Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
15.02.2022 / 14:14:24
Памяти академика Э.В.РтвеладзеУченый является кавалером высших государственных наград Узбекистана – орденов «Буюк хизматлари учун» (2002 г.) «Мехнат шухрати» (2003 г.), а также Грузии – «Гирсэбис ордени» («Орден Чести», 2002 г.). Его научная деятельность многогранна – он читал лекции и доклады во многих научных центрах и университетах мира, был членом президиума ВАК, нескольких спецсоветов по защитам диссертаций, а также редколлегий журналов «Общественные науки в Узбекистане», «Общественное мнение», «Узбекистон тарихи», «Санъат», газеты «Правда Востока» и научного ежегодника «SilkRoadArtandArcheology» (Япония). Круг интересов ученого широк – археология, история, нумизматика, эпиграфика, этнография, религиоведение и многое другое. При этом каждая грань его деятельности отмечена сенсационными открытиями. В совершенстве владел русским, узбекским, грузинским, арабским, персидским, французским, английским языками – писал научные работы, читал литературные произведения в подлинниках. Он являлся также одним из немногих специалистов в мире, знающих бактрийский, согдийский и другие древние («мертвые») языки. На протяжении уже многих лет (совместно с крупнейшим в этой области специалистом В.П. Лившицем) занимался дешифровкой знаменитой Айртамской надписи. Академик Ртвеладзе – участник более 90 археологических экспедиций в Центральной Азии, на Кавказе и на Кипре, автор около 700 научных исследований. Главным делом деятельности ученого в последние годы было изучение городища Кампыртепа. Именно Ртвеладзе доказал, что это и есть затерянная во времени Александрия Оксианская. В память о великом ученом мы публикуем отрывки из нескольких интервью академика Э.В.Ртвеладзе разных лет с журналистом и музыковедом Татьяной Петренко.
Об ученых и науке - Я выявил три категории ученых. Первые – мученики науки. Они, бедняжки, неизвестно зачем в науку пришли. Могут за два года одну статью написать, а точнее – «вымучить». Вторые – мучители науки, которые пришли ради конъюнктуры. И вот они мучают науку ненужными, бессмысленными статьями и диссертациями. Получают ученые степени и звания, а потом еще начинают мучить молодых и талантливых, всем существом своим боясь конкуренции. И третья категория – ученые-исследователи, которые полностью посвящают себя науке. Они не обращают внимания на материальные блага, не стремятся приобретать машины, дачи и прочее. У меня, к примеру, машины никогда не было и, наверное, не будет. Но меня это абсолютно не огорчает. Меня в первую очередь интересует, что я сделал для науки. Ведь наука – это состояние души. Ею невозможно заниматься только с девяти утра до шести вечера. Это постоянная работа – круглые сутки. Я пишу в трамвае, в машине, и потому в моем кармане всегда лежат небольшие листочки бумаги и ручка. Работать необходимо всегда, останавливаться на достигнутом нельзя. Ведь как сказал великий Беруни: «Путь, который я выбрал, отнюдь не близок, а труден и далек». К тому же, счастье в моем понимании – это когда человек активно работает и получает от этого истинное удовольствие. Впрочем, я – археолог, а не философ, и могу ошибаться. Моя Трансоксиана
Трансоксиана (Трансоксания) – «та земля, что за Оксом» (современной Амударьей) – так называли в древности край, позже именовавшийся Мавароуннахром, Средневековым Двуречьем, Туркестаном. Здесь переплетались великие культуры древности, формируя особый феномен среднеазиатской цивилизации. И моя научная судьба посвящена изучению этой великой цивилизации. На протяжении ряда лет я возглавляю Тохаристанскую экспедицию, в настоящий момент ведущую раскопки на городище Кампыртепа. Если можно так сказать, сейчас – это мое самое любимое детище, предмет моих забот и волнений. В этом месте, на самом юге Узбекистана, проходила «дорога царей», связывавшая восток и запад, север и юг. Мы шаг за шагом приближаем полное вскрытие городища, буквально сантиметр за сантиметром прорываясь в глубину веков, узнавая, как жили, чем занимались люди в те далекие времена. И это уже не смутные предположения, а выводы, основанные на реальных фактах. Я считаю, что Кампыртепа – та самая Александрия Оксианская, основанная Александром Македонским и описанная в документах той эпохи. Так что, Кампыртепа и другие городища – это наше золотое наследие. Полностью раскопанный город станет эталоном для датировки целого исторического периода, его пространственного восприятия. И потому мне кажутся абсолютно глупыми рассуждения о том, что археология – это бегство от современности. Чушь! Археология – одна из главных современных фундаментальных наук. Она открывает перед нами прошлое, тем самым помогая понять настоящее.
Две родины - Как-то я был в составе правительственной делегации Узбекистана в Грузии. И на одной из встреч тогдашний президент Шеварднадзе во время своей речи сказал примерно следующее: «Вот наш грузинский ученый Ртвеладзе…» «Простите, - вдруг послышался голос нашего Президента, - но Ртвеладзе – наш, узбекский ученый». Да, я родился в Грузии, а Узбекистан стал моей второй родиной. Там, в Сванетии, покоятся мои предки, а здесь, в Ташкенте, живут мои дети и внуки. Именно здесь я встретил свою жену Лидию Львовну Букинич. Когда-то мы учились на кафедре археологии, вместе участвовали во многих экспедициях. Она мой большой друг и помощник. И, кстати, первый рецензент всех моих научных работ. Наш сын Григорий закончил истфак, но сейчас работает спортивным корреспондентом. Дочери также не пошли по стопам своих родителей: Анна – поэт, Нелли – актриса. Возможно, мои внуки когда-нибудь займутся историей и археологией? Поживем – увидим. А, возвращаясь к вопросу о родине, скажу, что я – ученый, сорок пять лет жизни посвятивший изучению среднеазиатской цивилизации. Одновременно своими открытиями решал вопросы не только этого региона, но и евразийского континента в целом. Таким образом, получается, что в определенной степени я – гражданин мира.
О характере Хочу оставить работу в институте и всю свою общественную работу – многочисленные ученые советы, редколлегии, сессии и тому подобное и сконцентрировать все внимание на книгах и экспедициях. Это решение окончательное и бесповоротное! Отпустят – не отпустят, я буду непреклонен. У меня характер, знаете, какой? Просто железный. Если поставлю себе цель, то обязательно ее добьюсь. При этом мне безразлично, кто что скажет. Характер у меня еще тот! Я же лет шесть болел. Переболел всеми самыми жестокими болезнями, которые только существуют. Но справился с ними благодаря своему характеру. Недавно мне врач сказал, что надо срочно оперироваться. А я вот в действии и даже в экспедицию собираюсь. И это не лихачество, а осознанные действия, основанные на эмпирике. Когда-то прочитал у Ключевского: «В жизни ученого и писателя главные биографические факты – книги, важнейшие события – мысли». Так что я хочу последний, самый светлый период своей жизни посвятить только науке.
О том, что важно Я весь в трудах. Правда, устаю в последнее время. Но когда меня просят помочь, отказать не могу. Натура у меня такая. Недаром в моей академической характеристике написано: «Главная черта Ртвеладзе – безотказность». Однако это вовсе не значит, что я не могу сказать: «Нет!». Могу. И говорю, если вижу, что люди наглые, если давят сильно. Но когда просят, отказать не могу. Я просто понимаю, что могу пользу людям и государству принести. Так что я работал, работаю и буду работать.
Татьяна Петренко, музыковед Фото: Эрнест Куртвелиев
|
|