детей. По итогам дискуссии в комментариях получилась подборка полезных идей. Мне особенно понравились следующие:
Сегодня в продолжение темы предлагаю поговорить о том, как воспитать в ребенке все эти полезные качества и обучить его необходимым навыкам. У меня этот вопрос назревал еще во время самого первого опроса родителей. Когда мне раз, и два, и три говорят: «Родители должны научить ребенка искать свое место в жизни», — я спрашиваю: «А как?» В ответ — молчание или что-то неопределенное. Или вот ответы из прошлой дискуссии:
Все это отличные советы, но как это технически «засунуть» в ребенка? Во время прошлой дискуссии обсуждалось обучение английскому языку, которое опрошенные мною родители поставили чуть ли не на первое место в списке. Здесь, конечно, все понятно, методик обучения детей английскому языку десятки, если не сотни, выбирай любую и приступай в любой момент. А вот как воспитать в ребенке «неукоснительную веру в себя»? Есть такая хорошая русская пословица, которую родителям, воспитывающим детей, на мой взгляд, нужно постоянно помнить: лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить. Мне кажется, что по крайней мере некоторые из предложенных в прошлом разговоре навыков и качеств были, увы, из второй части пословицы. Но были, безусловно, и из первой. Давайте посмотрим, как мы вообще можем хоть что-то воспитать в наших детях, какие у нас есть для этого механизмы. Первый и самый древний механизм — прямая имитация: я что-то делаю, мой детеныш делает это же вслед за мной и постепенно приобретает навык. Этим способом можно почти без осечки обучить детей почти всем конкретным полезным навыкам — разводить костер, варить суп, забивать гвозди, чистить ботинки и т. д. Но когда навык чуть сложнее, частота осечек существенно возрастает. Например: родители в семье сами читают книги, ребенку в детстве много читали, доступ к литературе во всех формах облегчен максимально, а он вырастает решительно нечитающим — имитация почему-то не сработала. Второй понятный механизм — предоставление детям достаточного места, времени и условий для обучения чему-то с точки зрения родителей полезному. К этой группе относится обучение английскому языку по той или иной методике, школьное или детсадовское обучение, занятия в хореографическом кружке или музыкальной школе и тому подобное. Навыки, знания и опыт здесь приобретаются всеми детьми без исключения, а их количество и качество зависят от нескольких факторов — методики обучения, соответствия ее возможностям и потребностям ребенка, личности обучающего, характеристик места, где все происходит, количества времени, затраченного на обучение, способностей и склонностей ребенка и т. д. Третий механизм в практике исследовательской биологии называется «методика открытого поля»: ученые сажают крысу на площадку, огороженную стенками, и смотрят, что она будет делать. Еще недавно основным «открытым полем» для городских детей были двор, стройка, гаражи. Теперь, я думаю, интернет и еще торговые комплексы. Там уже происходит в основном не обучение конкретным навыкам (хотя и это, конечно, тоже), а освоение доступного мира и социализация в группе. Какова здесь роль родителей? Я полагаю, что сначала предоставление этого самого «поля», а потом последовательный дружелюбный совместный анализ происходящего там в доступной и интересной детям (а не родителям) форме. Еще один понятный для меня воспитательный инструмент — это «круг» самих родителей. Дети растут, неизбежно видя, анализируя, впитывая социальные и прочие отношения значимых взрослых. Как, где и с кем родители работают, отдыхают, веселятся — все это, на мой взгляд, имеет серьезное воспитательное значение. Чем шире, разнообразнее «круг» родителей, чем глубже, интереснее и доступнее люди, его составляющие, тем больше возможностей и вариантов для самоидентификации и воспитания всего прекрасного у подрастающих детей. Какие еще инструменты и способы воспитания есть, на ваш взгляд? Как конкретно и на практике воспитать в наших детях все то нужное и замечательное, что мы назвали и обсудили в прошлой дискуссии? Если вы не являетесь членом клуба «Сноб», но вам есть что сказать по теме, вы можете зарегистрироваться на сайте и оставить свой комментарий под текстом или прислать свое мнение по адресу: katgift12@gmail.com. Пожалуйста, указывайте, откуда вы, например: «пишет Елена из Петербурга», «пишет Анна из Германии».
Катерина Мурашова
|
|